Из истории строительства армянской церкви Святой Богородицы в Саратове

Знаменательной вехой в истории армянской общины «Крунк» стало строительство армянской церкви Святой Богородицы. Интерес к предстоящему строительству появился в армянских общественных кругах задолго до создания самой армянской общины. Об этом как о заветной цели армян постоянно говорили на собраниях и встречах общественности. Церемония освящения места будущей армянской церкви (ул. Орджоникидзе, 3) состоялась 18 декабря 2001 г. по случаю проведения торжеств, посвященных 1700-летию принятия христианства в Армении. Глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви епископ Езрас и многочисленные гости из Армении, Москвы и других городов России заложили первый камень в строительство церкви и установили крест на месте будущего храма.

Одним из обязательных условий для строительства церкви является наличие в регионе местной религиозной организации. С этой целью группа единомышленников 30 июня 2003 г. зарегистрировала Местную религиозную организацию «Церковь Святого Саркиса» г. Саратова централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви. Духовным пастырем организации (настоятелем церкви) стал Н.А. Авагян (отец Тадеос), старостой — Д.М. Пучиньян, секретарем — А.Г. Григорянц. Членами религиозной организации «Церковь Святого Саркиса» г. Саратова являются К.Ц. Асатрян, Р.А. Давтян, Р.И. Капрелов, Э.П. Пучиньян и В.А. Чолахян.

29 октября 2003 г. президент армянской общины «Крунк» А.Х. Навасардян в письме к мэру г. Саратова Ю.Н. Аксененко и начальнику управления землепользования администрации города обратился с просьбой выбрать новый земельный участок (поскольку прежний был уже занят) и предварительно согласовать проектирование и строительство храмового комплекса в Кировском районе г. Саратова по ул. Аэропорт.

2004–2005 гг. ушли на согласование выбора земельного участка, проекта его границ, а также межевание со всеми заинтересованными сторонами. Общественно-политическая газета «Саратовская панорама» от 25–31 августа 2004 г. проинформировала о предварительном согласовании места размещения церкви в Кировском районе г. Саратова на ул. Аэропорт. Глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви епископ Езрас 16 сентября 2004 г. благословил перенос строительства армянской апостольской церкви из Заводского района на ул. Аэропорт в Кировском районе г. Саратова.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, законом Саратовской области от 21.05.2004 № 23-ЗСО «О земле», постановлением Правительства Саратовской области от 05.10.2004 № 216-П, на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 27.03.2006 № 426-р распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 10.04.2006 Саратовской областной организации «Армянская община Саратовской области “Крунк”» был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:48:03 02 19:0111, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Аэропорт, площадью 13 286 кв.м для строительства церкви в границах.

На основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 10.04.2006 № 560-р армянская община Саратовской области «Крунк» заключила 18 апреля 2006 г. с комитетом по управлению имуществом Саратовской области договор аренды и приняла названный земельный участок для строительства церкви. В связи с тем что аренда данного земельного участка составляла около 900 тыс. руб. в год, 15 мая 2006 г. Саратовская областная организация «Армянская община Саратовской области “Крунк”» заключила договор замены сторон и передачи обсуждаемого участка местной религиозной организацией “Церковь Святого Саркиса” г. Саратова централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви.

Однако ввиду отказа комитета по управлению имуществом Саратовской области предоставить указанный земельный участок, 13.02.2007 состоялось заседание Арбитражного суда Саратовской области, признавшего право безвозмездного срочного пользования «Местной религиозной организацией “Церковь Святого Саркиса” г. Саратова централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви» земельным участком из земель поселений, с кадастровым номером 64:48:03 02 19:0111, находящимся по адресу: г. Саратов, ул. Аэропорт, площадью 13 286 кв.м для строительства церкви на срок строительства церкви. Именно данное решение считается окончательным завершением вопроса оформления и выделения земли под строительство армянской церкви в Саратове.

Место на Соколовой горе прельщает многим: церковь красуется над всем Саратовом и видна далеко с Волги и почти изо всего города. В свою очередь, из церкви открывается чудесный вид на Волгу и Заволжье. Очень важно и то, что территория позволяет построить и церковь, и культурный центр в одном месте. Предлагались различные проекты строительства армянской церкви. Одна часть членов Совета армянской общины предлагала проект небольшого храма с минимальными затратами. А.А. Мартиросян со своими единомышленниками настоял на необходимости принятия проекта строительства храмового комплекса, включающего церковь Святой Богородицы высотой 25,7 м, общей площадью 408 кв.м, а также двухэтажное здание культурного центра, в котором должны были располагаться воскресная армянская школа, музей, выставочные помещения, библиотека, пищеблок, конференц-зал. Некоторые члены армянской общины предлагали отложить строительство церкви до накопления необходимых средств, но А.А. Мартиросян с единомышленниками настояли на скорейшем начале строительных работ.

Поэтому, невзирая на трудности, на свой страх и риск они приступили к строительству, не имея даже полностью готового проекта. Тогда же генеральным подрядчиком был единодушно назначен заслуженный строитель России Агван Мисакович Чавушян. Он пользуется большим уважением и любовью местных армян. Именно этому человеку, его таланту и патриотизму саратовские армяне обязаны рождению замечательного замысла, превосходно воплощенного в жизнь. Первый проект армянской церкви Святой Богородицы разработал Акоп Дживанян, бывший главный архитектор г. Гюмри. Вскоре, по рекомендации архитектурного Совета Св. Эчмиадзина, архитектор А.Б. Гулян подготовил новый проект, согласованный 04.12.2006 с членами Совета армянской общины «Крунк» и утвержденный католикосом всех армян Гарегином II. Проект церкви Святой Богородицы, соединивший традиции армянской церковной архитектуры, по замыслу его авторов, должен был напоминать каждому армянину покинутую им Родину.

Строительство армянской церкви Святой Богородицы началось в торжественной обстановке 20 мая 2007 г. с закладки в основание церкви капсулы, в которой отмечалось: «2007 г. 20 мая с благословления Святого Эчмиадзина, религиозного центра всех армян, и на добровольные пожертвования армян Саратова началось строительство церкви “Святой Богородицы” как армянского духовного центра во имя сохранения веры и национального самосознания».

По приглашению А.М. Чавушяна 25 мая 2007 г из г. Гюмри в качестве прораба приехал Ашот Мкртчян. Под непосредственным руководством А.М. Чавушяна и А.С. Мкртчяна в начале июня 2007 г. вырыли котлован круглой формы и провели все необходимые подготовительные фундаментные работы: засыпали песок и щебенку, провели трамбовку, изготовили армированный каркас на глубину 1 м из 4 рядов арматуры. Когда один из меценатов-благотворителей, А.М. Кишоян, проверил качество первого бетона для фундамента церкви, то попросил приостановить строительные работы. Дело в том, что бетон на основе местной щебенки не подходит для фундаментных работ и с годами разрушается. Для сооружения фундамента церкви нужен был бетон, изготовленный из гранитной щебенки марки 400, который производили только на заводе ЖБИ № 6 в Энгельсе, директором которого и являлся А.М. Кишоян. Для освящения фундамента и 16 священных камней 1 июня 2007 г. в Саратов приехал епископ Ерзас. 16 камней, расположенных в основании церкви, символизируют Григория Просветителя, 3 евангелистов и 12 учеников Христа. Заложение этих миропомазанных камней всегда было прергативой епископов Армянской апостольской церкви.

К 15 августа 2007 г. фундаментные работы были полностью завершены, и строители приступили к возведению бетонного монолитного каркаса церкви. Прораб А.С. Мкртчян предложил параллельно заливать бетонный каркас стен и вести кладку туфом, что, по его мнению, было бы дешевле и быстрее. Однако руководство армянской общины решило сначала возвести бетонный монолит здания церкви, а потом уже приступить к облицовке туфом. В скором времени покрытая бурьяном территория на глазах у многих саратовцев стала превращаться в строительную площадку. Для ускорения начатого дела при армянской общине «Крунк» под председательством ее президента Г.О. Шарояна была образована строительная комиссия. В ее состав вошли многие армяне-строители. Энергично трудились и все члены Совета общины, почти ежедневно можно было встретить среди рабочих А.А. Мартиросяна, Г.О. Шарояна, С.Г. Кагияна, А.К. Косняна, А.М. Кишояна, М.О. Казаросяна, братьев Размика и Владимира Агабабянов и др.

Неожиданным препятствием стали претензии торговой кампании «Метро» на территорию, выделенную для строительства церкви. Однако армянская общественность сумела отстоять свою территорию. Погодные условия не всегда благоприятствовали строительным работам: частые дожди и ранние морозы нередко приостанавливали работы. Однако руководство армянской общины рассматривало строительство церкви как святое дело, и люди продолжали работать. В первый год строительства работы велись до середины октября 2007 г. и бригаде А.М. Чавушяна удалось поднять бетонные стены на 6,5 м, в апреле–мае 2008 г. — еще на 2 м.

Однако в начале июня 2008 г. строительная комиссия по согласованию с А.М. Чавушяном решила приостановить работы. Расходы на строительство церкви оказались непосильными. Дело в том, что производственная база А.М. Чавушяна располагалась в г. Пугачеве (в 200 км от Саратова) и приходилось технику и рабочих перевозить на длительные расстояния. По этой причине было принято решение использовать производственные мощности саратовских армян-строителей. Было принято решение пригласить фирму Д.В. Мкртчяна для продолжения строительства. Строители-монтажники Д.В. Мкртчяна под руководством заслуженного строителя России В.М. Антонова в 2008 г. подняли монолитный каркас церкви еще на 5 м до больших арок. В апреле 2009 г. строительная комиссия решила организовать строительно-монтажные работы хозяйственным способом и вновь пригласила А.С. Мкртчяна работать прорабом на стройплощадку церкви. В 2009 г. залили колонны церкви от больших арок до купола.

Строительный сезон 2010 г. начался в апреле с изготовления купола диаметром 14 м и его установки на каркас церкви. Купол церкви также залили бетоном 350 марки. В целом в 2010 г. бетонные работы были закончены. К 2011 г., благодаря усилиям В. Барегамяна, А. Есаяна и А. Мартиросяна стали осуществляться регулярные поставки туфа и базальта из Армении и начались работы по облицовке наружных стен церкви под руководством Р.П. Паносяна. Для него саратовская церковь Святой Богородицы — 5-я в строительной биографии. К этому времени он со своими сыновьями построил церкви в Арташате, Мармарашене, Каначуте и Шаумяне. По предложению Г.О. Шарояна и А.С. Мкртчяна Р.П. Паносян вместе с бригадой каменщиков приехал из Армении в Саратов. В октябре 2012 г. строители установили главный крест на куполе церкви, а в мае 2013 г. — еще один. В 2013 г. завершили облицовку внешних стен церкви и приступили к внутренним работам. Для прочности и теплопроводности мастеракаменщики прикрепляли туф специальной проволокой к бетонной стене и заливали керамзито-бетонным раствором.

К 100-летию геноцида армян в Османской империи в Саратове возведены стены храма Святой Богородицы, на куполах водружены кресты и установлены колокола. Крестово-купольная форма храма с четкими и строгими формами типичной армянской церковной архитектуры даже в незавершенном виде вызывает неподдельное восхищение и гордость. И это не случайно. Здесь все армянское: строительный материал (туф и базальт), скульптор А. Адамян и прорабы А.С. Мкртчян и Р.П. Паносян со своими мастерами и рабочими, приехавшие из Армении, даже многие фруктовые деревья и виноград, привезенные с далекой Родины. Ведь все наши строительные работы отличаются обширностью и размахом, обилием света и продуманностью общего и внутреннего расположения. Все сооружения выстроены с большим запасом помещений для будущего развития культурно-просветительской и образовательной деятельности армянской общины.

В.А. Чолахян.

Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы II Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 26–28 мая 2015 г.

Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.