30 ноября 1920 года Правительство теперь уже Советского Азербайджана приняло декларацию, признающую Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичевань частью Советской Армении в качестве акта доброй воли в ознаменование победы в Армении советской власти. Согласно этой декларации, границы, ранее установленные между Арменией и Азербайджаном, упразднялись, и Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичевань признавались неотъемлемой частью Советской Армении.

Хотя азербайджанский Ревком в своей декларации “Об установлении Советской власти в Армении” от 2 декабря 1920 года и признавал право на самоопределение только за Нагорным Карабахом, в то время признание права последнего на самоопределение было равносильно его провозглашению неотъемлемой частью Армении, поскольку волей народа нельзя было пренебречь. 2 декабря 1920 года чрезвычайный комиссар по южному региону России Серго Орджоникидзе в своей телеграмме, направленной руководству Советской России, ссылался на Декларацию Советского Азербайджана, согласно которой последний отказывался от своих притязаний в отношении Нагорного Карабаха, Зангезура и Нахичевана в пользу Советской Армении. Данный факт был упомянут также в заявлении Иосифа Сталина от 4 декабря 1920 года, в котором он подтверждает, что “1-го декабря Советский Азербайджан добровольно отказался от претензий в отношении спорных регионов и заявил о передаче Нагорного Карабаха, Зангезура и Нахичевана под юрисдикцию Советской Армении”.

19 июня 1921 года председатель Совета Народных Комиссаров Армении Александр Мясникян издал следующий декрет: “На основе декларации Ревкома Советской Социалистической Республики Азербайджан и договоренностями между советскими республиками Армения и Азербайджан, провозглашается, что отныне Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Советской Социалистической Армении”.

Центральный Комитет коммунистической партии большевиков Армении своим решением от 15 июня 1921 года провозгласил Нагорный Карабах неотъемлемой частью Армянской Советской Социалистической Республики. Также было принято решение послать в Нагорный Карабах представителей Совета Народных Комиссаров Армянской ССР во главе с Асканазом Мравяном, наделив их полномочиями в вопросах, связанных с Карабахом. В июле 1921 года Азербайджанская ССР настояла на рассмотрении карабахского вопроса на пленуме Кавказского бюро (Кавбюро) Центрального Комитета РКП(б).

4 июля 1921 года в Тбилиси (Грузия) члены Кавбюро РКП(б) отклонили формулу, предложенную его членом Наримановым, - “оставить Карабах в Азербайджане”, - и решили “включить Нагорный Карабах в Армянскую ССР и провести плебисцит только в Нагорном Карабахе”. Тем не менее в ночь с 4 на 5 июля под диктовку Москвы был составлен проект нового решения. В первом абзаце этого нового решения говорилось: “Исходя из необходимости установления мира между мусульманами и армянами… Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в Шуше, входящим в состав автономной области”.

В ту ночь представитель Москвы Иосиф Сталин не смог заручиться поддержкой большинства членов пленума. Поэтому решение от 5 июля 1921 года может считаться недействительным, поскольку оно не обсуждалось и не ставилось на голосование. Де-юре последним юридическим документом по статусу Нагорного Карабаха, принятым законно, без процедурных нарушений, было предыдущее решение от 4 июля 1921 года – “включить Нагорный Карабах в состав Армянской ССР и провести плебисцит только в Нагорном Карабахе”.

Как свидетельствуют приведенные факты, Нагорный Карабах не принадлежал Азербайджанской ССР ни во время советизации Азербайджана, ни после установления Советской власти в Армении, когда Баку признал все спорные территории армянскими. С другой стороны, независимо от процедурных нарушений, легитимность того “собрания” подлежит серьезному сомнению. Решение московской РКП(б) является беспрецедентным правовым актом в истории международного права: политическая партия третьей стороны, не имевшая на то полномочий и соответствующей юрисдикции, приняла решение о статусе территории Нагорного Карабаха.

25 декабря 1921 года, IX Всероссийский Съезд Советов одобрил годовой отчет Народного комиссариата иностранных дел РСФСР за 1920-1921 гг. В главе 3 (“Кавказ”) было указано, что “В июле с Азербайджаном был подписан договор, по которому Нагорный Карабах был включен в состав Армянской ССР”. Данная запись в очередной раз доказывает не легитимность событий, происшедших 5 июля 1921 года, а именно – решения Кавбюро ЦК РКП(б) по передаче Нагорного Карабаха Азербайджанской ССР.

7 июля 1923 года Центральный Исполнительный Революционный Комитет Советского Азербайджана принял решение o создании на части армянонаселенных территорий Карабаха Нагорно-Карабахской Автономной Области, тем самым искусственно изолировав НКАО от Армянской ССР путем лишения их общей границы.

24 ноября 1924 года было принято решение “О статусе Нагорно-Карабахской Автономной Области”. В эпоху советской власти вопрос статуса Нагорного Карабаха был вынесен на повестку всенародных обсуждений по новой конституции СССР 1977 года. В протоколе сессии Президиума Совета Министров СССР от 23 ноября 1977 года было упомянуто, что “по ряду исторических обстоятельств Нагорный Карабах несколько десятилетий назад был искусственно присоединен к Азербайджану. В итоге не были приняты во внимание ни исторические факты, ни национальный состав области, ни желание народа, ни экономическая целесообразность. Спустя десятилетия карабахская проблема не перестает вызывать озабоченность и представлять собой источник вражды между связанными многолетней дружбой народами. Нагорный Карабах (по-армянски – Арцах) должен стать частью Армянской ССР. В этом случае все встанет на свои законные места”.

Нагорный Карабах. Правовые аспекты. Шаген Авакян. Ереван 2014