Нам не известно, отделялся ли государственный доход от царской казны. Вероятно, под «казной» первоисточники подразумевают одновременно и то, и другое. Доходы казны состояли из налогов с населения, таможенных пошлин, сборов из внутренней торговли, прибылей из монопольной эксплуатации рудников, ...
Финансовое устройство Киликии
Органы местного управления и самоуправления в Киликии
В административно‑территориальном отношении Киликия делилась приблизительно на тридцать «гаваров» (уездов). Часть этих уездов, а также крупные города входили в состав домена; другую часть составляли владения крупных феодалов, вассалов царя. Таким образом, существовали уезды и города, которые п...
Органы центрального управления в Киликии
Центром управления всей страной, через который Царь решал все важнейшие вопросы, был «дарпас» или царский двор. При этом дарпас, по Судебнику Смбата, означал и «царский двор», и «суд», и «казну». ...
Царская власть в Киликии
Царь как высший феодальный сюзерен и глава государства обладал большими прерогативами и пользовался регалиями. При этом это монопольное право царя было скорее казенным, чем личным его преимуществом. Только царь имел право чеканить монету, взимать пошлину с товаров, ввозимых из‑за границы, стро...
Форма и характер Киликийского государства
При рассмотрении как общественного, так и политического строя Киликийской Армении следует принять во внимание ряд обстоятельств. Во‑первых, необходимо отметить, что армяне, эмигрировавшие в Киликию, принесли с собой феодальные отношения, существовавшие в Армении еще при Багратидах. Общественно...
Рабы в Киликии
Рабство, как особый институт, существовало в древней Армении и в средние века, как указывают акад. А. Манандян и проф. X. Самуэлян. Но особенно сильное развитие этот институт получил в Киликии, где торговля рабами достигла больших размеров, причем армянские короли нередко предоставляли монополию этой торговли генуэзцам. Рабы продавалис...
Сословие крестьян Киликии
Среди «аназатов» наиболее многочисленное сословие составляли крестьяне, которые делились на два главных разряда: «парикосы» и «шинаканы». Парикосы бесспорно были крепостными крестьянами, вопрос же о шинаканах остается пока не полностью выясненным. ...
Сословие горожан Киликии
Городское население по своему этническому составу было пестрым. Большинство городского населения составляли армяне. Значительное число составляли греки, сирийцы, арабы, евреи, а после крестовых походов ‑ также итальянцы, немцы и другие выходцы из Западной Европы. В Киликии существовало много г...
Духовенство Киликии
Другое сословие господствующего феодального класса‑духовенство‑также распадалось на разряды. Оно делилось на «черное» и «белое» духовенство. Черное духовенство являлось наиболее привилегированной частью этого сословия. В его состав входили католикос‑патриарх, архиепископы, епископы и вардапеты...
Сословие светских феодалов Киликии
В Киликии все сословия, в том числе и дворянство, распадались на разряды. К феодалам высшего разряда относились: царь, бароны I ранга, или «бароны баронов», т.е. великие князья, бароны II ранга, или князья. В группу феодалов низшего разряда входили: «дзиаворы», т.е. конники или рыцари первого ...