§ 1. Образование царства Ервандуни
В процессе распада Ванского царства в конце VII века до н. э. на территории Армянского нагорья вновь образовалось несколько конкурирующих царств. В юго-западной части Армянского нагорья возвысилось одно из прежде подвластных «царств», правителем которой был Паруйр. Согласно сообщению Мовсеса Хоренаци, Паруйр присоединился к коалиции царей Мидии и Вавилона против Ассирии. Союзники в 612 г. осадили, взяли и разрушили столицу Ассирии Ниневию. За свою помощь Паруйр был признан союзниками царём Армении.
Уже к середине III века до н. э. возвысилось другое царство центральной части Армянского нагорья. Её правитель Ерванд сумел вновь объединить мелкие «царства» в единое государство. По имени основателя называют новую династию Ервандуни. В новом объединённом Армянском государстве ведущая роль принадлежала уже индоевропеязычным племенам, которые составляли подавляющее этническое большинство. Индоевропейский армянский язык в итоге стал разговорным государственным языком, а все другие языки и их носители слились воедино. Процесс образования армянского народа в основном завершился, хотя и в последующие века имело место вливание немногочисленных этнических групп, что конечно же не могло уже изменить этническую основу армянского народа и его языка.
Армянское государство сразу же столкнулось с находившейся в зените могущества Мидийской державой и было вынуждено признать её верховенство. По свидетельству греческого автора Ксенофонта, царь Армении сохранял свою власть и внутренний суверенитет, но должен был платить дань Мидийскому царю.
В 546 г. до н. э. правитель Персии Кир из династии Ахеменидов свергнул власть Мидийского царя и установил в государстве свою власть. Согласно Ксенофонту, ему активно в этом помогал друг его детства, армянский царь Тигран, сын Ерванда. В итоге длительных войн Кир подчинил своей власти почти все страны и государства Ближнего Востока, создав огромную державу. Армянское царство Ервандуни также подчинялось верховной власти Персидского царя и платило дань, сохраняя внутреннее самоуправление.
§ 2. Армянское государство в составе Ахеменидской державы
В начале правления Дария I (522—486) держава Ахеменидов была на грани распада. Почти все подвластные народы восстали против власти персов. Однако Дарию I удалось подавить восстания и сохранить империю Ахеменидов. В ознаменование своих побед Дарий I приказал составить знаменитую Бехистунскую надпись.
Текст, выполненный клинописью на высокой скале близ города Амадан (в Иране) на трёх языках — древнеперсидском, аккадском, и эламском, повествует о деяниях Дария I по утверждению своей власти и подавлению восстаний подвластных персам народов. Среди прочего повествуется также о том, что персидским войскам удалось вновь покорить восставшую Армению только после пяти сражений.
В Бихистунской надписи впервые официально встречается название «АРМЕНИЯ». Примечательно, что название страны «Армения» в надписи встречается только в тексте на древнеперсидском языке, тогда как в текстах на аккадском и эламском языках для Армении эквивалентно употребляется название «Урарту». На основании этого можно сделать вывод, что эти названия идентичны, и каждый соседний народ называл нашу страну по канонам своего языка.
Для укрепления Ахеменидской империи Дарий I провел административные и финансовые реформы. Территория огромной империи была разделена на 20 сатрапий (областей) и установлены размеры и процедура уплаты дани каждой из них.
Территория Армении входила в состав двух сатрапий: XIII сатрапия включала западные области, а в XVIII входили восточные области страны. Сатрапиями управляли назначаемые персидским царем сатрапы из династии Оронтидов (Ервандуна). Армянские сатрапии платили дань серебром, а также винами и породистыми лошадьми, которыми славилась Армения. Изображения армян, как и других подвластных народов, приносящих дань, — известны из раскопок Персеполиса, столицы Персии.
Благодаря греческому историку Ксенофонту, который в составе 10 тысячного войска греков отступал через Армению к Чёрному морю, мы имеем богатые сведения об экономике и быте армян V—IV вв. до н. э.
10 тысячный отряд греческих наёмников был нанят на службу царевичем Киром Младшим, который добивался персидского престола. В 401 г. до н. э. в битве при Кунаксе Кир был убит, а греческие наёмники, одним из руководителей которых был Ксенофонт, вынуждены были отступить к Чёрному морю через территорию Армении.
Ксенофонт пишет об Армении как о богатой обширной стране. Отступая вверх по течению реки Тигр, греки сначала прошли через территорию 18 сатрапий. Правитель Оронт (царь Ерванд II) с небольшим войском следил за продвижением греков, но вступить с ними в сражение не посмел. В армянских деревнях греки находили обильную пищу, вино и пиво для своих нужд. Ксенофонт описывает жилища сельских жителей, которые имели как бы два этажа и отдельные входы для людей и для скота. Обычным было видеть на столе мясо и молочные продукты, белый и ржаной хлеб. В глубине, в одном конце жилища, в землю были зарыты огромные карасы, из которых с помощью длинного камыша можно было высосать вино, пиво. Греки, обходя города и многолюдные дороги, продвинулись постепенно на северо-запад и вступили на территорию 13 сатрапии, где правил Тирибаз. Он дал разрешение грекам пройти через страну, не причиняя ущерба и не разрушая её.
§ 3. Поход Александра и Армения
В 334 г. до н. э. армия Александра Македонского вторглась в пределы Малой Азии. Начался знаменитый Восточный поход с целью завоевания Ахеменидской державы. Одержав несколько побед Александр завоевал западную половину Персидской державы. Решающее сражение произошло в 331 г. до н. э. близ селения Гавгамелы, недалеко от развалин древней столицы Ассирии Ниневии (на территории Ирака).
Согласно сообщениям античных авторов, в сражении, наряду с другими подвластными персам народами, принимали участие также и армянские войска. Правители обеих сатрапий Армении явились со своими войсками и сражались на правом крыле персидской армии. Правое крыло оттеснило врага и даже прорвалось в тыл македонской армии. Однако побег персидского царя Дария III с поля боя решил исход сражения в пользу Александра.
Завоевав персидскую державу, Александр создал новую империю, в которой правящей элитой были греко-македонские переселенцы, а экономической и политической основой стали основанные Александром полисы греческого образца. Греческий язык стал международным языком того времени, греческие искусство, религия, философия - получили самое широкое распространение и смешались с искусством и верованиями народов Ближнего Востока. Началась эпоха эллинизма.
Армения, которая не имела для Александра стратегического значения, не была им завоевана. После битвы при Гавгамелах Армения, фактически освободившись от персидского владычества, приобрела независимость. Сатрапы из династии Ервандуни превратились в полновластных царей. Столицей Великой Армении стал город Армавир. Восстановление независимости способствовало развитию экономической жизни страны. Греческий язык и эллинистическая культура получили определённую распространённость.
Отдельными Армянскими царствами являлись Малая Армения, а также Софено-Коммагена, где также правили представители династии Ервандуни.
§ 4. Селевкиды и Армянские царства
После смерти Александра в 323 г. до н. э. между его полководцами развернулась длительная борьба за власть. На развалинах империи Александра впоследствии возникло несколько эллинистических государств, самым крупным из которых по территории было государство Селевкидов, которое простиралось от Малой Азии и Сирии до Индии.
Государство Селевкидов непосредственно граничило с Арменией, Селевкиды не раз пробовали подчинить Армянские царства своей власти. В конце III века до н. э. Селевкидский царь Антиох III смог покорить Армянские царства, превратив их в сатрапии Селевкидской державы. Он назначил Арташеса правителем в Армении Великой, а в Софене (юго-западная область Армении Великой) — Зареха, которые происходили из династии Ервандуни. Малая Армения была подчинена Селевкидами еще раньше. Таким образом, после почти векового периода независимости Армения на некоторое время оказалась под властью Селевкидов.
А.Э.Хачикян.
История Армении. Краткий очерк. Эдит Принт, Ереван - 2009