Основным принципам, на которых посредники предлагают свои схемы и планы урегулирования, периодически присваивают какие-то названия. Как правило, по названиям городов, где проходили встречи, на которых и были озвучены некие варианты урегулирования. Были принципы «парижские», были «пражские»… Ныне посредники присвоили им название «мадридские» (как будто специально к нашему «испанскому сценарию»). Именно в этом городе, в рамках заседания Совета глав правительств ОБСЕ в ноябре 2007 года министры иностранных дел стран-посредников - Бернар Кушнер, Сергей Лавров и представитель Госдепа Николас Бернс - официально представили набор основных принципов урегулирования главам МИД Азербайджанской Республики и Республики Армения. Как было сказано, для дальнейшей передачи президентам и потребовали принять предложения и продолжать на их основе подготовку проекта мирного договора.
Посредники выразили свое намерение «продолжать переговоры по основным принципам в 2008 году и достичь их скорейшего принятия обоими президентами». Впрочем, как ни называй в очередной раз предлагаемые посредникам и принципы урегулирования, содержание их от этого не слишком меняется. В последнее время стало очевидным, что посредники по урегулированию азербайджано-карабахского, - нагорно-карабахского по терминологии ОБСЕ, - конфликта, склоняют армянские стороны конфликта к следующему варианту урегулирования.
Во-первых, армянская сторона сразу освобождает 5 из 7 контролируемых ею районов бывшей АзССР за пределами границ бывшей НКАО (в последнее время все увереннее говорится о 7 районах), куда возвращаются беженцы-азербайджанцы.
Во-вторых, в зону конфликта вводятся миротворческие силы, - точнее, силы по поддержанию мира.
В-третьих, азербайджанские беженцы возвращаются на территорию НКР, контролируемую правительством НКР (то есть, фактически на территорию бывшей НКАО);
В-четвертых, объявляется о проведении референдума на территории НКР (фактически бывшей НКАО, так как нигде и ничего не говорится о Шаумянском районе и Геташене, оккупированных в 1991-1992 гг.) лет этак через 10-15. Референдум должен окончательно решить и закрепить будущий статус НКР. Предполагается, что решение референдума будет окончательным и бесповоротным. Отметим, что согласие на проведение нового референдума в НКР автоматически означало бы согласие армянской стороны на отказ от признания легитимными результатов всенародного референдума, уже состоявшегося в НКР 10 декабря 1991 года. Равно как и от результатов референдума по Конституции НКР 10 декабря 2006 года: ведь голосование по вопросу принятия Конституции, по сути, и есть очередное подтверждение независимости НКР. Желательность этого практически не скрывают ни в евроструктурах, ни в Баку. Небезызвестная Международная кризисная группа» (МКГ), чьи неуклюжие попытки отказать в легитимности референдуму 10 декабря 1991 г. мы рассматривали в предыдущей главе, в своих докладах и заявлениях рисуют мировому, равно как и армянскому общественному мнению примерно следующую схему: - Мир в регионе карабахского конфликта находится под угрозой, Азербайджан увеличивает свой военный бюджет и укрепляет армию, война возможна в любой момент; - Армения и НКР должны пойти на компромиссы и согласиться с уходом из так называемого «пояса безопасности» и согласиться на отложенный статус Нагорного Карабаха; - Статус НК должен определиться на референдуме, который пройдет через 10-15 лет после начала процесса урегулирования и вывода армянских сил с «оккупированных территорий» Азербайджана; - Сам референдум оговаривается целым рядом условий, среди которых возвращение азербайджанских беженцев, создание условий для их полной интеграции в карабахское общество, создание в НК демократического гражданского общества и проч.
Подобными же идеями пронизана и упоминавшаяся нами ранее книга Томаса де Ваала «Черный сад»; поэтому логично рассматривать усилия Би-Би-си, спонсировавшего проект де Ваала, и МКГ как звенья одной и той же идеологической цепи, за которой откровенно просматриваются евроатлантические структуры во главе с британским Форин-офисом, - младшим братом Госдепа США. Остановимся на возможных последствиях для НКР задуманного посредниками референдума. Если он, конечно, вообще состоится, ибо прекрасно известно, что заявленный референдум вполне может быть отложен или вообще отменен по какой-либо надуманной причине. Например, из-за «недостаточной демократичности» карабахского общества, или «отсутствия надлежащих условий для реинтеграции в общество азербайджанских беженцев» и т.п.
Кстати, насчет возвращения и реинтеграции. В азербайджанских СМИ часто звучат плохо скрываемые мотивы реваншизма, вложенные в уста беженцев, которые еще вчера представлялись теми же СМИ как несчастные, живущие в палатках. Корреспондент информагентства «Trend News» задает вопрос беженке из Кельбаджара С.Мирзоевой: «Вы можете себе представить, что азербайджанцы и армяне будут жить вместе?» Беженка, ныне живущая в Баку (вероятнее всего в квартире изгнанных или ставших жертвами погрома армян), отвечает: «Совместное проживание азербайджанцев с армянами невозможно. Оно не протянется слишком долго… Двое моих сыновей – ветераны нагорно-карабахской войны, и они в любое время готовы к бою… А мои внуки, служащие в армии, всем своим сердцем ненавидят армян…». Вполне понятно, насколько вредят самой гипотетической идее возвращения даже малой части беженцев подобные широко тиражируемые заявления. А значит, они имеют совсем другую цель: разжечь неприязнь, поддерживать дух противостояния.
Рупор оппозиционных Минской группе ОБСЕ азербайджанских политических сил, ныне отставной советник и политолог Вафа Гулузаде, как правило, озвучивает те идеи, которые вскоре становятся официальной позицией властей. Вот как отреагировал Гулузаде на робкое упоминание о референдуме в НКР американским сопредседателем МГ ОБСЕ М. Брайзой, сделанное последним в интервью агентству «Интерфакс» 2 августа 2008 года. «Ни о каком референдуме не может идти речи, потому что данный шаг приведет к потере Карабаха… В Конституции отмечено, что Азербайджан - унитарное государство, а изменение основного закона возможно лишь путем проведения референдума в стране. Мирные переговоры – это обман азербайджанской общественности, а статус Нагорного Карабаха может быть только один - неотъемлемая часть Азербайджана», - сказал Гулузаде в интервью бакинскому информационному агентству «1news.az». Но, допустим, референдум все же состоится. В каких условиях он пройдет, какие изменения произойдут в НКР в случае реализации предлагаемого посредниками плана за 10-15 лет, предшествующих новому референдуму? Международная кризисная группа, выполняя функцию рупора ранее названных евроатлантических структур, почти что по Фрейду, проговаривается об определенных деталях предлагаемого референдума.
Так, в частности, в высказываниях представителей МКГ содержались мнения, что после урегулирования уже не будет столь остро стоять вопрос о численном превалировании «той или иной общины» в Нагорном Карабахе; что в референдуме должны участвовать лишь те жители Карабаха, кто жили там на момент начала конфликта. А, таковых, по мнению МКГ, лишь половина из проживающих сегодня в НКР, по официальным данным, примерно 140 тысяч армян. Судите сами. В докладе МКГ от 14 сентября 2005 года «Нагорный Карабах: взгляд на конфликт с места событий», в разделе II – «Жизнь в Нагорном Карабахе» пункт «А» носит название «Современное население». Можно лишь восхититься ловкостью рук составителей, которые по ходу одного (!) абзаца сумели как минимум вдвое уменьшить численность проживающих в Карабахе карабахцев, манипулируя полуправдой и откровенной ложью. Вначале сказано, что численность армян в НКР сравнима с численностью армян в НКАО по переписи населения СССР 1989 г.: «По утверждениям властей НК количество армян остается прежним». Однако тут же, в ссылке к тексту говорится, что анонимные «официальные лица допускают, что цифра в 135000 ближе к реальности, принимая во внимание значительную миграцию между Нагорным Карабахом и Арменией».
В следующей фразе текста говорится: «Однако считается, что 70000 армян, которые проживали здесь до войны, находятся в третьих странах», - и тут же дается ссылка на интервью МКГ с опять-таки анонимными и какими-то расплывчатыми «сотрудниками представительства НК в Ереване, февраль 2005 г.». Далее сказано: «Тут практически нет азербайджанцев». Абзац завершается весьма показательной фразой: «Около двух третей довоенного населения – армяне и азербайджанцы – уже не живут в Нагорном Карабахе». И опять следует ссылка к тексту: «По оценкам азербайджанских властей, в НК проживает 120000 человек». Таким образом, в одном абзаце, состоящем всего из 6 предложений и 4 ссылок к нему, авторы доклада МКГ пытаются убедить читателя, что: - во-первых, в НКР якобы живет не более 120 тыс. (по данным АР) человек, максимум, - по данным карабахских «официальных лиц», – 135 тыс. человек; - во-вторых, якобы из этого числа «прежние» карабахцы составляют никак не более 70 тысяч человек: по официальным данным переписи населения СССР 1989 г., армянское население НКАО официально насчитывало 145 тыс., из коих, как считают опять-таки анонимные «сотрудники представительства НКР в Ереване», 70 тыс. «находятся в третьих странах» (а как минимум 4 тысячи человек погибли в ходе войны). - в третьих, что азербайджанское население НКР якобы составляло треть населения республики («около двух третей довоенного населения – армяне и азербайджанцы – уже не живут в Нагорном Карабахе»).
К тому же, жители Шаумянского района, беженцы из других регионов Нагорного Карабаха вне НКАО, беженцы из Баку, Сумагита и т.д., многие из которых родились в Нагорном Карабахе, но не жили в крае на начало 1988 года, по мнению МКГ, карабахцами не являются. Для чего нужны все эти выкладки? На этот вопрос легко ответить, зная, что те же представители МКГ как в докладе, так и в выступлениях в прессе не перестают подчеркивать, что, во-первых, в НК живут две общины – «армянская» (что является таким же нонсенсом, как «армянская община» Республики Армения или «азербайджанская община» Азербайджанской Республики) и «азербайджанская»; во-вторых, в новом референдум о статусе НК должны участвовать лишь те жители НК, которые жили там на момент начала конфликта в 1988 году. С этой точки зрения получается, что: - в НК живет не более 70 тыс. коренных армян-карабахцев, - остальные являются «переселенцами», т.е. «оккупантами»; - за 10-15 лет до повторного референдума о статусе НК туда должны вернуться прежние жители-азербайджанцы, лишь после чего возможно голосование по статусу.
При этом в первом случае полностью игнорируется: - что в 1991 году армян в НКР даже на основании официальных данных переписи населения СССР 1989 года, - то есть без учета более чем двух десятков тысяч беженцев из Сумгаита, Баку, - было как минимум 165 тысяч (считая жителей Шаумяна, Геташена); - что в ходе войны, по официальным данным, более 60 тысяч из них стали беженцами и перемещенными лицами, и что после войны многие из них еще не вернулись в родные края; - что «вновь прибывшие» в НКР, скажем из Республики Армения или Туркменистана, являются уроженцами Нагорного Карабаха или детьми уроженцев края. Многие карабахцы в свое время вынужденно подались на чужбину (хотя в те годы страна и была единой), на комсомольские стройки, а в 1990-е годы естественным образом репатриировались на родину, и имеют на то полное право вне зависимости от того, находились они в Карабахе в 1988 году, или нет.
Если в докладе МКГ нет и намека на возвращение армян в Шаумянский район или Геташен, в Северный Нагорный Карабах, а тем более в Нахичевань, то в отношении беженцев-азеров авторы доклада оперируют термином «крупное возвращение». Давно очевидно, что в Азербайджанской Республике проживает не более 3,5-3,7 млн. жителей, ибо сами власти АР косвенно признают факт эмиграции более чем 3 млн. своих граждан в Россию, Украину, Турцию, Польшу, Германию и т.д. Опустели многие деревни и села в провинции, однако захвачены не только квартиры армян в столице Баку и крупных городах, но целенаправленно выделяются средства на заселение армянских сел в приграничье зоны соприкосновения, например, в Шаумянском районе. Тем самым азербайджанские власти «столбят» карабахскую территорию в расчете на будущие поколения своих граждан. Можно не сомневаться, что при создании подобающих условий (введение международных миротворческих сил, отвод войск, складирование тяжелой техники и, фактически, низведение Армии обороны Нагорного Карабаха до роли национальной гвардии), «вернуться» в Карабах изъявили бы желание не 40,5 тыс. (по состоянию на 1989 г.), и даже не 47,5 (по первоначальной версии МКГ) азербайджанцев.
В случае «крупного возвращения» в НКР под охраной иностранных войск потянулись бы целые таборы азербайджанских «беженцев». Общей численностью тысяч, этак, минимум в 70-80. И у каждой азербайджанской семьи был бы «правильный» паспорт с отметкой о рождении в НКАО или государственное свидетельство органов власти о том, что данные люди действительно являются беженцами из НКАО, - ибо реальные беженцы давно проживают где-либо в России или Турции. И у каждой из этих семейных пар «беженцев из НКАО», якобы покинувших край в молодости или даже отрочестве, будет по 5-8 больших и малых детей. И в паспорте или свидетельстве о рождении каждого из них будет указано, что он действительно является ребенком тех самых выросших беженцев, рожденным в беженстве. А на счета «добровольцев-комсомольцев», едущих покорять карабахскую целину под охраной миротворцев, равно как и на их действительных или мнимых детей, будут открыты целевые счета в отделениях госбанка в их родных Али-Байрамлах, Геокчаях или Маштагах… Уже при таком раскладе, через 10-15 лет, предусмотренных до следующего референдума, численность армян и азербайджанцев в НКР, как минимум, сравняется.
Учитывая, что в референдуме, по логике посредников, должны принять участие лишь те карабахцы, кто жил в крае на 1988 год, - а та же МКГ «постановила», что таковых на сегодня среди армян не более 70 тысяч, - то исход подобного «референдума» нетрудно предугадать. Некоторые международные инстанции имеют богатый опыт демагогического оболванивания общественности своих стран и мира, и сумеют здраво объяснить, как и почему так случилось. Учитывая, что согласие армянских сторон на новый референдум автоматически означал бы отказ от признания легитимности и результатов референдума в НКР 10 декабря 1991 года, результаты предлагаемого нового референдума будут иметь окончательный и необратимый характер. При этом, как уже отмечалось выше, сама вероятность референдума далеко не стопроцентна, ибо даже глава Закавказского офиса МКГ Сабина Фрейзер в интервью агентству «Регнум» от 6 октября 2005 г., сказала: «Когда мы говорим о референдуме, то должны быть уверены, что Баку признает его результаты, если же такой уверенности нет, то повторится та же ситуация, что с референдумом 1991 года».
В бакинской газете «Эхо» от 30 апреля 2005 года была опубликована весьма любопытная статья с характерным названием «Армяне разучились считать?» В статье говорилось: «Что касается «армянского референдума», то, по словам главы общины («азербайджанской общины Карабаха» Низами Бахманова – прим. автора), подобная процедура не предусмотрена Конституцией Азербайджана. Кроме этого, согласно статистическим данным, в 1988 году в Карабахе было 55 пунктов, населенных азербайджанцами. Там проживало более 65 тысяч азербайджанцев. За время конфликта численность азербайджанцев Карабаха значительно увеличилась и сейчас приближается к 84 тысячам. «То есть сейчас количество азербайджанцев Карабаха не меньше численности армянской общины», - подчеркивает представитель общины. Бахманов отмечает, что армяне специально занижают цифры. Этот вопрос, по его словам, будет иметь весьма важное значение, когда будет определяться статус Нагорного Карабаха. «Армяне пытаются показать, что их в Карабахе много, соответственно, и статус им нужен, особенный», - объясняет представитель азербайджанской общины». Не правда ли, яснее некуда?
Азербайджанские власти, видимо, взяв на вооружение методы грузинского президента М. Саакашвили, решили создать «альтернативное правительство Нагорного Карабаха». Агентство «Регнум» сообщало 6 августа 2008 года из Баку, что в степной зоне близ Нагорного Карабаха, в 2-3 км от линии соприкосновения Армии обороны НК и азербайджанской армии власти АР будто бы стали строить поселок для азербайджанских беженцев из Нагорного Карабаха. «В интервью «Зеркалу» (газете – прим. автора) Бахманов также уточнил, что на сегодняшний день численность азербайджанской общины Нагорного Карабаха составляет 72 тысячи человек. По его словам, до начала конфликта численность азербайджанцев в Карабахе составляла 60 тысяч. «У нас все под контролем. Все лица находятся на учете. Условия проживания вынужденных переселенцев и беженцев улучшились, раньше они жили под открытым небом. Более того, если завтра встанет вопрос о возвращении вынужденных переселенцев в Нагорный Карабах, то думаю, там могут заселиться все желающие азербайджанцы. Вполне возможно, что и вы сможете поехать и устроиться там. А почему бы и нет?!», - отметил он. По его словам, «по нашим сведениям, на сегодня число проживающих там (в НКР – прим. автора) людей составляет порядка 70 тысяч. Как видите, не так уж много их осталось».
Как видим, что планы, что цифры у азербайджанского агитпропа и «независимой» организации Международная Кризисная группа подозрительным образом совпадают. А учитывая непосредственную связь Кризисной группы с европейскими структурами и НАТО, - бывшими сотрудниками которых буквально переполнена МКГ, - нетрудно понять, что почва для нынешних и будущих фальсификаций расчищают под «мадридские планы» ОБСЕ. 2 сентября 1997 года постоянная миссия Республики Армения при ООН в Нью-Йорке распространила письмо исполняющего обязанности президента НКР Леонарда Петросяна Генсеку ООН Кофи Аннану от 17 августа 1997 г. К нему прилагался документ «Данные о беженцах, перемещенных лицах и занятых в ходе военных действий территориях в Нагорном Карабахе и Азербайджане». В этом документе, подготовленном МИД НКР, подробно, на основании официальных данных, в том числе и азербайджанских, рассматривалась реальная ситуация с беженцами, и занятыми территориями в регионе нагорно-карабахского конфликта.
Вот некоторые выдержки из этого, сегодня более чем актуального документа. «По официальным данным переписи населения СССР 1989 г., население НКАО составляло 189 тысяч человек, из них армян - 145,5 тыс. (76,9%), азербайджанцев - 40,6 тыс. (21,5%). В Шаумянском районе, по данным на тот же год, проживало свыше 17 тысяч армян (примерно 80% населения района) и около 3 тысяч азербайджанцев.
В ходе переписи неучтенными в качестве резидентов НКАО остались примерно 23 тысячи армянских беженцев из Баку, Сумгаита, ряда других городов, которые к моменту проведения переписи в январе 1989 г. фактически проживали в бывшей НКАО, не имея местной прописки, а потому, согласно имевшейся в их паспортах старой отметке о прописке, были отнесены к местам своего прежнего проживания в АзССР. Таким образом, армянское население НКАО и Шаумянского района, взятое вместе, насчитывало 185 тысяч человек, азербайджанское - 44 тысячи, еще 3,5 тысячи человек приходилось на долю русских, греков, украинцев, татар и других. В 1918 г. численность армян Нагорного Карабаха достигала 300 тысяч человек. При нормальном развитии края общая численность армянского населения НК должна была к 1988 г. составить 600-700 тысяч человек.
В 1918-1920 гг. в результате турецко-азербайджанской агрессии, имевшей целью геноцид армян Нагорного Карабаха, погибло 20% жителей края. При создании в 1923 г. Автономной области Нагорного Карабаха (АОНК) армяне составляли 95% населения автономии, а азербайджанцы - лишь 3%. За 75 лет советско-азербайджанского господства численность армянского населения как в Нагорном Карабахе в целом, так и в НКАО осталась в абсолютном значении на прежнем уровне из-за дискриминационной политики властей, вынудившей армян к эмиграции (ныне в Армении и странах СНГ проживает не менее 600 тысяч армян карабахского происхождения или с карабахскими корнями). Вследствие этого численность армян в НКАО снизилась в относительном выражении до 77 процентов, в то время как абсолютная численность азербайджанцев выросла в несколько раз в результате механического прироста за счет переселенцев из Азербайджана. …При общей численности армянского населения НКР на 1991 год в 185 тысяч человек, беженцев и перемещенных лиц непосредственно из самой НКР по состоянию на сегодня насчитывается 61 тысяча человек, что составляет 33 процента армянского населения Нагорно-Карабахской Республики. То есть треть населения НКР является ныне беженцами или вынужденными переселенцами.
С учетом беженцев из северной части Нагорного Карабаха (83 тыс. чел.) общее количество беженцев и перемещенных лиц-армян в целом по Нагорному Карабаху достигает 144 тысячи человек, что составляет 54 процента от общей численности армянского населения Нагорного Карабаха (НКР и Северного Нагорного Карабаха). Таким образом, с 1988 года каждый второй карабахский армянин, из числа живших на тот момент на своей Родине, стал беженцем или перемещенным лицом. Несмотря на тот факт, что большинство армян, живших в Баку, Сумгаите, ряде других городов и районов Азербайджана и ставших беженцами в результате конфликта, являются выходцами из Нагорного Карабаха, мы намеренно ограничиваемся географическими и демографическими рамками Нагорного Карабаха и не ведем речь об этой, самой многочисленной, категории армянских беженцев, которая должна стать предметом обсуждения между Арменией и Азербайджаном».
Таковы реалии, которые сегодня сознательно замаливаются посредниками в целях создания видимости того, что пострадавшей в ходе конфликта стороной является именно азербайджанская, только азербайджанская. А армянская сторона, причем в лице не карабахцев, а руководства Республики Армения, «должна покаяться и уступить». Исходя из всего вышеизложенного, следует признать следующее. Воля народа НКР была четко и ясно выражена в ходе референдума 10 декабря 1991 года, проведенного в полном соответствии с нормами международного права и действовавшим тогда законодательством СССР. Азербайджанскому меньшинству НКР были представлены все возможности для свободного волеизъявления, однако под давлением официального Баку оно бойкотировало референдум. Воля карабахцев была вновь подтверждена всенародным референдумом по Конституции НКР, прошедшим 10 декабря 2006 года.
Согласие на новый, отложенный референдум означает для армянской стороны отказ от признания легитимности и результатов референдумов 10 декабря 1991 года и 10 декабря 2006 года. За 10-15 лет, предшествующих новому (в теории) референдуму, ситуация может измениться настолько, что само проведение этого референдума станет невозможным в силу самых разных причин. Среди них могут быть как злая воля евроатлантических структур, так и элементарный отказ с азербайджанской стороны. Мотивы этого могут быть самые разные, и, прежде всего – силовое давление со стороны Баку. Если референдум даже и состоится, то за предшествующий ему период демографическая ситуация в НКР изменится в пользу Азербайджана и результаты голосования будут однозначно в пользу «территориальной целостности» последнего. Если армянская сторона согласится на отложенный референдум, то после подписания соответствующего соглашения ни Ереван, ни Степанакерт не смогут помешать Баку под прикрытием «миротворцев» и после возвращения «беженцев» изменять демографическую ситуацию в НКР, устраивать диверсии, провокации и межнациональные столкновения с целью еще большего нагнетания ситуации и давления на армянское население НКР. Все это уже «проходили» в 1988-1991 гг.
Таковы реалии, о которых, конечно же, осведомлены нынешние сопредседатели Минской группы ОБСЕ. В том числе и сопредседатель МГ ОБСЕ от Российской Федерации, который сегодня фактически дует в американскую дудку. В то время как американская игра направлена на вытеснение России из Закавказья, со всеми вытекающими из этого для РФ «северокавказскими последствиями». А именно такому вытеснению способствовало бы поглощение армянского Нагорного Карабаха расистским азербайджанским режимом. Планы нагорно-карабахского урегулирования по рецепту от «мадридского двора» представляют собой не что иное, как отложенное удушение под прикрытием пустых разговоров о якобы справедливом сочетании принципов территориальной целостности и самоопределения народов. Остается надеяться, что и на этот раз мужество и непреклонность карабахцев сорвут плохо закамуфлированные планы заокеанских любителей нефтепроводов и опекаемых ими авторитарных режимов. И мадридские и прочие принципы уступят арену естественному праву каждого народа на свободное и безопасное существование.
Мелик-Шахназаров А.А. Нагорный Карабах: факты против лжи. М., 2009.