В годы первой мировой войны армянский народ пережил страшную трагедию: младотурецкое правительство в невиданных до того времени масштабах и с неслыханной жестокостью организовало массовое истребление армян. Избиение происходило не только в Западной Армении, но и во всей Турции.
Младотурки, преследовавшие, как уже было сказано, захватнические цели, стремились создать «великую империю». Но находившиеся под османским владычеством армяне, как и ряд других народов, подвергавшихся тяжёлому гнёту и гонениям, стремились избавиться от жестокого турецкого господства. Чтобы предотвратить подобные попытки армян и навсегда покончить с Армянским вопросом, младотурки задумали физически истребить армянский народ. Правители Турции решили воспользоваться вспыхнувшей мировой войной и осуществить свою чудовищную программу — программу геноцида армян.
Первые избиения армян имели место в конце 1914 и в начале 1915 г. Вначале они организовывались скрытно, тайно. Под предлогом мобилизации в армию и сбора рабочих для дорожно‐строительных работ власти призвали в армию взрослых мужчин‐армян, которые затем были обезоружены и тайно, отдельными группами, уничтожены. В этот период одновременно были разорены сотни армянских сёл, расположенных в пограничных с Россией районах.
После уничтожения коварным образом большей части способного к сопротивлению армянского населения, младотурки с весны 1915 г. приступили к открытой и всеобщей резне мирных, беззащитных жителей, осуществляя эту преступную акцию под видом депортации. Весной 1915 г. был отдан приказ о выселении западноармянского населения в пустыни Сирии и Месопотамии. Этот приказ правящей турецкой клики положил начало всеобщей резне. Началось массовое уничтожение женщин, детей и стариков. Часть была вырезана на месте — в родных сёлах и городах, другая, — которая была насильственно депортирована, — в пути.
Резня западноармянского населения осуществлялась с чудовищной беспощадностью. Турецкое правительство дало указание своим местным органам быть решительными и не жалеть никого. Так, министр внутренних дел Турции Талаат‐бей в сентябре 1915 г. телеграфировал губернатору Алеппо, что надо ликвидировать всё армянское население, не щадя даже грудных детей. Погромщики действовали самым варварским образом. Потеряв человеческий облик, палачи бросали детей в реки, сжигали женщин и стариков в церквах и жилых помещениях, продавали девушек. Очевидцы с ужасом и омерзением описывают зверства убийц.
Трагически погибли и многие представители западноармянской интеллигенции. 24 апреля 1915 г. в Константинополе были арестованы, а затем зверски убиты выдающиеся писатели, поэты и публицисты Григор Зограб, Даниел Варужан, Сиаманто, Рубен Севак, Рубен Зардарян и многие другие деятели культуры и науки. Великий армянский композитор Комитас, лишь случайно избежав смерти, не выдержал ужасов, очевидцем которых он стал, и лишился рассудка.
Вести об истреблении армян просочились в печать европейских государств; стали известны ужасные подробности геноцида. Прогрессивная мировая общественность выразила гневный протест против человеконенавистнических действий турецких правителей, поставивших перед собой цель уничтожить один из древнейших цивилизованных народов мира. С протестом против геноцида армянского народа выступили Максим Горький, Валерий Брюсов и Юрий Веселовский в России, Анатоль Франс и Ромен Роллан во Франции, Фритьоф Нансен в Норвегии, Карл Либкнехт и Иосиф Маркварт в Германии, Джеймс Брайс в Англии и многие другие. Но ничто не повлияло на турецких погромщиков, они продолжали свои злодеяния.
Резня армян была продолжена и в 1916 году. Она происходила во всех частях Западной Армении и во всех местностях Турции, населённых армянами. Количество жертв организованной турецкими властями резни составило примерно полтора миллиона человек. Западная Армения лишилась своего коренного населения.
Главными организаторами геноцида западных армян являлись военный министр турецкого правительства Энвер‐паша, министр внутренних дел Талаат‐паша, один из крупных военных деятелей Турции генерал Джемал‐паша и другие младотурецкие заправилы. Некоторые из них впоследствии были убиты армянскими патриотами. Так, например, в 1922 г. Талаат был убит в Берлине, а Джемал — в Тифлисе.
В годы избиения армян кайзеровская Германия — союзница Турции всячески покровительствовала турецкому правительству. Она стремилась захватить весь Ближний Восток, а освободительные устремления западных армян препятствовали осуществлению этих
планов. Помимо этого, немецкие империалисты надеялись посредством депортации армян заполучить дешёвую рабочую силу для строительства железной дороги Берлин — Багдад. Они всячески подстрекали турецкое правительство организовать насильственное выселение западных армян. Более того, находившиеся в Турции немецкие офицеры и прочие официальные лица приняли участие в организации резни и депортации армянского населения.
Державы Антанты, считавшие армянский народ своим союзником, фактически не предприняли никаких практических шагов для спасения жертв турецких вандалов. Они ограничились лишь тем, что 24 мая 1915 г. опубликовали заявление, которым возложили на правительство младотурок ответственность за резню армян. А Соединённые Штаты Америки, которые ещё не принимали участия в войне, не сделали даже подобного заявления. Более того, государственный департамент США пытался, вопреки фактам, создать такое впечатление, будто вести о массовом избиении армян преувеличены. В то время как турецкие палачи истребляли армян, правящие круги США укрепляли свои торговые и экономические связи с турецким правительством.
Когда началась массовая резня, часть западноармянского населения прибегла к самообороне и попыталась — где это было возможно — защитить свою жизнь и честь. За оружие взялось население Вана, Шапин‐Гарахисара, Сасуна, Урфы, Светии и ряда других районов.
Особенно успешной была самооборона населения Вана. В начале апреля 1915 г. правитель Ванского вилайета в Джевдед‐бей, выполняя указание правительства, стал готовя к организации резни армянского населения. Узнав об этом, армяне Вана приняли меры предосторожности. 7 апреля турецкие войска совершили нападение на город. Вооружённые отряды населения успешно отбили нападение погромщиков, и с этого дня началась героическая самооборона Вана. Город был окружён. Осаждённые приняли решение сражаться до конца. В ряды защитников встали все — мужчины, женщины, дети, старики.
Всеми владела одна мысль: лучше погибнуть, чем сдаться палачам. Вооружённое армянское население Вана сражалось мужественно. Все атаки противника были отбиты, несмотря на то, что против армян действовали регулярные армейские части, превосходящие защитников Вана и численностью, и вооружением. Героическая оборона Вана продолжалась до 6 мая, когда русские войска вступили в Ван, а погромщики вынуждены были отступить. Таким образом, благодаря почти месячному упорному сопротивлению население Вана избежало резни.
Успешно завершилась также самооборона армянского населения Шатаха и Светии (в Антиохии). Героические события в Светии описаны в романе австрийского писателя Ф. Верфеля «Сорок дней горы Муса», переведённом на многие языки мира. Но оборонительные бои армянского населения Шапин‐Гарахисара и других мест закончились поражением армян.
В 1915 – 1916 гг. турецкое правительство насильственно выселило в Месопотамию и Сирию несколько сот тысяч армян. Многие стали жертвой голода и эпидемий. Оставшиеся в живых обосновались в Сирии, Ливане, Египте, переселились в страны Европы и Америки. Проживавшие на чужбине армяне находились в весьма тяжёлых условиях. В годы первой мировой войны многим западным армянам удалось с помощью русских войск избежать резни и перебраться на Кавказ. Это произошло главным образом в декабре 1914 г. И летом 1915 г. В течение 1914 – 1916 гг. на Кавказ переселилось около 350 тысяч человек. Они обосновались главным образом в Восточной Армении, Грузии и на Северном Кавказе. Беженцы, не получая ощутимой материальной помощи, испытывали большие лишения.
…Прошли десятилетия. Армянский народ свято хранит память о безвинных жертвах геноцида. В столице возрождённой Советской Армении — Ереване воздвигнут величественный памятник жертвам геноцида армян. В скорбном молчании дети и внуки погибших проходят мимо вечного огня, отдавая дань уважения памяти павших, выражая свой протест против человеконенавистничества во все времена и в любой стране.
Нерсисян М.Г. История армянского народа, Ереван, 1980