Приступая к рассмотрению вопросов, связанных с появлением армян в городе Ставрополе и их расселением в этом регионе, необходим краткий экскурс в историю колонизации Северного Кавказа.

Армянский народ, находившийся под властью деспотических государств Османской империи и Персии, подвергался невыносимому экономическому, политическому и религиозному гнету, что побуждало значительную часть его покидать свои родные места и искать прибежище в государствах, близких ему по вере.

Прочно определив свой выбор, армяне по отношению к России показали себя как устойчивый прорусский элемент, в частности, на Северном Кавказе.

Миграция армянского населения в различные места Северного Кавказа и Причерноморья на протяжении длительного времени носила сложный характер. Армяне, получая прибежище в районах с населением, исповедующим христианство, приспосабливались к новым условиям жизни и чаще всего в большинстве ассимилировались. Так было на Украине, в Польше. Они, создав в начале XIX века город Григориополь в Бессарабии, быстро растворились в христианской среде. Другим было положение армян, проживавших в Крымском ханстве. Тяжелый гнет, религиозная нетерпимость со стороны ханов заставила их искать новые места для переселения. Трудолюбивые, имеющие многовековые навыки земледелия и кустарного производства, армяне также вели широкую торговлю с народами Северного Кавказа и были хорошо известны горцам. Как бы ни расценивалась роль армян на Северном Кавказе, главным и наиболее важным фактором, бесспорно, было их положительное влияние на оживление торговли, экономическое развитие края.

В статье И. И. Иванова «О кавказско-горских армянах» и публикации неизвестного автора «Армавир», напечатанных в газете «Ставропольские губернские ведомости» в 1853 и 1855 годах и посвященных кавказско- горским армянам, были приведены интересные сведения.

Предположительно в середине XVII века, во время владычества крымского хана Мухамед-Гирея, армяне, обремененные большими налогами, а также гонениями за христианскую веру, были вынуждены бросить свои жилища, покинуть насиженные места и переселиться в Черкесию.

Черкесы, в течение длительного времени зная крымских армян, приняли их и в знак дружбы предложили в супружество своих дочерей. Армяне согласились с предложением местного населения, но при условии — если их жены и дети будут исповедовать христианскую религию. У черкесов в то время не было четкого представления о религии, у них была смесь христианских, мусульманских и языческих обрядов. Черкесы согласились с выдвинутыми условиями и дали обещание своим гостям, что они будут навсегда свободными в исповедовании своей религии и все семейные и гражданские дела будут решать по своим обычаям и законам. Так произошло переселение крымских армян на Северный Кавказ. Часть армян из Крыма переселилась в район нынешней Ростовской области и образовала там город Новая Нахичевань и несколько деревень, которые затем сыграли очень важную связующую роль с городами Северного Кавказа и способствовали развитию торговли и экономики.

Небезынтересно сообщение одного из исследователей Северного Кавказа Пейсонеля, который отмечал, что в начале второй половины XVIII века «...горские армяне доставляли через Тамань в Кафу (Феодосия, — Б. О.) ежегодно до 25 000 пудов овечьей шерсти, 100000 штук грубого черкесского сукна, 5000 шитых черкесок, 6000 сделанных халваров, 200000 бурок, 5000 кож, 125 пудов меду, 160 пудов воску и до 600000 шкур: овечьих, медвежьих, куньих и лисьих, не говоря о других мелочных статьях». Эти сведения доказывают процветание в то время черкесо-армянской торговли, которая начала потом постепенно приходить в упадок вследствие политических «переворотов» в Крыму, и особенно с того времени, когда русские войска начали утверждать свою власть на Кавказе. Торговля армян стала ограничиваться только с Россией и «приняла более правильные формы».

Российское правительство в своей политике на Северном Кавказе основную ставку сделало на армян, которые, по мнению Петра, «будут |ревностными его сторонниками в великом деле внутренней промышленности и внешней торговли с Востоком». Подобную внешнеполитическую линию проводила и Екатерина II.

Высочайшим именным указом Екатерины II 5 мая 1785 года предписывалось «правящем должность Саратовского и Кавказского генерал-губернатора генерал-поручику Павлу Сергеевичу Потемкину об устройстве Кавказской губернии». Этим указом: а) признано полезным устраивать города в близости горских народов; б) поведено ввести городовое положение, утвержденное 21 апреля т. г. в Кавказском наместничестве в Кизляре, Моздоке и других городах, где управление городское прежде единственно относилось к военному начальству; в) для развития торговли и ремесел дозволено иностранцам селиться в городах Кавказского наместничества; г) обещано также дать вскоре разрешение селиться в Кавказской губернии выходцам из Закавказья, а армянам основать города...».

Наряду с крымскими армянами на Северный Кавказ стали переселяться армяне из Трабзона, Синопа и других районов Отоманской Порты, а также из Персии.

В период Кавказской войны XIX века заселение пустующих земель и образование новых городов таким «выгодным элементом», как армяне, соответствовало интересам царского правительства и политике его на Ближнем Востоке. Эта политика совпадала с интересами и чаяниями армянского населения.

Миграционный поток армянского населения на Северный Кавказ проходил волнообразно и особенно усиливался в период погромов и резни 90-х годов XIX века в Османской империи и геноцида армян в 1915 году.

В задачу данной работы не входит освещение истории переселения армян на Северный Кавказ. Этой проблеме посвящен ряд глубоких по содержанию монографий и статей последних десятилетий. К ним следует отнести монографии Ж. Ананяна, В. Хачатуряна «Армянские общины России»; В. Б. Бархударяна «История армянской колонии Новая Нахичевань»; Л. А. Погосяна «Армянская колония Армавира»; статьи В. А. Айрапетяна «Из истории поселения армян на Северном Кавказе и их торгово-экономическая деятельность»; X. А. Поркшеяна «Происхождение черкесогаев и основание г. Армавира»; Н. Г. Волковой «О расселении армян на Северном Кавказе до начала XX века»; А. Юхт «Восточная торговля России в 30—40-х годах XVIII века и роль в ней армянских купцов» и ряда других работ.

В этих исследованиях дан всесторонний анализ проблемы переселения армян на Северный Кавказ, их роли в экономическом развитии региона. Переселившиеся армяне развили животноводство, виноделие, шелководство, кустарное производство, они вели широкую торговлю в России и за ее пределами, принося значительный доход в государственную казну. Большой известностью пользовались армянские промышленники. Примером этому служат архивные материалы г. Грозного, свидетельствующие об активной деятельности нефтепромышленников-армян, а общество «Ахвердов и К0» было самым крупным по добыче нефти среди всех нефтепромышленных компаний второй половины XIX века.

Таким образом, подвергая краткому анализу процесс расселения армян на Северном Кавказе и их роль в общественной жизни обширного региона России, можно в этом аспекте рассмотреть и процесс формирования армянской общины города Ставрополя.

Возникновение города Ставрополя как военно-стратегического центра на Северном Кавказе было обусловлено его географическим положением. Известно, что Екатерина II, стремясь укрепить границы на Кавказе, по предложению генерал-лейтенанта Якоби приказала соорудить 10 оборонительных крепостей от Моздока до Азова, образовав таким образом Азово-Моздокскую, или Кавказскую, линию.

В числе этих крепостей под № 8 находилась и Ставропольская крепость, которая в 1777 году приобрела статус города.

В первые десятилетия все поселения Кавказской линии в основном были заполнены выходцами из центральных губерний России. Среди них были беглые крепостные и государственные крестьяне, купцы, мещане, ремесленники.

Царское правительство предприняло энергичные меры по интенсивному заселению этих мест представителями всех народов Российской империи, среди которых были и армяне.

15 апреля 1799 года император Павел I специальным указом предлагал армянам — выходцам из Персии основать ряд поселений.

Грамотой императора от 28 октября 1799 года им было разрешено образовать город, названный Святым Крестом (ныне — город Буденновск). Через 5 лет после этого указа было образовано поселение Эдиссея, которое и до настоящего времени существует как армянское село (Эдиссия).

В течение первой половины XIX века были образованы ряд поселений с армянскими жителями, среди которых следует выделить город Армавир. Наряду с этим армянское население продолжало переселяться и в такие центры, как Георгиевск, Пятигорск, Кисловодск. Концентрируясь в поселениях городского типа, оно стремилось сохранить свой этнос.

В местах компактного проживания им было разрешено создавать армянские суды. Основными их функциями являлись внутреннее самоуправление, решение спорных вопросов, сбор налогов и регулирование хозяйственной жизни. В юридическом отношении армянские суды подчинялись Ставропольскому окружному суду.

В других городах армянские переселенцы образовывали общины, которые концентрировались вокруг церкви, сохраняя свою национальную культуру и обычаи.

Б.Т. Ованесов "Армянская община города Ставрополя", Ставрополь, 2005 г.