Модернизационный общественно-политический тренд России, провозглашенный высшим руководством страны, в полной мере касается сферы межэтнических отношений и ставит перед социальными, в том числе и этническими сообществами новые задачи. Сегодня в масштабах страны обозначены новые возможности в связи с дальнейшей демократизацией общественных отношений, а также понимания национального вопроса, который поднял Президент РФ В.В. Путин в своей предвыборной статье «Россия: национальный вопрос».
Среди задач и возможностей решения национального вопроса выделяются не только традиционное сохранение этнокультурной самобытности, но и эффективное встраивание её в общероссийский гражданский идентификационный комплекс. Модернизация общественных отношений актуализирует проблему этнических идентичностей внутри общероссийской гражданской идентичности, в том числе и проблему этнической идентичности армян, проживающих в России и являющихся гражданами России. Относясь к наиболее крупным этническим группам РФ, армяне по демографическим показателям, по социально-профессиональной активности, по историко-культурному вкладу в развитие российском государственности находятся в одном ряду с крупнейшими народами России – татарами, башкирами, чеченцами, а также в одном ряду с крупными этническими группами нероссийского происхождения – украинцами, белорусами.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., армяне (по самоназваниям – армяне, гай, донские армяне, крымские армяне, франк, хай, черкесо-гаи) составили 1 130 491 чел. из 145 166 731 чел. населения РФ. На юге России во многих субъектах, во многих городах и районах Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краёв армяне являются второй или третьей после русских этнической группой. Так, например, армяне Ставропольского края (далее – СК) составляют 161 324 чел. из 2 786 084 чел. населения края. Для сравнения отметим, что в 1989 г. армяне составляли в крае 70 171 чел., а в 2002 г. – 149 249 чел.
Армяне по численности обгоняют такие крупные этнические группы СК, как украинцев, даргинцев, греков, ногайцев, цыган, туркмен, карачаевцев, татар и др. Армяне организовали в крае множество дееспособных национально-культурных объединений и национально-культурных автономий (далее – НКО, НКА). Своими эффективными начинаниями известны организации Ставрополя, Пятигорска, Кисловодска, Георгиевска, Буденновска, Зеленокумска, с. Эдиссия, ст. Суворовская и др. Примечательно, что армяне успешно сочетают многогранную общественную работу с достижением главной цели – сохранением культуры, языка, национальных традиций, национального характера, который отличался и отличается стойкостью, целеустремлённостью и самоуважением. Во многом это основано на высокой духовности, которая обеспечивается приверженностью армян Армянской апостольской церкви – наставнице и защитнице народа. Армянские храмы выстроены во многих городах Ставрополья как центры веры, национального единства, этнического энтузиазма. Армяне заметны во всех сферах экономической, культурной и политической жизни СК, многие из них пополнили ряды известных и успешных бизнесменов, предпринимателей, управленцев, врачей, учителей, деятелей науки, культуры, искусства и известны не только в СК, но и на Северном Кавказе, в России, за рубежом и в Армении.
Для армянской общины CК 2011 – 2012 гг. стали сезоном общественной активности, принятия новых решений. Демократические выборы на пост председателя Ставропольского регионального отделения Союза армян России (далее – САР), обновление состава общественных активистов регионального отделения САР соответствует общим тенденциям в общественно-политической жизни России. В 2012 г. перед Ставропольским региональным отделением САР стоят такие задачи: во-первых, продолжить славные традиции национально- культурной самоорганизации, которые накоплены армянской общиной; во- вторых, расширить направления и обновить методы работы. Эти проблемы неоднократно обсуждались во всех 17 местных армянских общественных организациях и отделениях САР.
Важнейшим направлением самоорганизации армян является упрочение взаимодействия между армянскими общественными организациями не только Ставрополья, но и всего СКФО. В субъектах РФ СКФО исторически сложились большие армянские диаспоры (Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Дагестан). В этой связи важно наладить систематическое общение с руководителями армянских общественных организаций и отделений САР в субъектах РФ СКФО и, может быть, создать Ассамблею или Форум армянских общественных объединений СКФО для решения общих проблем и организации совместных культурно-просветительских, информационных мероприятий.
Необходимо наладить диалог с такими институтами гражданского общества, как Общественный совет при полномочном Представителе Президента РФ в СКФО, Экспертный совет при полномочном Представителе Президента РФ в СКФО, в которые входят руководители НКО, религиозных организаций, казачества, известные люди разных национальностей. Также необходимо усилить позиции армянских НКО, НКА в составе Совета при губернаторе Ставропольского края по вопросам межэтнических отношений, который является не только площадкой общения всех крупных этнических групп края, но и площадкой взаимодействия с исполнительной властью самого высокого уровня – губернатором СК и Правительством СК.
Также возможно расширить сотрудничество с комитетом Ставропольского края по делам национальностей и казачества. Это важно как для решения текущих вопросов, так и для включения армянских общественных организаций в разработку и реализацию целевых программ упрочения национальных отношений, например, программы «Гармонизация межнациональных отношений в Ставропольском крае на 2012 – 2015 годы». Также Ставропольское региональное отделение САР и Армянская национально-культурная автономия СК должны более активно использовать возможности, которые обозначены в распоряжении Правительства СК «Об утверждении Основных направлений реализации государственной национальной политики в Ставропольском крае на 2011–2015 годы».
На современном этапе задачи самоорганизации армянских диаспор СКФО расширяются и выходят за горизонты национально-культурных фестивалей, конкурсов, дней национальной кухни, организаций национального подворья. На это нацеливают и уставные документы НКО и НКА, которые предполагают формирование общественного мнения, поиск взаимоприемлемых решений национально-культурных проблем, а также конструктивное взаимодействие с заинтересованными государственными, общественными и предпринимательскими структурами России, Армении.
Важнейшим направлением самоорганизации армянских диаспор СКФО выступает содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и религиозных конфликтов. Армяне всегда имели дружеские связи с окружающими народами, прежде всего с русским народом, который составляет, в частности, в СК более 80 % и с которым российских армян объединяет история, культура, религия, государственность. В этом плане целесообразно взаимодействие с Союзом славян Ставрополья, с казачьими общинами и русскими общественными организациями края. Также важно наладить сотрудничество с другими общественными организациями, которые так или иначе имеют отношение к разрешению межэтнических противоречий – Советы мира и дружбы, Общественно-консультативный совет при Управлении ФМС по Ставропольскому краю и др.
Особое внимание Ставропольское региональное отделение САР, как и местные организации армян, уделяет работе с молодёжью. Армянские юноши и девушки составляют большую долю ставропольской молодёжи, студенчества вузов края. В этом плане важны новые формы работы с молодёжью на местах, с одной стороны, и новые пути позиционирования армянской молодёжи в Молодёжном этническом совете Ставропольского края, образованном в 2007. г., в Ставропольской региональной организации «Союз молодёжи Ставрополья», в Молодежной палате Ставропольского края, во Всекавказском молодёжном альянсе. Отрадно отметить, что армяне достойно представлены в Думе и Общественном совете города-курорта Пятигорска, который с января 2010 г. приобрёл новый статус – административного центра СКФО. Предполагается дальнейшее упрочение участия армянских НКО, НКА на муниципальном уровне, тесное сотрудничество с Думой города-курорта Пятигорска, поддержка управленческого курса главы города – Л. Травнева. В этом направлении знаменательны те мероприятия Пятигорского Дома национальных культур, в которых принимают активное участие армянские НКО, НКА.
Армяне России, в том числе и СКФО, в течение нескольких веков разделяют с русскими и другими народами РФ историческую судьбу, политические тренды, социальные перипетии. В то же время армяне демонстрируют устойчивость к ассимиляции, приверженность этническому комплексу, а также особую идентичность как идентичность диаспорного народа. Эта идентичность является сложносоставной, так как включает несколько принадлежностей, требующих равного уровня групповой и индивидуальной лояльности. Это: принадлежность к собственной этнической группе, принадлежность к российскому миру, принадлежность к армянскому миру, принадлежность к диаспоре (спюрку).
Однако сегодня самоорганизация армянских общин не может оставаться в рамках традиционных форм и методов. Армяне России вместе с иными этническими группами страны пережили после распада СССР существенные трансформации и, прежде всего, существенное пополнение. Это пополнение привело диаспору на первые ступени иерархической этнодемографической лестницы народов и этнических групп России. Однако это же пополнение создало множество проблем этносоциального и этнополитического свойства как в отношениях диаспоры с другими этническими группами, так и внутри диаспоры с диаспорным субгруппами. В течение 20 лет транзитивного состояния России эти проблемы в той или иной степени были преодолены, многие конфликтогенные факторы нейтрализованы.
Однако сегодня перед российскими армянами стоит не менее сложный вопрос – вопрос готовности к широкой социальной и политической модернизации, которая затронет все сферы общественной жизни. Этнические группы армян, которые ведут общинный, диаспорный образ жизни, призваны найти новые ресурсы для современной самоорганизации, самоуправления и самопрезентации. В условиях широкого общественного диалога армянские НКО и НКА, в том числе и СКФО, должны определить и применить новые формы позиционирования в широком социальном и политическом взаимодействии с другими институтами гражданского общества, с органами местного самоуправления, с органами власти, со СМИ, с международными организациями. Идеологической основой такого позиционирования помимо этнокультурной самобытности, историко-культурной реликтовости должно быть зрелое гражданское самосознание общероссийской природы.
Аствацатурова Майя Арташесовна – доктор политических наук, профессор, профессор кафедры инноватики, управления и права Пятигорского государственного лингвистического университета (ПГЛУ)
"Армяне Юга России: история, культура, общее будущее" Материалы Всероссийской научной конференции 30 мая - 2 июня 2012 г.Ростов-на-Дону