После падения династии Арташесидов Рим и Парфия стремилась утвердить своих союзников на престоле Великой Армении. Около 50 лет армянский престол занимали ставленники Рима. Рим планировал завоевать Армению, парфяне хотели получить надёжного союзника. В середине I века Армения оказалась под влиянием парфянской власти, но сохранила политическую независимость.
I–V вв. в Армении и прилегающих к ней регионах происходит много важных событий. Из возможных событий в Армении можно отметить:
- признание Трдата I царём Великой Армении Римской империей (66 г.);
- вступление на престол Вагарш II и Аршакуни, установление наследственного права армянской ветви Аршакуни на престол Великой Армении (186-198);
- принятие христианства государственной религией в Великой Армении (301 г.);
- раздел царства Великой Армении между Римской империейи Персией» (387 г.). (Через два года в римской части Западной Армении Армянское царство исчезло, а в Восточной Армении до 428 г. царствовали Аршакуны);
- создание армянского алфавита (405);
- смена рабства в Армении феодализмом (в III-IV веках).
I–V вв. Важные события происходят также и в соседних регионах Армении.
В 224 году Сасаниды устроили переворот в Иране, чтобы установить своё господство. Считая себя преемниками Ахеменидов, стремясь восстановить старое персидское господство, они с самого начала заняли непримиримую позицию по отношению к Армении. Армянские Аршакиды, в свою очередь, считали их противниками. Сасанидская Персия была разрушена арабскими нашествиями в 651 году.
В 326 г. император Константин переезжает в Византий – греческий город, который соединяет Черное море со Средиземным. Он даёт этому городу своё имя, Константинополь (город Константина), и делает из него "второй Рим".
27 февраля 380 года христианство было признано государственной религией Римской империи. В 387 г. Армения разделилась между Римом и Персией. Два года спустя в Римской части Армении (Западной Армении) исчезло Армянское царство, а в Восточной Армении Аршакуны правили до 428 года.
В 395 г. Римская империя была разделена на Западную Римскую империю (которая была разрушена варварами в 476 году) и Восточную Римскую империю (просуществовавшую «за тысячу лет до турецкого завоевания Константинополя в 1453 году»). Византия включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и часть Крымского полуострова в Армении. Учитывая, что Византия на протяжении всей своей истории имела политические, военные, экономические и культурные отношения с Арменией, скажем несколько слов о ней. Византия процветала во время правления императора Юстиниана I (527–565), который стремился восстановить былую мощь и славу Римской империи.
С VII по середину IX века завоевания лангобардов (германское племя) и славянских племён Аравии сократили территорию Византийской империи, оставив в основном часть Балканского полуострова и Малую Азию. Византия восстановила свою силу и процветала в период армянского или македонского богатства (867–1056), основателем которого был Васил (Барсег) I, армянин, родившийся в македонской армии.
Король Осроена Абгар V
В этом разделе мы считаем необходимым представить короля государства Осроена Абгар V (15-й представитель осроенской династии Абгаридов, первый армянский царь, принявший христианство). Согласно армянскому историку Мовсесу Хоренаци, Абгар был сыном Аршама — сына Арташеса, брата Тиграна II Великого при котором Армения на короткое время стала сильнейшим государством к востоку от Рима.
Осроена – одно из государств Северной Месопотамии (132-216 гг. до н.э.) со столицей Эдессия, основными жителями которого были армяне, ассирийцы, парфяне, арабы и евреи. Имя Абгар используют исключительно армяне. Ни ассирийцы, ни арабы, ни персы не называют своих детей этим именем.
В древнеармянском переводе ассирийского произведения «Доктрины Адды» царство Сирийским считается армянским. Опираясь на этот перевод, как и на другие источники, историк V века Мовсес Хоренаци, считал Абгара V, как и других представителей династии Осроене, армянами, показал, что Абгар V был в родстве с армянским царём Санатруком.
Во время правления Тиграна Великого государство Осроена временно вошло в состав Армении. Король Осроена Абгар V (годы правления 4 г. до н. э. – 7 г. н. э. и 13-50 гг. н. э.) был союзником Римской империи. Римский император Антониос Каракалла в 217 г. захватил столицу королевства Осроена Эдесию и положил конец этому королевству.
Во время последних Арташесидов Римская империя усилила давление на Армению. Рим планировал завоевать Армению, превратив её государство, входящее в состав Римской империи, а парфяне, соревнуясь с Римом, хотели обрести надёжного союзника. Армянский народ объединился с парфянами против завоевательной политики римлян.
После династии Арташесидов самым известным из царей, правивших в Арташате, был Зенон (18-34 гг. н.э.). После его смерти Арташатом правили цари, поставленные Римом и Парфией.
В начале I века Великая Армения была представлена двумя центрами. Один находился в Арташате, а другой в Урха-Эдесе, где правила династия армянских абгаридов, которые произошли от Ервандидов. Самым ярким представителем из них был царь Абгар V. Его владения включали также юго-западные районы Армении. В это время в Персидской империи вспыхнули беспорядки. Абгар V уезжает в Парфию, чтобы их остановить. Там он тяжело заболел и вернулся в Эдесию.
В марте 2016 года в городе Эдесса (Урха) – в настоящее время Шанлыурфа на юго-востоке Турции, в ходе археологических раскопок было обнаружено около 80 ранних христианских гробниц, среди которых и семейная усыпальница армянского царя Абгара V, украшенная мозаикой и изображением креста. Надпись надгробной плиты гласит: «Великий царь Абгар V Укама Манну, первый христианский правитель Эдессы».
Ссора между Абгаром V и царем Иудеи Иродом/
В первые годы царствования Абгара V между ним и царём Иудеи Иродом (74-4 гг. до н.э.) произошла ссора. Ирод приказал установить в армянских храмах своё изображение, Абгар V не согласился. Ирод, отправляя войска против Персии, приказал идти им через земли Абгара V. Абгар заявил, что эти войска должны пройти в Персидскую страну через пустыню. Ирод был оскорблён этим.
Вскоре умер Ирод, но в Риме не были довольны поведением армянского царя. Поэтому Абгар V, во избежание всякой неожиданной случайности, избрал место удобное для защиты – столицу небольшого эллинистического государства Осроены, являвшегося важным центром раннего христианства. (Осроенское царсво было основано в 137 г. до н. э. и было уничтожено при римском императоре Каракалле в 216 году н. э.).
Абгар V также улучшил отношение с Персидскими руководителями. В это время в Персидском царстве возникают распри. Абгар V направляется туда, чтобы помочь персидскому царю.
Переписка между Абгаром и Иисусом Христом/
Абгар V страдал от сильной боли более семи лет. Когда он прослышал про удивительные чудеса Иисуса Христа, он обращается к нему.
Христос не посещал армянскую столицу, но, по словам Католикоса Иоанна VI, Абгар V получил его ответ. Началась переписка между Абгаром V с Иисусом Христом. Обрадованный Абгар V принял апостола Фаддея с большими почестями. Фаддей исцелил страждущего царя возложением руки на его голову. Исцелил также всех больных и недужных в городе. Учение Христа стало быстро распространяться в Эдессе, языческие же храмы опустели и затворились.
Проникнутый чувством веры, Абгар V о случившися писал римскому императору Тиберию.
«...Евреи, живущие в областях палестинских, собравшись, распяли Христа, не причастного ни к какому преступлению... Да будет тебе ведомо, что это – не просто человеческая сила, но божеская».
Абгар V написал также Нерсеху, царю Ассирии и Вавилона.
После Абгара его королевство разделилось на две части. Его племянник Санатрук Санатрук I правил на юге Великой Армении, а сын Абгара правил в Эдесии.
Фаддей, один из 12 учеников Христа, основал Армянскую Апостольскую Церковь проповедью апостола Варфоломея.
Фаддей, один из 12 учеников Христа, основал Армянскую Апостольскую Церковь проповедью апостола Варфоломея.
Гробница семьи царя Абгара V, украшенная мозаикой и изображением креста, обнаружена в ходе археологических раскопок в Замке Урфы среди около 80 раннехристианских гробниц. Надпись надгробной плиты гласит: «Великий царь Абгар V Укама Манну, первый христианский правитель Эдессы». Абгар V изображён на самой крупной банкноте Армении номиналом в 100 000 драм.
Принятие Арменией христианства.
Христианство зародилось в I веке в Палестине, первоначально в среде иудеев и арамеоязычного населения и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение среди греко-римлян Сирии, затем из Малой Азии – в Грецию и распространилось в Европе.
Христианство появилось в Армении в начале I века н. э. (33 г.) когда, согласно преданию, в стране проповедовали апостолы Иисуса Христа Фаддей и Варфоломей. Они считаются основателями Армянской церкви. Именно поэтому Армянская церковь называется Апостольской в знак того, что армяне услышали о христианстве от самых апостолов.
Первые христианские храмы были основаны при царе Абгаре V в 33 г. в Нахичеване и Эчмиадзине. В переводе с армянского языка слово Эчмиадзин означает «сошёл единородный», а слово Нахичеван – «место первой высадки» (место высадки Ноева ковчега). Иудейский историк Иосиф Флавий (ок.37 – ок.100) сообщает: «Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя. Принеся затем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют «местом высадки», и до сих пор ещё туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега» /Ветхий Завет: Бытие. Глава 8/.
Принятие христианства Арменией имело судьбоносное значение для армян:
1) были уничтожены языческие храмы, погибли письменность и искусство, связанные с языческими культами;
2) были подорваны тысячелетние народные традиции;
3) Армения оказалась в окружении народов, поклонявшихся тем богам, от которых она отказалась.
Трдат I Аршакуни и его последователи.
В начале новой эры царство Арташесидов подошло к концу. В Армении была основана Династия Аршакидов – древняя династия, основанная Аршаком I. Она правила в Парфянской империи, Армении (армянские Аршакиды), Атропатене, Иберии и Кавказской Албании (массагетские Аршакиды).
Аршакиды Кавказской Албании правили в Кавказской Албании с I по IV век н.э.
Род армянских Аршакидов продолжался около 400 лет (51-428 н.э.). Основателем правящей династии является Трдат I (Тиридат), брат парфянского царя Вологеза I. Цари Аршакуни пытались объединить страну и добиться её самостоятельности. Первые аршакуни по происхождению были парфянами. Позже их потомки становились всё более и более армянскими, устанавливая родственные связи с местными армянскими министрами. Это способствовало развитию Армении в начале новой эры.
Установление власти династии Аршакидов в Армении было трудным. В первой половине I века царство Великая Армения находилось в большей степени под влиянием Римской империи, а Парфянское царство, управляемое Аршакуни, совершенно не соглашалось с усилением римского влияния в Армении.
Вот почему, когда брат царя Парфии Трдат Аршакуни с согласия Совета старейшин Армении в 62 г. стал царём Великой Армении, началась война между Римом и Парфией, длившаяся около десяти лет. Война закончилась соглашением. Трдат признается Римом армянским царём, но он должен был получить корону от императора Нерона. В 65 г. Трдат уезжает в Рим с большой группой телохранителей, где он был коронован Нероном, в 66 г. вернулся в Армению. Трдатом I, правившим с 54 по 88 годы (официально с 66 по 88 гг.), был установлен престол династии Аршакидов (66-428). Таким образом, Трдат I стал основателем династии Аршакидов.
Он создал благоприятные условия для развития городов, искусств и ремесел, восстановил разрушенную войной столицу Арташат и отстроил крепость Гарни. В последние годы Тиридат I потерпел тяжкое поражение от вторгшихся в Армению аланов, причём, по свидетельству Иосифа Флавия, едва не попал в плен. После смерти Абгара V (50 г.) Армянское царство делится на две части. В Эдесии царствовал его сын, а на юге Великой Армении – его племянник Санатрук.
Таким образом, Трдата I заменил Санатрук (88-109). В 91 году он завоевал и соединил Великую Армению с царством Осроене-Эдесия, правил частью Асирии.У Мовсеса Хоренаци Санатрук – царь одновременно Осроены (Эдессы) и Армении. В период его царствования в долине реки Арацани был основан город Мцурк, служивший некоторое время столицей и царской резиденцией. (Разрушен во второй половине IV в. с походами сасанидского царя Шапуха II).
Санатрук преследовал христиан, «предал мечу» всех отпрысков дома Абгара, за исключением девиц, которых выслал из города. Жену Абгара, по имени Елена, он отправил на проживание в её собственный город Харран. Санатрук правил тридцать лет и погиб на охоте пораженный неизвестно кем пущенной стрелой. Его единственной заслугой считается восстановление города Низибии (Мёцбин), разрушенного землетрясением.
В 114 г. римский император Троян вторгся в Армению и объявил её римской провинцией. Вскоре, однако, император умер, и его авантюрное предприятие серьёзных последствий не имело. Римляне стремились изгнать парфян из Великой Армении, а армянский народ продолжал вести упорную борьбу с римлянами.
В 117-144 гг. царь Армении Вагарш I (сын Санатрука) превратил село Варгесаван в большой город – Вагаршапат (также известен как Эчмиадзин) и перенёс дворец в новую столицу. При Вагарше Армения переживала эпоху мира и строительства.
Армянские цари этого периода вели мирную политику. Многие жители из соседних стран переехали в Армению. Восстание иудеев в 132-136 годах против римлян, под предводительством Шимона Бар-Кохбы, было очередной безуспешной попыткой восстановления еврейской государственности. Когда за три года борьбы иудеи были почти истреблены, а их остатки рассеялись по разным странам, в Армении увеличилось население вследствие благоденствия страны.
Во время правления Вагарша II (ок. 196-198) христиан в стране преследовали и отношенияс с Римом улучшились. Воспользовавшись внутренней борьбой за престол, Вагарш изгнал римский гарнизон из страны и провозгласил себя царем Великой Армении. Рим обязался выплатить все денежные суммы армянской коннице для защиты Кавказских горных перевалов от нашествия горных племен. Во время одного из столкновений с этими племенами в 196 г. Вагарш II погиб.
Наследник Вахарша Хосров I (198-216) по вступлении на престол предпринял поход против этих племен, проник в их собственную землю и, вывел оттуда заложников, соорудил там в ознаменование своих побед памятник. В 261 г Хосрова I убил посланный от Персии предатель, Анака. Раздражённые армяне не только убили его самого, но и предали истреблению всех его близких, – спасён был один только сын, младенец, вывезенный в Кесарию Кападокийскую. Младенец этот, Григорий, впоследствии явился апостолом и просветителем Армении.
В мае 216 года римский император Каракалла вызвал армянского царя Хосрова I, его жену и заключил их в тюрьму. Это действие Каракаллы привело к восстанию против Рима в Армении. Римский император послал одного из своих генералов Феокрита против армян, но тот потерпел поражение и покинул Армению.
Трдат II вступая на армянский престол (217-256), начинает вторжение в Персию, достигает Тизбо и, как свидетельствует Хоренаци, с большой добычей возвращается. После этого Шапух I из Персии много раз вторгался в Армению.
Смерть Хосрова I открыла Арташиру (основателю династии Сасанидов) свободный путь в Армению. Он уничтожал всё потомство Хосрова I. Только его сын младенец Трдат, увезенный нахараром Артаваздом Мандакуни ко двору римских императоров, остался жив. Ужасный гнев Арташира обрушился на весь род Мандакуни, который был истреблён по его приказанию поголовно.
В 298 г. царем Армении при поддержке римлян стал внук Трдата II (217-252) – Трдат III. В том же году Армения была выведена из-под власти Сасанидов и перешла под покровительство Рима.
Краткая история Армении и армянского вопроса с древнейших времен до наших дней. А.Айрапетян. Москва, 2022.