Под предводительством Армянской Апостольской Церкви перемещение престола “Алуанского” патриаршества на правобережье Куры в течение веков привело к консолидации вокруг Гандзасарского монастыря епархий Восточных краев Армении и их первенству в “Алуанском” патриаршестве. С перемещением же патриаршьего престола из монастыря Св. Акоб (Св. Яков) в церковь Св. Иоанна Крестителя Гандзасарского монастыря, патриаршество называвалось Гандзасарский католикосат, который возглавлял епархии Восточных краев Армении и “собственно Алуанка” (отличный от прежнего административно-территориального содержания) как восточная часть Армянской Апостольской Церкви.

Возвышение Гандзасарского католикосата было обусловлено усилением княжеств Арцаха, в особенности Хасан-Джалалянов Хачена. Более того, влияние Гандзасарского католикосата вскоре даже вышло за пределы “Алуанкского” патриаршества. В колофоне одного рукописного Евангелия священник Хачатур упоминает имена “Армянского Восточного католикоса” Степаноса IV (1262—1323) и Католикоса Всех Армян Константина III (1307—1322). Их современником был киликийский армянский царь Ошин (1308—1320). По мнению Левона Хачикяна, священник Хачатур оставил неопровержимое свидетельство о том, что армянские колонии на захваченных “Золотой Ордой” территориях (на юге России) были епархиями Гандзасарского католикосата, и его католикосы были известны как “Армянские Восточные католикосы”.

Гандзасарские католикосы Петрос, Карапет, Маттеос, Атанас и Ованнес патриаршествовали в XV веке. В начале того же века, в сложившихся тяжелых условиях, одна ветвь Гандзасарского католикосата утвердилась в монастыре Тчалета. Ряд лапидарных надписей, оставленных представителями этой ветви, завершается именами трех католикосов (Карапет, Товма и Аракел) на эпитафии.

Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван, 2009