Важнейшим последствием геноцида армян явилось образование современной армянской диаспоры - Спюрка. Сотни тысяч беженцев из Западной Армении, Киликии и населенных армянами местностей Турции рассеялись по многим странам мира. В странах Арабского Востока - Сирии, Ливане, Египте, в ряде европейских стран - Греции, Болгарии, Франции, а также в США, Канаде, странах Латинской Америки - образовались значительные армянские общины.
На долю первого поколения армян Спюрка выпали многочисленные испытания и лишения. Люди, пережившие трагедию геноцида и потерю родины, оказались на чужбине, зачастую без каких-либо прав, без средств на существование. Немалую часть спасшихся от резни составляли сироты, которые вступали в самостоятельную жизнь, получив воспитание в имевшихся во многих странах армянских приютах. В трудных условиях послевоенного мира армяне Спюрка сумели приспособиться к новым условиям жизни, интегрировались в социально-экономические условия приютивших их стран. Постепенно проблема физического выживания сменилась задачей сохранения этнической самобытности, противостояния ассимиляционным воздействиям. На решение этой задачи была направлена деятельность Армянской Апостольской церкви, зарубежной армянской школы и Печати, различных культурных и просветительских организаций. Активную деятельность вели в Спюрке армянские национальные партии, запрещенные в Советской Армении, Всеобщий армянский благотворительный союз, многочисленные земляческие организации.
До середины 1960-х гг. армяне Спюрка выступали основной движущей силой борьбы за международное признание факта геноцида, за восстановление исторической справедливости. В 1920-1930 гг., вплоть до второй мировой войны, армянская диаспора старалась воздействовать доступными ей средствами на мировое общественное мнение, одновременно заботясь о формировании национального самосознания молодых поколений Спюрка. После второй мировой войны, когда возникла прямая аналогия между человеконенавистническими действиями младотурок и гитлеровцев, участились обращения армян Спюрка и их организаций к правительствам держав-членов антигитлеровской коалиции, к Организации Объединенных Нации - с требованиями решить Армянский вопрос, восстановить историческую справедливость в отношении армянского народа. Позднее в ряде стран - США, Франции и др., армянская диаспора развернула активную лоббистскую деятельность, стремясь воздействовать на парламенты и правительственные круги этих стран, добиться осуждения Турции за совершенное преступление. С этой целью были созданы специальные организации - Армянская Ассамблея Америки, Армянский Национальный комитет («Ай Дат») и др., организованы сбор и публикация документальных материалов о геноциде армян, предоставление этих материалов парламентам и правительствам ведущих стран мира. Европарламенту и т. д. В ряде случаев эта деятельность увенчалось определенным успехом.
Наряду с этим определенные круги Спюрка, преимущественно радикально настроенная молодежь, считали подобную деятельность пассивной, не были удовлетворены ее результатами, полагали, что необходимо предпринять такие действия, которые вызовут широкий резонанс и вновь привлекут внимание мира к проблеме геноцида армян. Вдохновляющим примером для радикально настроенной молодежи Спюрка являлись действия армянских народных мстителей, которым, как известно, удалось в 1920-1922 гг. привести в исполнение смертный приговор Стамбульского суда, выследив и ликвидировав некоторых из организаторов геноцида армян - лидеров младотурок Талаата, Джемаля, Бехаэдина Шакира, Саида Халима, палача трапезундских армян Джемаля Азми и др. Возникло несколько организаций - Армянская секретная армия освобождения Армении (ASALA), Армянское движение и др., деятельность которых заключалась в организации террористических актов против официальных турецких дипломатических представителей в разных странах. Подобные действия действительно имели резонанс, однако не получили однозначной оценки в самом Спюрке, а со стороны мирового общественного мнения квалифицированы как терроризм.
С созданием Республики Армения (1991 г.), принятием Декларации о независимости, в которой отмечается, что Республика Армения выступает в поддержку требования о международном признании факта геноцида армян, составные части армянской нации - население Республики Армения, Нагорно-Карабахской Республики и армяне Спюрка едины в своем стремлении добиться восстановления исторической справедливости.
К.Худавердян, Р.Саакян. Геноцид армян сквозь призму десятилетий. Ереван, 1995 г.