Тюркизация и азербайджанизация тюркоязычного и мусульманского населения нового Азербайджана в советском государстве

После советизации Закавказья геополитическая важность данной республики была для советского государства весьма заметной. Одним из ключевых компонентов этого была бакинская нефть. В 1940 году, например, Азербайджан давал 71,4% всей нефти, добываемой в СССР. Население города продолжало расти. Так, если в 1913 году население Баку составляло 389,6 тыс. человек, то в 1933 году оно возросло до 709,5 тыс. человек и столица Азербайджана по численности населения заняла третье место в СССР после Москвы и Ленинграда.

Но кроме этого Азербайджанской ССР превратилась в форпост распространения большевизма на Ближнем Востоке. Азербайджан был первой и до 1930-ых годов единственной мусульманской республикой Советского государства (центральноазитские республики были автономиями в составе России – Д.Б.), и Кремль использовал этот факт для снижения авторитета имперскихх держав, в частности, Великобритании и Франции в мусульманскихх колониях этих стран от Среднего Востока до Индии. Именно по этой причине советские власти, по мере возможностей, удовлетворили территориальные претензии Азербайджана, передав ему из исторических армянских территорий весь Карабах и Нахичеван, более половины Зангезура. В состав Советского Азербайджана были также переданы ряд грузинских и дагестанских земель. Этот шаг представлял геополитическую целесообразность для большевиков, так как в мусульманском мире Азербайджан стал олицетворением коммунистической революции. Помимо этого, Азербайджан был удобным рычагом давления на Иран в вопросе Иранского Азербайджана.

Однако на первом этапе советская власть придерживалась весьма интересной политики. В Азербайджане, например, всячески поддерживалось этническое разнообразие и национальное самосознание. Вдобавок к этому, советская власть отказалась от этнонима «кавказские татары» и вместо этого ввела в обиход новую национальную идентичность для тюрков Закавказья, назвав их попросту тюрками Советского Азербайджана. По всей видимости такой переход был сделан в контексте распространения большевизма и коммунизма среди тюркоязычного массива Турции и Ирана. Тем не менее, дальнейшие фундаментальные геополитические трансформации на мировой арене породили новые вызовы и необходимость изменения тактики и стратегии национального строительства в Азербайджане.

С прихoдом Гитлера к власти в Германии в 1933 году стало очевидно, что новая мировая война неизбежна. В данной ситуации Азербайджан, из наступательного компонента советской геополитики, стал одним из наиболее уязвимых. Основная причина этого заключалась именно в этнической специфике данного государственного образования. Азербайджан был единственной республикой бывшего СССР, название которого не было производным от названия какого-либо народа или этногруппы. В отличие от других советскихх республик, название которых было производным от государствообразующего народа, например, Армения, Грузия, Россия, и т.д., Азербайджан населяли этногруппы тюркского, кавказского, иранского происхождения, а также армяне, грузины русские и евреи. Примерно 52% населения составляли тюркоязычные народы, объединенные под названием «тюрки Советского Азербайджана». Примечательно, что, согласно данным переписи 1920-х годов, тюркское население Персии, проживающее в Азербайджане, упоминается как отдельная этническая группа – тюркское население Персии.

Этническая группа «азербайджанские тюрки» представляла значительную опасность, так как могла с легкостью пойти на союз с Турцией, как это произошло во время Первой мировой войны. Так, 24 ноября 1941г. сотрудники посольства Германии в Турции направили послание в Берлин, где сообщалось о работе, проведенной с азербайджанскими турками в целях освобождения Кавказа от Советской власти, при этом Турция претендовала на то, статус фактического хозяина этого региона. Турция планировала вступить в войну на стороне Германии и ждала подходящего для этого момента. К таковым можно отнести, например, Сталинградскую битву и в случае победы немцев турецкие войска должны были открыть новый фронт в Закавказье. Но, даже не вступив официально в войну, Турция практически до самого ее конца снабжала Германию стратегически важнейшими видами сырья, в частности, хромом. Турецкая Республика объявила войну Германии лишь 23 февраля 1945 года.

Учитывая традиционно тесные связи между Германией и Турцией, а также события, произошедшие на Кавказе в 1918г., Советский Союз принял решение сформировать новую нацию. Реанимация «кавказских татар» было уже невозможно. Поэтом было принято создать «азербайджанскую» нацию, причем «сверху» и ускоренными темпами. Под новым названием «азербайджанцы» были объединены различные мусульманские народы и этногруппы с целью создания исторической, культурной и политической платформы для недопущения идентификации тюрок Восточного Закавказья с турками, проживающими в Турции. Именно так в 1936г. в мире появилась новая нация – азербайджанцы.

Базой консолидации мусульманских народов Азербайджанской Советской Социалистической Республики в единый азербайджанский народ должна была стать территориально-административная принадлежность. Люди различных национальностей должны были идентифицировать себя как азербайджанцы, т.е. жители Азербайджана. После того, как общая самоидентификация была бы привита, она со временем должна была эволюционировать в национальное самосознание и национальную идентичность (нацию). Аналогичным образом развивалсь национальное идентичностью, например, американцев. Азербайджан был единственной республикой СССР, в которой это можно было сделать, так как название государства, как уже было указано выше, не было производным от основного народа, населявшего его территорию. Таким образом частью новой азербайджанской общности становились потомки древних кавказских албанцев – лезгины, носители иранской культуры – талыши, таты, курды и другие народности, горские народы, а также тюркский этнос.

Необходимость легитимизовать существование новой нации потребовала внесения коррективов и в историю. Малейшее проявление интереса к истории или культуре этнического меньшинства, а также любой намек на проявление неазербайджанского самосознания подавлялось со всей суровостью. Один Азербайджан был не в состоянии самостоятельно осуществить эту нелегкую задачу и успех данного проекта всецело зависел от центра, что стало одной из его главных геополитических задач в Закавказье.

Создав новую азербайджанскую нацию, Советский Союз действительно решил ряд геополитических вопросов. Прежде всего, былa сформирована новая нация, которая не идентифицировала себя с турками Турции. Кроме этого, эта новая нация полностью зависела от СССР, так как, будучи искусственно образованной и весьма слабой, она могла сохранить целостность лишь при поддержке Центра, центральных властей СССР.

Тем не менее, возникли и новые проблемы. Так, несмотря на использование колоссального государственного ресурса, эволюционирование общей самоидентификации в национальное самосознание и национальную идентичность в Азербайджане произошло несколько иначе, чем планировалось. Самоидетнификация в качестве азербайджанцев, а затем ее трансформация в национальное самосознание и национальную идентичность достаточно успешно прошла среди тюркоязычного населения республики. Но этот процесс среди других народов происходил медленее. Поэтому процесс национальной консолидации в Советском Азербайджане начал приобретать совершенно иное направление. Тюркская элита, успешно пройдя цепь самоидентификация – самосознание – национальная идентичность, начала фактически навязывать азербайджанскую идентичность другим мусульманским народам республики и их элитам, для которых азербайджанская общность находилась в основном все еще на стадии самоидентификации. В результате мусульманские нацменьшинства Азербайджана стали воспринимать азербайджанскую общность как попытку другого народа навязать им свою национальную идентичность. Поэтому азербайджанская общность не стала консолидирующим элементом для всех мусульманских народов республики.

Кроме того, начались и весьма опасные идеологичские проблемы. Важнейшим из них стала постепенная подмена интернационализма на национализм в Азербайджане. В Советском Азербайджане, многонациональном государстве, своеобразном микро-Советском Союзе на Кавказе, бок о бок проживали представители различных этногрупп. Однако искусственное формирование новой нации сверху в геополитических целях привело к постепенному торжеству национализма, сначала на негласном уровне, a затем, особенно по мере ослабления советской власти, уже и совершенно открыто. А это было очень опасно, особенно в таком стратегически важном регионе, как Закавказье.

Данный процесс имел объективные предпосылки. Дрейф тюркской части элиты Азербайджана в сторону национализма и навязывания азербайджанской идентичности другим народам, был продиктован рядом факторов. Здесь, конечно, был элемент своеобразного симбиоза соблазна и страха. Соблазн заключался в том, что создавалась своего рода «мини-имперская» нация и «мини-империя» и необходимо было полноценно использовать предоставившейся возможности для этого в максимально короткий срок. Страх заключался в наличие объективных и серьезных препятствий на этом пути.

Важнешим из них был имено Нагорный Карабах. Если мусульманские народы Азербайджана, у которых много общего в традициях, культуре, религии и менталитете, могли консолидироваться в единую азербайджанскую общность, то армяне, также как и русские, евреи и другие не исповедующие ислам народы республики, сохранили свою национальную идентичность. Но в отличие от других немусульманских народов, армяне Карабаха имели не только уходящую вглубь веков историю государственности, но и свою государственность, пусть даже в форме автономной области. Ассимилировать армянский Карабах было попросту невозможо. Можно было попытаться изменить этнонациональный состав этой автономной области, добиться превращения армян в меньшинство. Кстати, именно эта политика с успехом была проведена в другом автономном образовании Советского Азербайджана – Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республике, где за несколько десятилетий практически не осталось армянского населения. Но с Карабахом этого не получилось по целому ряду причин, важнейшей из которых были такие черты армян Карабаха, как жизнестойкость, мощнейшая привязанность к родной земле, бунтарский нрав и т.д. Фактически, если бы Нагорный Карабах не был бы насильно включен в состав Азербайджана, то процесс консолидации мусульманских народов этой республики в единую азербайджанскую общность прошел бы более успешно. В этой ситуации азербайджанская (тюркская) элита, видя в Карабахе главную угрозу своей государственности и национальной консолидации, выбрала давление в качестве основы политики в данном регионе и по отношению к нему.

Все это стало также своеобразным вызовом и процессу самоопределения азербайджанского народа, одновременно более туже завяз узел азербайджано-карабахских отношений83. Азербайджанцы стали рассматривать Карабах уже в качестве своей этнической территории, а не как административную единицу другого народа. Отныне разногласия между двумя нациями – азербайджанцами и карабахскими армянами перешли на новый, межнациональный уровень.

Ситуация усугубляется и тем, что процесс формирования новой, азербайджанской нации до сих пор не завершен. Да, некоторые этнические группы, например, иранские таты, численность которыхх составляет примерно два миллиона человек, практически ассимилированы в единую азербайджанскую нацию. В Азербайджане исчезли также курды, ряд дагестанских народов. Тем не менее, некоторые народы до сих пор сумели сохранить в той или иной степени свою национальную идентичность. К ним принадлежат кавказоязычные лезгины и аварцы, компактно приживающие на севере современной Азербайджанской Республики, на границе с Дагестаном, а также ираноязычные талыши, ареал которых находится юге Азербайджана, на границе с Ираном. Общая территория, которую занимают эти народности, составляет примерно четверть территории нынешнего Азербайджана, а их численность – около трети населения этой страны.

Ввиду этого Азербайджан живет под постоянной угрозой самоопределения этих наций, что может привести даже к распаду данного государства. Такие прецеденты в истории современного Азербайджана были. Так, в ХХ веке талыши два раза провозглашали государственность. 15 мая 1919 года была провозглашена Муганская Советская Республика, просуществовавшая около трех месяцев. Около трех месяцев просуществовала и провозглашенная в конце июня 1993 года Талыш-Муганская Автономная Республика. 28 сентября 1991 года решением Общенационального съезда лезгинского народа, прошедшего в селе Касумкенд Дагестана, была принята декларация о восстановлении государственности лезгинского народа и о создании Республики Лезгистан по обе стороны реки Самур.

Несмотря на то, что талышская государственность была уничтожена азербайджанскими властями, а решение лезгин так и осталось на бумаге, эти и другие народы не отказались от своей борьбы. Так, талыши периодически обращаются к различным странам и международному сообществу в целом, обращая внимание авторитетных структур на постоянного давление со стороны властей Азербайджана. К примеру, в 2008 году они обратились к представителям европейских стран, в 2009г. – к международному сообществу. С подобными обращениями выступали также другие нацменьшинства. В 2008 году аварцы обратились к президенту Дагестана с просьбой защитить от проводимой бакинскими властями политики насильственной азербайджанизации.

Нередко происходят также конфликты и стычки между представителями нацменьшинств и властями страны, в том числе и на региональном уровне. Так, в марте 2017 года в Кабалинском районе Азербайджанской Республики фермеры лезгинской национальности организовали протесты в связи с изгнанием лезгинских фермеров с ряда сельхозугодий и произволом властей.

Зачастую конфликт между нацменьшинствами и центральными властями Азербайджана переходит в соседние государства, в частности, в российский Дагестан. Так, в конце июня 2013 года в Дербенте прошли массовые акции протеста в связи с тем, что властями было принято решение о присвоении имени Гейдара Алиева одной из центральных улиц города. Организаторами акций были Федеральная лезгинская национально-культурная автономия, общественная организация «Садвал», «Общество Храх-Уба», которые считают, что последствия передачи Азербайджану двух лезгинских сел, водосбора реки Самур и фактического отчуждения 2,5 тысяч га лезгинских пастбищных земель в рамках процесса демаркации российско-азербайджанской границы приводят к ущемлению прав этнических лезгин.

Имеется и достаточно сильное недовольство этнических меньшинств Азербайджана относительно действий властей данной страны по отправке представителей нацменьшинств в зону азербайджано-карабахского конфликта. Несколько лет назад целый ряд общественных организаций и лидеров коренных народов Азербайджана обратились с воззванием к проживающим в республике соотечественникам, где указали на то, что в течении десятилетий руководство Азербайджана заставляет коренные народы воевать с армянами Арцаха – Карабаха, назвав это самой большой несправедливостью, в которой коренные народы Азербайджанской Республики невольно принимают участие.

Ситуация усугубляется и тем, что политике отуречивания Азербайджана и его населения, как одной из современных составляющих идеологии пантюркизма, активно способствует и Турция. Так, азербайджанские и турецкие лидеры начиная с распада СССР активно пропагандируют лозунг «одна нация – два государства». Такая позиция и внешнеполитический курс также направлен на подрыв существующего геополитического баланса не только в Закавказье, но и для всего Ближнего, Среднего Востока, Центральной Азии и вплоть до Китая.

Таким образом, нарушенный в Азербайджане естественный цикл формирования азербайджанской нации и становления национальной идентичности, является одним из самых главных объективных препятствий не только, как уже упоминалось выше, на пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта, но и нормализации армяно-азербайджанских отношений и отношений азербайджанцев (тюрков) с другими народами самой Азербайжанской Республики. Здесь действительно исключена всякая возможность недискриминационного отношения титульной нации т.е. азербайджанцев к другим народам, в том числе и к армянам.

Гармоничное сосуществование двух народов в рамках общего государства невозможно также и в условиях отсутствия какой-либо общей идеологии. В советское время такой идеологией был коммунизм, но и он не смог создать соответствующих условий. Этого не сумеет сделать и демократия, так как ввиду незавершенности процесса формирования азербайджанской нации, демократия там, в Азербайджане в принципе невозможна. Если там будет установлена демократия, то Баку должен будет признать право Нагорного Карабаха на самоопределение. Но в таком случае и другие народы этой республики, например, лезгины и талыши, могут потребовать независимости. А это уже представляет непосредственную опасность самому существованию Азербайджана как независимого государства.

Давид Бабаян.

Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.

Top