С патриаршества епископа Великого Аранка (Мец Иранк) Абаса (552–596), находящийся в лоне Армянской Апостольской Церкви патриарший престол “Алуанка” был перемещен в город Партав на правобережье Куры, в гавар Ути Арандзнак области Утик Великой Армении. Составной частью истории Утикской и Арцахской епархий Армянской Апостольской Церкви является история патриаршества “Алуанка”, которая, в свою очередь, отразила исторические процессы епархий Восточных краев Армении и “собственно Алуанка” под сенью Армянской Апостольской Церкви.
Основанное на традициях Армянской Апостольской Церкви, “Алуанкское (Алуаниц)” патриаршество конфессионально являлось последователем армянского вероисповедания. Имевшее армянское происхождение название “Алуанк”, получив церковный смысл, в армянских источниках нашло применение также по отношению к епархиям армянских областей Арцах и Утик.
Находившиеся под сенью Армянской Апостольской Церкви Грузинская и “Алуанская” церкви в дальнейшем имели разные судьбы. Если вследствие религиозной политики Византийской империи под влиянием халкидонитства в 609 г. Грузинская церковь отделилась от Армянской Апостольской Церкви, то “Алуанское” патриаршество осталось в лоне Армянской Апостольской Церкви.
Согласно армянскому историку Киракосу Гандзакеци (1200—1271), католикос Иоаннес (796—821) переместил патриарший престол из Партава в Бердак (Бердакур), где находилась летняя патриаршья резиденция на берегу р. Трту (Тартар). Патриарший престол в XI–XII вв. был перемещен в Гандзак, затем в Акобаванк. После того как вторгшееся в Армению войско Арабского халифата потерпело поражение (852 г.) от восставших в Тарон-Сасуне армян, халиф послал войско во главе с Бугой, который совершил жестокий и опустошительный набег на страну.
Однако он потерпел ряд поражений в областях Васпуракан и Арцах, куда вторгся в 853 г. Буга захватил город Партав, затем решил напасть на Арцахского князя Есаи Абу Мусэ, которого Товма Арцруни (30-е гг. IX в. — 906 г.) характеризует как благочестивого и начитанного мужа. Армянский князь организовал оборону крепости Гтич (Ктиш) и героически противостоял врагу. Буга предложил ему сдаться, на что храбрый князь ответил: “Да будет тебе известно, насколько хватит моей мощи и жизни, с Божьей помощью и силой я буду сопротивляться. Если уйдешь отсюда, то будет мир, иначе будет война, сражение и битва, ты будешь целью, а мой лук — пронзающий, ты — враг, а мои воины — победа, ты — полчище, мое войско — карающее, твое (дело) — война, наше (дело) — победа, твое — тело и мое — копье, твоя — шея, мой — меч…”.
Пока пораженный этими словами Буга, отправив послание халифу о случившемся и ожидая от него указаний для будущих действий, сo своим войском продолжал осаду крепости Гтич, князь Есаи, со всей мощью ударив по врагу, нанес сокрушительное поражение и вернулся в свою крепость. Князь Есаи Абу Мусэ вписал славную страницу в героическую армянскую историю. Факел освободительной борьбы перешел в Васпуракан, где восставший народ во главе с Гургеном Апупелч Арцруни разбил и изгнал чужеземных захватчиков из Армении.
Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван, 2009