После подписания Бишкекского протокола и прекращения огня в Нагорном Карабахе в мае 1994 года часть моджахедов покинули Азербайджан в поисках новых территорий для «священного джихада» на Северном Кавказе и Балканах. Однако созданные ими ячейки и «благотворительные организации» продолжили свою активную деятельность на территории, подконтрольной азербайджанским властям.
Азербайджан превратился в удобную инфраструктуру для поддержания устойчивой эскалации как на Кавказе, так и на южных рубежах Российской Федерации. Этому способствовало наличие определенного консенсуса между азербайджанскими властями и лидерами радикальных исламистских группировок, действующих в Чечне, Пакистане и Афганистане. «Джентльменское соглашение» между президентом Г. Алиевым и исламистами имело место в 1997 г., когда стороны пришли к взаимоустраивающей договоренности, согласно которой взамен на обещание не включаться в попытки переворота и вооруженного выступления против азербайджанских властей исламисты получили право на свободное передвижение наемников и оружия по территории Азербайджана. Более того, исламские радикалы пообещали также участие моджахедов в проведении операций против Армении и Нагорного Карабаха.
По словам Йозефа Боданского, эта инфраструктура имела многопрофильное значение и была призвана стать перевалочной базой для прибывающих на Кавказ моджахедов и дальнейшей их переброски в Чечню, а также в разработке операций против России и Армении (включая Нагорный Карабах). С другой стороны, террористическая инфраструктура в Азербайджане выполняла функцию средоточения, получения боевых навыков, а также первоначальной акклиматизации и идеологической обработки иностранных добровольцев и наемников, в большинстве своем арабов, пакистанцев, афганцев и выходцев из центральноазиатских республик перед их отправкой на совершение террористических атак и военного обучения на базах, расположенных в Чечне, в частности, в районе Урус‑Мартана, и курируемых Хаттабом. Хаттаб создал также учебную структуру, известную под названием Исламский институт Кавказа, выпускники которого направлялись для продолжения учебы в Пакистан и Турцию.
Среди обучающихся в расположенных в Азербайджане учебных центрах были и будущие шахиды‑смертники, которые проходили первоначальное обучение на базах бен Ладена в Афганистане. В этом отношении небезынтересно и то, что исламистская инфраструктура в Азербайджане была призвана не только привлекать ветеранов афганской войны, но и способствовать их дальнейшей трансформации в довольно сплоченный элитный корпус. Эти мероприятия получили весомую финансовую подпитку со стороны исламских благотворительных, или же действующих под таким прикрытием организаций. Среди них можно назвать «Фонд аль‑Ибрагим», «Международную организацию исламского спасения» и «Всемирную ассамблею исламской молодежи», расположенную в пригороде Баку – Гянджлик. Некоторые организаторы и главари созданных на севере Азербайджана, поблизости от чеченской и дагестанской границы, военных тренировочных баз являлись сподвижниками (proxies) бен Ладена. Эти факты не могли остаться без последствий и способствовали налаживанию связей с другими террористическими группировками и организациями, действующими за рубежом. Так, террористическая организация «Джейшуллах», имеющая связи с Хаттабом и Басаевым, в 1998г. вступила на территории Чечни в контакт с международной подпольной организацией «Фидаи ислам». По инициативе и при поддержке именно этой организации азербайджанские боевики «Джейшуллах» в июне 1999 г. пытались угнать из аэропорта Забрат, около Баку, вертолет «Ми‑8» – для осуществления террористических атак против посольств США и Израиля в Баку.
Столица Азербайджана стала настоящим перевалочным пунктом для террористов и террористической деятельности и их субсидирования. Среди исламских благотворительных организаций выделялась «Аль‑Харамейн», офис которой располагался в Баку. Только в 1999 г. объем денежной помощи чеченским боевикам со стороны этой организации составил один миллион долларов.
Связи азербайджанских и других исламских радикально‑экстремистских организаций, действующих в Азербайджане, с бенладеновской «аль‑Каидой» уже не вызывают никаких сомнений. Более того, еще до событий 11 сентября в американских СМИ муссировалась версия об «азербайджанском следе» взрывов американских посольств в Кении и Танзании в 1998 г. Как стало очевидно впоследствии, оба взрыва были скоординированы и направлены из Баку. 7‑го августа 1998 г. исламские террористы практически одновременно взорвали американские дипломатические представительства в Найроби и Дар‑эс‑Саламе. В результате терактов погибли 250 человек и несколько тысяч были ранены, многие здания в центре столиц двух африканских государств были разрушены. Фактически эти террористические акции стали одними из крупнейших за всю историю мирового терроризма.
Согласно отчетам ФБР, у исполнителей терактов были тесные контакты с Баку. После террористических атак на американские посольства в африканских государствах ФБР зафиксировало около 60 звонков бен Ладена своим единомышленникам из азербайджанского отделения «Исламского джихада» в Баку, а также звонков из Баку другим его сообщникам, действующим в Африке и в Лондоне. Получается, что в августе 1998 года азербайджанское отделение организации «Исламский джихад», которое было связано с бенладеновской «аль‑Каи‑дой», координировало взрывы американских посольств в Африке. По сообщению азербайджанской прессы, за час до взрывов в африканских столицах из Баку в Лондон был послан факс на арабском языке, в котором террористы взяли на себя ответственность за преступление и указали причины его совершения.
В обвинении американского суда в Нью‑Йорке по делу о террористических актах буквально за несколько дней до атак 11 сентября 2001 г. указывалось, что организация «аль‑Каида» действовала под разными названиями, например «Исламская группа», «Египетский исламский джихад», «Палестинский исламский джихад» и др. в разных странах, в том числе Азербайджане. Об этом на суде по делу о взрывах в американских посольствах признавался Джамал Ахмед эль‑Фадл, член организации «аль‑Каида», выполнявший множество поручений для «аль‑Каида» с 1989 по 1992 год, часто заезжая при этом в Египет, Пакистан, Сомали, Азербайджан и еще ряд стран. Главной его задачей было обеспечение членов «аль‑Каиды» финансовыми средствами.
Таким образом, становится очевидным, что международные террористические организации дислоцируют свои командные пункты там, где для их деятельности существуют благоприятные условия, и одной из таких стран является Азербайджан. На территории этой республики функционирует не одна организация с террористическими намерениями. Руководители азербайджанских центров подготовки боевиков не ограничивают свои устремления лишь территорией России и СНГ. По заявлениям руководителей этих структур, «технологии, которые будут обкатываться в Дагестане, планируется использовать и против законных правительств в арабских странах, в частности, королевского дома Саудовской Аравии».
Через месяц после сентябрьских событий 2001 г. под давлением США азербайджанские власти начали настоящую облаву на действующие в республике исламские миссионерские организации по подозрению их в связях с «аль‑Каидой». Сразу после этого в Баку были арестованы не сколько граждан Иордании, Катара и Саудовской Аравии. Облавы на исламских радикалов в Азербайджане начались с сентября 1998 года, когда из страны был выслан Ахмед Салам Мабрук, помощник доктора Аймана аль‑Завахири, руководителя военной организации «Джихад» и соратника Бен Ладена. Известно, что «Египетский джихад» Аймана аль‑Завахири и «аль‑Каида» объединились в феврале 1998 г., утвердили Фетву под названием «Всемирный исламский фронт борьбы с иудеями и крестоносцами» получившую известность как «Мировой фронт джихада». Фетва призывала мусульман уничтожать американцев и евреев, в том числе гражданских лиц, в любом месте, где их встретят.
По словам Й. Боданского, директора оперативной группы по исследованию терроризма и нетрадиционных методов войны Палаты представителей Конгресса США, со временем Азербайджан превратился в опорный пункт не только для чеченских боевиков, но и для различных исламских экстремистских групп, действующих на территории России и других стран СНГ.
В основном в силу присутствия «арабов‑афганцев» и других радикальных исламских группировок и организаций, Азербайджан, подобно послевоенной Боснии, превратился в «новый центр» исламских радикалов, которые основали здесь разветвленные сети тренировочных лагерей и прикрепленных к мечетям благотворительных организаций и подпольных ячеек. Египтянин Ибрагим Эйдаруз, обвиняемый по делу о терактах против посольств Соединенных Штатов, по данным госдепартамента США с 1995 года руководил азербайджанским отделением «Египетского исламского джихада» и вступил в непосредственный контакт с бен Ладеном в 1998 г., т. е. после объединения «Джихада» с «аль‑Каидой».
Кроме того, под эгидой «Всемирной лиги исламской молодежи» в микрорайоне Гянджлик в Баку был открыт учебный лагерь «ваххабитов». Преподававшие там саудовец Мухаммед Салем Абдель Хамид, сомалиец Мохамед Али Хороко, йеменцы Ареф Абдалла и Хаурузи каид Абд ар‑Рахман осуществляли подготовку исламистов и распространение религиозной литературы и видеокассет на Северном Кавказе, включая Чечню. По сообщению азербайджанской прессы, в мечетях Баку, где задают тон исламские радикалы, организовывались террористические ячейки. В них участвовали также сотрудники администрации президента Г. Алиева.
Существуют данные о том, что после вооруженного вторжения чеченских сил в Дагестан летом 1999 г., на территории Азербайджана резко активизировали свою деятельность ряд экстремистских исламских организаций, нацеленных на организацию опорных баз для чеченских боевиков. К этому подключились также эмиссары из «Исламского джихада». Российская пресса сообщала о создании, по меньшей мере, тремя известными фундаменталистскими исламскими организациями полувоенных лагерей на территории Азербайджана. Речь шла об организациях Фондов «Ал‑Ибрагимийа», «Всемирная ассамблея исламской молодежи» и «Организация исламского спасения». Все они в свое время открыли в Баку свои региональные штаб‑квартиры и создали несколько лагерей, где, по официальной версии, в «спокойной обстановке предполагалось изучать Коран». Этими структурами руководили граждане Саудовской Аравии, Судана, Йемена и Афганистана.
Деятельность функционирующих в Баку филиалов и отделений международных исламских организаций была ориентирована на развитие исламистских идей в республиках Северного Кавказа, что, в свою очередь, свидетельствовало об использовании Азербайджаном религиозного фактора в ослаблении позиций России в северокавказском регионе.
Следует отметить, что местные исламские радикалы в Баку также готовили террористическую атаку против американского посольства в Азербайджане, но в последний момент, по сообщению азербайджанских источников, отказались от этого намерения, «не желая портить хорошие отношения в Азербайджане». Однако, по сообщениям американской прессы, именно американские сотрудники спецслужб сорвали планы бен Ладена взорвать посольство США в Азербайджане.
Как было указано выше, после обнародования указанных фактов давление администрации США на власти Азербайджана с требованием пресечь деятельность на его территории террористических организаций усилилось. Тем не менее, Баку отказывался выдавать США обвинявшихся в терроризме лиц, высылая их в третьи, в основном мусульманские страны (Пакистан, Саудовская Аравия и др.). В числе высланных террористов был Ахмад Салам Мабрук, который в свое время возглавлял азербайджанский филиал «аль‑Каиды», и был задержан при попытке приобрести химическое и биологическое оружие в Азербайджане.
В 1999 году в Баку было арестовано 14 членов международной террористической организации «Джейшуллах», а в 2001‑м – шесть членов террористической группировки «Хизб ут‑Тахрир ал‑ислами». В судебном порядке было доказано, что члены этих группировок готовили взрыв американского посольства в Азербайджане, а в будущем рассчитывали превратить Азербайджан в исламское государство. В то же время по подозрению в связях с международными террористическими организациями в Азербайджане было закрыто шесть благотворительных фондов, среди них «эль‑Харамейн», «Международный благотворительный призыв», «Возрождение наследия ислама», «Benevolence International Foundation», двое сотрудников этих организаций – граждане Египта – были выданы Каиру, 22 сотрудника высланы из Азербайджана.
Интересным представляется заключение известного специалиста по вопросам безопасности Ширина Хантера. о последствиях турецких инициатив религиозного характера в Азербайджане. Фактически происходит своеобразный рикошет, поскольку Турция, невольно способствуя проникновению экстремистских идей в Азербайджан и создавая угрозу для традиционной религии азербайджанцев, тем самым усиливает восприимчивость населения этой страны к ваххабитским и другим исламским идеологиям. Это и стало дополнительным стимулом для создания возможностей проникновения и обоснования в Азербайджане последователей «Хизб ут‑Тахрира» и Осамы бен Ладена.
С целью легитимизации своего присутствия на территории Азербайджана эти организации, как правило, выступали в поддержку официальной позиции Баку в Карабахском вопросе.
И, наконец, в «Заключительном отчете» национальной комиссии о террористических атаках против США говорилось, что террористы, участвовавшие в атаках на Нью‑Йорк 11‑го сентября 2001 года, первоначально предприняли попытку попасть в Чечню, но, потерпев неудачу, оказались в Афганистане, где примкнули к «аль‑Каиде». В докладе фигурирует также Азербайджан и его столица Баку как места средоточения известных террористов и их организаций.
Резюмируя, считаем необходимым сделать следующие выводы. Разрешение Карабахского конфликта азербайджанская сторона видела либо в полном изгнании армянского населения из Карабаха, либо в ограничении его культурно‑административных прав с последующим выдавливанием армян с исторический родины. Для реализации этой политической линии азербайджанские власти прибегали к силовым методам, рассчитывая с помощью иностранной военной силы сломить сопротивление карабахских армян.
Однако большое количество потерь среди чеченских и афганских наемников основательно подорвало их решительность и боевой напор, ослабив, тем самым, их позиции и лишив надежды на укрепление в самом Карабахе и отчасти в Азербайджане. Можно констатировать, что непризнанная НКР стала первым государством, вставшим на пути распространения по всему миру ядовитых щупалец международного терроризма. Не будет привлечением и утверждение о том, что военный успех карабахских армян во многом способствовал ослаблению масштабов экспорта и распространения религиозного экстремизма и террористических организаций. В этой связи нетрудно предугадать, к каким последствиям могло привести устранение «карабахского заслона» в случае иного status quo.
Фактически, привлечение наемников из числа радикальных исламистских группировок в зону Карабахского конфликта в дальнейшем обернулось «импортом» военизированного религиозного экстремизма, последствия которого в Азербайджане просматриваются и в наши дни. Как для Турции, так и для Азербайджана террористические вызовы стали серьезной проблемой. Однако причиной этого явились отнюдь не внешние угрозы, а в первую очередь – целенаправленное сотрудничество с этими структурами на государственном уровне, способствующее дальнейшей инсталляции подобных структур на территории этих государств и выхода их деятельности из‑под контроля.
В соответствии с международным правом, обязывающим государства не использовать вооруженную силу в целях лишения народов их права на самоопределение, свободу и независимость, на основе вышеперечисленных фактов, действия Турции и Азербайджана в отношении законно провозгласившей независимость НКР и Республики Армения были предприняты действия, которые попадают под определение «агрессия». Речь идет о резолюции 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года об «Определении агрессии», Седьмой пункт третьей статьи которой в числе прочих квалифицирует акт агрессии следующим образом: «засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них».
Другой документ, «Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников» ООН от 4 декабря 1989 г. тоже содержит правовые определения вербовки, использования, финансирования и обучения наемников для деятельности, нарушающей такие принципы международного права, как суверенное равенство, политическая независимость, территориальная целостность государств и самоопределение народов. В частности, второй пункт пятой статьи этого документа гласит: «Государства‑участники не вербуют, не используют, не финансируют и не обучают наемников для цели противодействия законному осуществлению неотьемлемого права народов на самоопределение, признанного международным правом, и принимают в соответствии с международным правом надлежащие меры по предотвращению вербовки, использования, финансирования или обучения наемников для этой цели».
Как видно из вышеперечисленных фактов, агрессивная политика Турции и Азербайджана в отношении НКР и Республики Армения противоречит международным обязательствам, и является конкретным правлением экспансионистской и агрессивной политики.
Демоян Гайк. Турция и Карабахский конфликт в конце XX – начале XXI веков. Историко‑сравнительный анализ. – Ер.: Авторское издание, 2006.