Возвращение споров в Армянской Церкви

Греческая империя подверглась нашествию персов в 614 году, увезших из Иерусалима такую Святыню христианского мира, как Животворящий Крест; персидская армия расположилась лагерем под стенами Константинополя. Лишь впоследствии император Гераклий, выйдя из своего бездействия, завязал борьбу, увенчавшуюся успехом (623). Персы, потерпев поражение, вынуждены были возвратить драгоценную реликвию Священному городу. Армянские войска под предводительством Мжежа Гнуни в значительной степени содействовали успеху войны. Вот этот счастливый исход событий и внушил Гераклию мысль осуществить догматический союз.

Для достижения этой цели император пытался навязать армянам постановления Халкидона, признанные Греческой Церковью после осуждения Трех Главы. Поглощенный этой мыслью, он вторично отправился в Армению для возобновления переговоров. Патриарший престол был тогда занят Езром (Эздра) Паражнакертци, который наследовал Абрааму Агбатанеци, Комитасу Агцеци (615–628) и Кристапору II Апауни (628–630). Колебания Езра и его епископов и совещания между греками и армянами закончились присоединением к новой формуле исповедания, на которой настаивал император. Эта формула во всем была согласна с исповеданием армян с тою лишь разницей, что та умалчивала о Халкидонском соборе. Она встретила одобрение специально созванного собора в Карине (Эрзерум) и торжественно освящена обеднею (632), за которую причастились вместе греки и армяне. Между тем покорность патриарха воле императора раздражала армянских епископов и народ. Целая буря негодования разразилась против Езра; но несмотря ни на что не удалось добиться его низложения; как бы то ни было, негодующее чувство, вызванное его поступком, сохранилось на протяжении веков, так что имя его и поныне стоит в списке патриархов с опрокинутой начальной буквой.

Однако во имя справедливости нельзя не прибавить, что Езр был не более ревностным поборником халкидонского учения, чем сам Гераклий, отстаивавший монофелитское учение и взявший под свое покровительство патриарха Сергия, от которого это учение исходило. Монофелизм в ином виде был возвращением к монофизитской доктрине Эфесского собора, которую так горячо поддерживали армяне. Не будучи в состоянии изменить постановление Халкидонского собора, подтвержденное в 553 году, монофелиты пытались отклонить его последствия либо осуждением Трех Глав, либо поддерживая слияние двоякой воли во Христе вместо слияния сущностей. Остановимся немного на личности патриарха Нерсеса Третьего Ишханци, про званного Шиног (Строитель) за рвение, проявленное им во время его правления.

Этот бывший военный занял Патриарший престол в начале нашествия сарацин в 641 году. Озадаченная Армения не знала, принять ли ей сторону ее бывших властителей или присоединиться к новым завоевателям. Сам Нерсес сочувствовал греческому господству, но, не говоря уже о том, что греки бездействовали и были бессильны, военачальники армянского народа Смбат Багратуни и Теодорос Риштуни убедились в необходимости покориться сарацинам.

Император Константин IV, желая отомстить армянам за их отступничество, еще раз во главе своей армии попытался подчинить их своему религиозному авторитету. Патриарх Нерсес Третий сумел успокоить императора; но после отступления греков новый собор, созванный в Двине в 645 году, обнародовал свое решение признавать исключительно лишь три первые собора, отвергнув все последующие добавления. Но политика повела к разладу между патриархом Нерсесом и влиятельным сатрапом Теодоросом, который всегда был заодно с сильнейшими. Тогда патриарх удалился от дел вплоть до смерти Теодороса, последовавшей спустя шесть лет. Только тогда греческое влияние воцарилось вместе с возвращением Нерсеса, но оно заявляло о себе вяло и нерешительно.

Подобный порядок продолжался и после смерти Нерсеса в 661 году, преемниками которого стали Анастас Акореци (661–667), Исраел Отмусеци (667–677) и Саак Третий Дзоропореци (677–703). Во время патриаршества последнего арабское господство окончательно утвердилось в Армении, и в силу этого события греко-армянские споры утратили свою остроту. Кроме того, для халифов выгодно было, чтобы армяне упорядочили свои церковные дела в духе, противоположном греческим воззрениям.

Патриарх Саак Третий предпринял путешествие в Дамаск, чтобы представиться генералу халифа, как вдруг скончался в дороге. Тем не менее, этот его шаг не остался бесплодным, так как халиф даровал Армянской Церкви большую часть преимуществ, о которых собирался ходатайствовать покойный. Наиболее выдающейся чертой патриаршества Егиа Артчишеци (703–737), преемника Саака Третьего, было рвение, проявленное им, чтобы удержать Каспийскую Албанию в лоне Армянской Церкви. Албанский патриарх Нерсес Бакур, соблазненный примером Кюриона, склонялся в сторону Греческой Церкви. Он был немедленно удален и замещен Симеоном. Егиа также энергично боролся с несколькими армянскими богословами, воспитанными в константинопольских школах, когда те выступили на защиту халкидонских постановлений.

Патриарх Ованнес Третий Одзнеци, прозванный Имастасер (Философ), разносторонне образованный, одновременно ученый и дипломат, являлся самой крупной личностью той эпохи. Его сочинения, направленные против заблуждений, его преобразования в области дисциплины и литургии свидетельствуют о глубокой эрудиции. Из-под его пера вышли собрания церковных канонов и канонические послания, образующие нечто вроде свода канонического права. Заметим, что эти произведения относятся к более ранней эпохе, чем собрание канонов Римской Церкви, ложно приписываемое Исидору. Отношения Ованнеса к халифам, преимущества и уступки, добытые им от них, на благо Церкви и армянского народа, делают честь его искусству администратора. В области чисто религиозной он сумел разрешить чреватый последствиями вопрос о тленности Тела Христова, поднятый ортодоксальными монофизитами. Этот вопрос породил секты Юлианидов и Северианов и вызвал раскол между Церквями Армянской и Сирийской.

Собор в Маназкерте, созванный в 726 году под главенством Ованнеса и состоявший из армянских и сирийских епископов, признал десять канонических правил, в которых поставил себе задачею устранить все преувеличенные крайности обеих сект. На этом соборе было одобрено здравое учение о происхождении и естественных свойствах Тела Христова, но оставлено во всей его чистоте почитание Тела Воплощенного Слова, чуждое греха и предназначенное остаться нетленным. Ованнес закончил свою жизнь, окруженный славой (728), и был причислен к лику Святых Армянской Церковью. Немногое остается сказать о последовавшем затем периоде, в продолжение которого сменилось двенадцать патриархов (728–755) в условиях мирной деятельности, которой способствовали халифы.

Можно отметить только то, что когда последние наделили Армению вассальными княжествами (862) и армяне начали пользоваться административной автономией, патриарх Константинопольский Фотий вновь пытался завязать сношения с Армянской Церковью. В этом сближении он искал точку опоры, долженствовавшую ему служить в его спорах с Римской Церковью. И вот он направил патриарху Закарию Дзагеци (755–778) и князю Ашоту Багратуни послания, предлагая им признать халкидонские постановления; но патриарх ответил на это бесповоротным отказом, исключавшим всякую возможность дальнейших словопрений, и, таким образом, попытка Фотия не привела ни к какому результату.

Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.

Читать еще по теме

Актуальное

Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/armeniansite.  Там пишем то, что на сайте иногда не публикуем!