4 ноября 1939 г. в Георгиевском зале и в Грановитой палате Большого Кремлевского дворца состоялся прием (банкет) участников декады армянского искусства. Она проходила в Москве с 20 по 29 октября 1939 г. В ней приняли участие: артисты Театра оперы и балета им. А.А. Спендиарова, показавшие оперы «Алмаст» Спендиарова, «Ануш» А.Т. Тиграняна, «Лусабацин» А.Л. Степаняна, балет «Счастье» А.И. Хачатуряна; ансамбль песни и танца Армянской ССР; ашугский ансамбль; оркестры; хоры.
Подавляющее большинство участников декады, естественно, составляли армяне, преимущественно уроженцы юга бывшей Российской империи (России). Они же оказались гостями и на упомянутом банкете. В предлагаемой статье представлены итоги авторских изысканий о наиболее известных участниках этого грандиозного кремлевского застолья.
Для ее написания использованы следующие источники. Во-первых, газетный отчет о приеме в Кремле, состоявшемся 4 ноября 1939 г., а также Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении участников декады. Во-вторых, введенные нами в научный оборот архивные документы: список приглашенных на этот банкет представителей государственной номенклатуры и проживавших в Москве деятелей советской литературы и искусства; программа сопровождавшего его праздничного концерта. Оба названных документа были составлены руководством Комитета по делам искусств при СНК СССР (КДИ), который курировал декаду армянского искусства и участвовал в организации приема.
Следует отметить, что руководители большевистской партии и Советского государства почтили своим присутствием Большой театр на открытии этой декады, а также побывали на премьере опер «Ануш» и «Лусабацин», балета «Счастье» и на заключительном концерте, которым завершился этот смотр достижений армянского искусства.
Не случайно именно они по сложившейся во второй половине 1930-х гг. традиции и выступали в роли хозяев на кремлевском застолье. В газетном отчете от 5 ноября 1939 г. сообщалось: «Вчера вечером в Кремле руководители партии и правительства принимали участников только что закончившейся декады армянского искусства». Далее перечислялись имена этих руководителей: И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Л.М. Каганович, А.И. Микоян, А.А. Андреев, А.А. Жданов, Н.С. Хрущев, Н.М. Шверник, Л.П. Берия, Г.М. Маленков, М.Ф. Шкирятов.
Таким образом, документально подтверждено присутствие на приеме одного из ближайших сталинских соратников, армянина по национальности, члена Политбюро ЦК ВКП(б) Анастаса Ивановича Микояна (1895–1978), который родился в с. Санаин , близ г. Алаверди.
Что касается гостей, то в газетном отчете о них говорилось следующее: «Кроме работников искусства Армении в Большом Кремлевском дворце присутствуют товарищи… [далее перечислены фамилии 28 членов правительства СССР, героев-летчиков, писателей. – В.Н.] и другие члены ЦК ВКП(б), депутаты Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, народные комиссары, Герои Советского Союза, находящиеся в Москве депутаты Народного Собрания Западной Украины и Народного Собрания Западной Белоруссии, выдающиеся деятели искусств, литературы, науки и техники.
К сожалению, в распоряжении автора данной статьи нет полного перечня фамилий «работников искусств Армении», приглашенных на упомянутый кремлевский прием 4 ноября 1939 г. Предположительно на нем присутствовали все участники декады. В то же время благодаря упомянутым выше источникам можно попытаться восполнить данный пробел. В списке приглашенных, составленном руководством Комитета по делам искусств при СНК СССР, фигурирует 163 чел., из них 139 чел. – театральные деятели, писатели и литературные критики, музыканты (преимущественно композиторы), художники, архитекторы.
В этом списке упомянуты фамилии Г.И. Гояна, А.И. Шавердяна и К.С. Алабяна. В той части этого списка, которая имеет рубрику «Комитет по делам искусств», назван Георг Иосифович Гоян (Тер-Никогосян) (1901– 1982), уроженец Тифлиса. С 1936 г. Гоян преподавал в ГИТИСе. В 1938 г. окончил Институт красной профессуры литературы, искусства и языка, а в 1939–1941 гг. работал главным редактором в издательстве «Искусство».
В этом же списке под рубрикой «Музыкальные деятели» упоминается Александр Исаакович Шавердян (1903–1954). Он родился в с. Сигнахи (Кахетия). В 1931 г. окончил Московскую консерваторию. Был музыкальным критиком (писал под псевдонимами Богданов, Искандер, Map A.). С 1938 г. работал в редакции газеты «Советское искусство».
Среди других художников и архитекторов на прием в Кремль 4 ноября 1939 г. получил приглашение Каро Симонович Алабян (1897–1959), родиной которого являлся г. Елисаветполь (Гянджа, Азербайджан). В 1929 г. Алабян окончил Московский высший художественно-технический институт. С 1932 г. – ответственный секретарь Союза советских архитекторов (ССА).
Большие кремлевские приемы имели свой установившийся к концу 1930-х гг., церемониал. Применительно к банкетам в честь участников декад республиканского искусства этот церемониал отличался определенной спецификой. После сбора и размещения приглашенных за гостевыми столами, а хозяев (Сталина и его соратников) – за отдельно стоявшим в конце Георгиевского зала столом президиума, слово брал тамада. На приеме 4 ноября 1939 г. в этой роли выступил исполнявший обязанности председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР Б.М. Храпченко. Храпченко, судя по газетному отчету, дал высокую оценку итогам декады армянского искусства, участники которой, по его словам, продемонстрировали в Москве «замечательно многообразное по форме искусство, жизнерадостное, красочное, глубоко эмоциональное».
После вступительной речи тамады на банкетах в честь декад республиканского искусства звучали персональные приветствия в адрес Сталина и его ближайших соратников, провозглашавшиеся кем-либо из именитых участников этих декад. Последовательность подобного рода здравиц, а главное, кандидатуры конкретных выступавших намечались и оговаривались заранее. Как правило, приветственные слова на приемах, устраивавшихся по окончании декад республиканского искусства, были обращены к Сталину, к главе Советского правительства В.М. Молотову, а также к Председателю Президиума Верховного Совета СССР («всесоюзному старосте») М.И. Калинину.
Специфика банкета 4 ноября 1939 г. состояла в том, что помимо этих трех представителей сталинского руководства особой здравицы были удостоены член Политбюро ЦК ВКП(б), народный комиссар обороны, маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов и А.И. Микоян. Скорее всего, сам факт оглашения персональной здравицы в честь Ворошилова имел целью лишний раз подчеркнуть его значимость в преддверии неотвратимо надвигавшего вооруженного конфликта с Финляндией. В то же время совершенно понятна мотивация, которой руководствовались устроители банкета, выбрав М.И. Микояна в качестве персоны, удостоенной здравицы.
Как следует из газетного отчета, первой, обращаясь к Сталину, выступила депутат Верховного Совета Армянской ССР, народная артистка СССР А.Б. Даниэлян. Певица оперетты (лирико-колоратурное сопрано) Айкануш (Анна) Багдасаровна Даниэлян (1893–1958) родилась в Тифлисе. В 1933– 1948 гг. – солистка Ереванского театра оперы и балета им. А.А. Спендиарова.
Вслед за этим народный художник Армянской ССР М.С. Сарьян провозгласил на приеме здравицу в честь В.М. Молотова. Место рождения выдающегося живописца Мартироса Сергеевича (Саркисовича) Сарьяна (1880– 1972) – Нахичевань-на-Дону. Из многочисленных произведений мастера большую известность имели монументально-декоративные панно, предназначенные для советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1937) и для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (1939). Ему принадлежала и сценография оперы «Алмаст» А.А. Спендиарова (1938–1939), музыкального произведения, которое было представлено во время декады армянского искусства в Москве. В 1941 г. он удостоен Сталинской премии второй степени за художественное оформление оперы «Алмаст».
Приветствовать К.Е. Ворошилова на банкете 4 ноября 1939 г. было поручено П. Г. Лисициану. Родиной талантливого армянского певца (баритон) Павла Герасимовича (Погоса Карапетовича) Лисициана (1911–2004) был Владикавказ. В 1930–1932 гг. Лисициан обучался в Ленинградской консерватории. С 1937 г. – солист Ереванского театра оперы и балета имени А.А. Спендиарова.
Здравицу в честь М.И. Калинина на приеме в Кремле 4 ноября 1939 г. провозгласила Т.Т. Сазандрян. Талантливая армянская певица (меццо-сопрано) Татевик Тиграновна Сазандарян (1916–1999) родилась в c. Хиндзореск Горисского района Армении. С 1937 г. Сазандарян – солистка Ереванского театра оперы и балета им. А.А. Спендиарова.
Последним с приветственным словом от имени участников декады армянского искусства на банкете выступил Ш.М. Тальян. Оно было обращено к А.И. Микояну. Шара Мкртычевич Тальян (1893–1965) родился в Тифлисе. В 1933–1953 гг. – один из организаторов, солист Ереванского театра оперы и балета имени А.А. Спендиарова. В 1938–1941 гг. руководил созданным по его инициативе Ансамблем армянской гусанской песни.
Каждый кремлевский прием сопровождался большим праздничным концертом. Программы концертов составлялись руководством Комитета по делам искусств при СНК СССР и, как правило, согласовывались с членами Политбюро ЦК ВКП(б). Праздничный концерт на банкете 4 ноября 1939 г. состоял из трех отделений. В первом отделении выступили представители армянского искусства. Во втором отделении продемонстрировали свое мастерство лучшие артисты и музыканты советской столицы, а третье было целиком предоставлено Краснознаменному ансамблю песни и пляски Красной армии под руководством А.В. Александрова.
В первом отделении праздничного концерта, в частности выступили А.Б. Даниэлян, Т.Т. Сазандарян, Ш.М. Тальян и А.Е. Тер-Абрамян, которые исполнили народные армянские песни. Певец (тенор) Арменак Ефремович Тер-Абрамян (1898–1957) был родом из Тифлиса. В 1937–1941 гг. – солист Армянского театра оперы и балета имени А.А. Спендиарова.
П.Г. Лисициан спел арию Моси из оперы «Ануш». Кремлевский дебют певца оказался настолько удачным, что он был приглашен в Большой театр и стал одним из его ведущих солистов. На концерте в Кремле 4 ноября 1939 г. также выступил оркестр народных инструментов под управлением уроженца Тифлиса Гургена Оганесовича Мирзояна (1892–?). В 1937–1939 гг. Мирзоян являлся дирижером этого оркестра.
Армянские песни и пляски исполнил джаз-оркестр Армянской государственной филармонии под управлением Арутюна (Артема) Сергеевича Айвазяна (1902–1975). Айвазян родился в Баку. В 1938 г. организовал и до 1956 г. являлся художественным руководителем джаз-оркестра Армянской государственной филармонии (Государственного эстрадного оркестра Армении).
В роли аккомпаниатора в первом отделении концерта, которым сопровождался кремлевский прием 4 ноября 1939 г., выступил уроженец Тифлиса Александр Павлович Долуханян (1910–1968), солист Армянской филармонии (1937–1939). Программу этого отделения вел родившийся в столице Грузии мастер художественного слова, солист Московской филармонии (с 1939) Сурен Акимович (Ованесоваич) Кочарян (1904–1979).
Декада армянского искусства готовилась при активном участии Г.А. Арутинова. Григорий Артемович Арутинов (Григор (Григорий) Артемович Арутюнян (Арутюнов) (1910–1957), уроженец Телави (Грузия), в 1937–1953 гг. занимал пост первого секретаря компартии Армении. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) (1939–1952). Его имя не фигурирует в газетном отчете о кремлевском приеме 4 ноября 1939 г. Однако с полной уверенностью можно утверждать, что он присутствовал на этом застолье. Следует отметить, что накануне банкета, 3 ноября 1939 г., Г.А. Арутинов вместе с Председателем Комитета по делам искусств при СНК СССР Б.М. Храпченко дважды посетил служебный кабинет Сталина в Кремле (с 16.50 до 17.35 и с 17.45 до18.00). Вне всякого сомнения, во время этих посещений обсуждался со Сталиным и был окончательно утвержден предложенный Арутиновым список участников декады армянского искусства для награждения их орденами и медалями. Из 550 ее участников было награждено 134 чел. (4 чел. – орденом Ленина; 26 – Орденом Трудового Красного Знамени; 55 – орденом «Знак Почета»; остальные – медалью «За трудовое отличие»).
Из числа упоминавшихся выше участников банкета 4 ноября 1939 г. орден Ленина получила А.Б. Даниэлян. Ордена Трудового Красного Знамени были удостоены: П.Г. Лисициан, Т.Т. Сазандарян, Ш.М. Тальян; ордена «Знак Почета» – А.С. Айвазян, С.А. Кочарян, Г.А. Мирзоян, М.С. Сарьян, Е.А. Тер-Абрамян.
Скорее всего, обязательным оказалось участие в банкете 4 ноября 1939 г. удостоенных за участие в декаде армянского искусства ордена Ленина активных участников декады композиторов Арменака Тиграновича Тиграняна (1879–1950), уроженца г. Гюмри, и родившегося в с. Коджори (под Тифлисом) Арама Ильича Хачатуряна (1903–1978). В данной связи можно назвать и имя дирижера Большого театра Александра Шамильевича Мелик-Пашаева (Александра Шамильевича (Шамиловича) Мелик-Пашаяна) (1905–1964). Он родился в Тифлисе. Мелик-Пашаев был музыкальным консультантом декады армянского искусства и был удостоен за участие в ней ордена «Знак Почета».
В завершение следует отметить, что не все участники банкета 4 ноября 1939 г. являлись уроженцами юга Российской империи или России. Например, художественный руководитель декады армянского искусства (удостоен за это ордена Ленина), знаменитый режиссер Рубен Николаевич Симонов (1899– 1968) был москвичом. С 1939 г. он возглавлял театр им. Е. Вахтангова.
Таким образом, выдающиеся представители армянской культуры – уроженцы юга Российской империи и России, активно участвовали в приеме 4 ноября 1939 г., который был устроен по окончании декады искусства Армении в Москве. Они не только внесли свой весомый вклад в успешное проведение этой декады, но и во многом способствовали обеспечению церемониальной части грандиозного банкета, проходившего в парадных помещениях Большого Кремлевского дворца.
Невежин Владимир Александрович – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН
"Армяне Юга России: история, культура, общее будущее" Материалы Всероссийской научной конференции 30 мая - 2 июня 2012 г.Ростов-на-Дону