Неопровержимым фактом церковной истории является то, что таинства были установлены в количестве семи лишь в середине XII века, и это благодаря схоластикам, которые путем разных ухищрений добились именно этого числа. Между тем, ни Святые Отцы, ни богословы первых веков христианства о таковом числе не упоминают. Самые древние говорили только о двух таинствах; постепенно их довели до двенадцати. Старейшее постановление, установившее это число семь, восходит к Флорентийскому собору XV века. К армянам это перешло от латинских миссионеров. Отсюда очевидно, что семь таинств составляют не столько догмат, сколько известный параграф вероучений.

Правда, и у армян слегка затронут вопрос о семи таинствах, но так смутно, что они навряд ли сумели бы дать точное их определение. Так называемого соборования в Армянской Церкви не существует; кое-какие попытки ввести его в церковный обиход не имели успеха. Высказанное предложение заменить помазание отходной, которая читается над умирающими, ни в каком случае не может удовлетворять требованиям, связанным с самой сущностью таинств. Итак, очевидно, что учение о семи таинствах не может быть усвоено армянами. За исключением соборования, все остальные таинства в Армянской Церкви совершаются. Вот некоторые сведения по этому поводу.

Крещение детей совершается путем полного горизонтального погружения в воду; впрочем, в случае настоятельной необходимости, допускается крещение путем окропления. Конфирмация, или святое миропомазание, совершается совместно с этим таинством тем же священником, и ребенок, получивший крещение, допускается немедленно к причащению губами, то есть частицы Святых Даров касаются языка дитяти.

Эти три таинства происходят одновременно, и только их совокупность делает крещение действительным. Таким образом, ни обычая первого причащения, ни более поздней конфирмации, совершаемой епископом, Армянская Церковь не знает. Причащают всех верующих без различия возраста, под обоими видами, причем частицы Святых Даров опускаются в вино. Святые Дары изготовляются из хлеба, в котором нет дрожжей, довольно плотного и испеченного священником в самое утро обедни; этот хлеб круглой формы и носит на себе отпечаток креста и иных украшений. Вино должно быть чистым, то есть без примеси воды. Освященный хлеб всегда бывает один, и вес его пропорционален числу причастников. Последние стоят, когда священник возлагает им на язык частицы, отделенные от размягченных в вине Святых Даров. Сохранился обычай сберегать в церквах засохшие частицы для больных и для всех тех, кто в исключительном случае захотел бы причащаться вне обедни. Они хранятся с подобающим благоговением в боковой нише, проделанной в апсиде, без ковчега и зажженных лампад.

Таинство покаяния, или исповедь, происходит согласно с общей формулой, причем исповедник говорит свои главные грехи, духовник же воздерживается от пространного допроса. Обыкновенно оставляют промежуток в несколько дней между исповедью и отпущением грехов, чтобы дать возможность кающемуся должным образом приготовиться к причащению, которое следует непосредственно за отпущением грехов. Посвящение в духовный сан производится посредством наложения рук и возложения на шею знаков, свойственных сану. Помазание Миром происходит при посвящении в пресвитеры, в епископа и в католикоса. Степеней священства прежде было четыре, сообразно восточному преданию; но они были доведены до семи во время Крестовых походов под влиянием воззрений Запада с тою разницей, что степень субдьякона всегда считалась у армян низшей, тогда как латиняне видят в ней высшую или священную степень. Епископ и католикос отличаются от простого священства.

Семь степеней даруются епископам, в епископы же посвящает католикос в сослужении с двумя епископами, а посвящение в католикосы производится двенадцатью епископами. Посвящение в степень доктора богословия, или вардапета (архимандрита), облекается в форму рукоположения. Степень эта имеет два разряда: низшая, или частная докторская степень (маснавор), и высшая (цайрагуйн), по связанным с нею преимуществам равная епископскому сану. В степень доктора богословия могут возводить только епископы, носящие высшую докторскую степень. Обряд возведения – довольно длительный и состоит из чтения Посланий, Евангелий и длинных выдержек из пророков.

Таинство брака известно под названием таинства венчания (псак), которое уполномочен совершать только священник, дающий благословение с разрешения епископа. Развод дозволен каноническими правилами Армянской Церкви и дается католикосом или патриархом. Расторжение брака происходит согласно общим законоположениям, причем не может быть обусловлено никакими произвольными соображениями. Развод не допускается в тех случаях, которые предусмотрены каноническими постановлениями древних соборов. Таковы пункты вероучения, касающиеся таинств.

Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.