Соседство современной архитектуры и древних памятников национальной культуры не должно носить антагонистический характер. Первая объективно «стремится» к созданию удобной, комфортабельной жизни человека, а это объективно требует использования современных строительных материалов, технологий и т.д. Архитектурное наследие выполняет важнейшую для людей духовную, культурологическую функцию. Оно формирует любовь к своей земле, чувство гордости за свою историю, иначе говоря, патриотизм, а у проживающих за пределами своей родины соотечественников, кроме того, выполняет функцию сохранения своей национальной идентичности.
Однако архитектура предшествующих периодов может оказаться «препятствием» для реализации проектов тех горе-строителей, которые с позиции «чистого утилитаризма» не понимают бесценного значения памятников прошлого в жизни своего народа в его будущности.
Вот почему в настоящее время перед архитекторами и строителями стоит наитруднейшая задача сформировать гармоничное единство естественной природной среды, наследия предков и развивающейся современной производственной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей комфортабельную жизнедеятельность людей.
Так как эта проблема требует комплексного и системного подхода, трудно переоценить в этом процессе роль архитекторов и строителей.
Скромный бюджет республики, народу которой навязана война, с трудом справляется не только с восстановлением разрушенных городов и сел, но и с осуществляемым капитальным строительством. Вот почему перед нами стоит задача внедрения таких типовых проектов строительства по НКР, которые могли бы позволить максимально оптимизировать бюджетные затраты и перенаправить высвобождающиеся средства на новые объекты, и тем самым создавать новый объем работ, в том числе связанных с сохранением архитектурных памятников.
Но так как памятники армянской национальной архитектуры, расположенные на территории Арцаха (Нагорно-Карабахской Республики), играют огромную роль в укреплении национального самосознания, значительную нагрузку в их сохранении и реставрации должно взять на себя зарубежное армянство, в частности выходцы из Нагорного Карабаха. Их, по меньшей мере, за пределами своего края проживает в несколько раз больше, чем в самой республике. Многие из них мечтают вернуться в родные города и села, как только азербайджано-нагорно-карабахское противостояние найдет свое окончательное мирное разрешение. Но не могут же они вдали от родины безучастно наблюдать за процессом возрождения национальной государственности в двух армянских республиках. Пусть даже временно проживая вдали от родины, они обязаны «для самих себя» восстанавливать родной край, чтобы вернуться не на пепелище, а в обустроенный дом. Как, например, это делает Левон Айрапетян, известный московский меценат родом из с. Ванка, построивший дорогу (не без чувства юмора заявивший, «чтобы пользоваться самому»), ведущую в Гандзасар и выделивший значительные средства на обустройство родного села и реставрацию известного памятника средневековой армянской архитектуры.
Территория НКР (часть исторического Арцаха) занимает юго-восточные горные и предгорные области Южного Кавказа. В орографическом отношении территория НКР охватывает Арцахский (Карабахский) хребет и его отроги, значительную часть Карабахского плоскогорья, восточные отроги Мравсарского (Мровдагского) хребта, и представляет собой типично горную страну с гипсометрическими отметками от 500 до 3000 м. Арцах богат уникальными памятниками прошлого, большинство которых имеет многовековую историю и представляет неотъемлемую часть армянской культуры. В НКР (в границах на 1987 г.) было зафиксировано более 1700 историко-архитектурных памятников, из них около 60 монастырских комплексов и более 500 церквей. По районам эти памятники распределяются следующим образом: Мардакертская – 620, Гадрутская – 420, Мартунинский – 367, Аскеранский – 290, Шушинский (вместе с городом Шуши) – 123, но эти цифры не являются окончательными, еще десятки архитектурных памятников края еще ждут своих исследований.
Каждая долина НКР своеобразна и неповторима по своей красоте. Есть памятники, которые, как бы концентрируя в себе все созданное народом-творцом в течение многих десятилетий и столетий, превращаются для грядущих поколений в символы, олицетворяющие народную мудрость и образность его мышления. Например, упоминавшийся выше монастырский комплекс Гандзасар, который гордо возвышается на высоком холме левого берега р. Хачен. Знаменитый византолог начала нашего столетия профессор Парижского университета Сорбонны Шарль Диль считал Гандзасар третьим из шести армянских памятников, вошедших в сокровищницу мировой культуры.
По народному преданию, монастырь получил свое название по имени горы, которую местные жители называли Гандзасар, из-за серебряных рудников в ней (по-армянски гандз – сокровище, сар – гора). Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X в. Новый, известный в настоящее время храм, построен князем Гасан-Джалал Дола «мужем благочестивым, богобоязненным и скромным, армянином по происхождению» на месте старого храма, упоминаемого в Х в., и торжественно освящен 22 июля 1240 г. Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя, из-за чего храм получил название Сурб Ованес Мкртыч (св. Иоанна Крестителя). Гандзасар служил резиденцией и семейной гробницей княжеского рода Гасан-Джалалянов, правителей Хаченского княжества. В XIVв. стал резиденцией Агванского Католикосата Армянской Апостольской Церкви. Гадзасарский католикосат сохранил свой статус до 1815 г., когда по распоряжению российских властей Католикосат был преобразован в митрополию, а затем (с 1857 г.) разделен на две епархии: Карабахскую и Шамахинскую. Из Гандзасара в 1701 г. Петру Iбыли отправлены знаменитые обращения армян с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига.
Хачкары, изваянные из красного туфа или местного серо-белого известняка, имеются повсюду: во дворах церквей, на перекрестках дорог, на кладбищах. Их устанавливали в проемы стен в связи с завершением строительства или восстановлением церквей, часовен и других культовых сооружений.
Среди всех памятников НКР особо выделяется Амарасский монастырь, основанный на заре распространения христианства в Армении, в частности в области Арцах. По свидетельству армянского историка Фавстоса Бузанда, церковь монастыря Амарас была основана в начале IV в. Григорием Просветителем. Наибольшей известности Амарас достиг в середине IV в., после того как здесь был захоронен внук св. Григория Просветителя Григорис, погибший в 348 г. в Дербенте (по другим данным, в 337 г.). В начале V в. создатель армянского алфавита св. Месроп Маштоц основал в Амарасе первую школу, отсюда же началось распространение армянской письменности. В 489 г. царь Вачаган III Благочестивый находит уже забытую могилу св. Григориса, строит над ней часовню и восстанавливает построенную св. Григорием Просветителем церковь. Именно эта часовня сохранилась по сей день почти без изменений под алтарем церкви монастыря Амарас. Впоследствии, в процессе многочисленных перестроек непосредственно над часовней-усыпальницей была возведена церковь. Свой нынешний облик она приобрела в 1858 г. Возведенная из чистоотесанного белого фельзита, церковь имеет композицию трехнеорного базилика (внешние размеры 23.9 х 13.6 см).
Изучение древних сооружений показало долговечность вулканических туфов как стенового материала, но с фельзитом дело обстоит иначе. Фельзитовый туф в качестве декоративного материала широко применяют для облицовки зданий и сооружений. Однако обследование показало, что в частях, подверженных сильному увлажнению, через несколько лет появляются признаки выветривания камня. Сравнительно малая долговечность фельзитовых туфов наглядно потверждается результатами обследований ряда других древних сооружений Армении – Одзунского храма (VI-VII вв.) и монастыря Мшкаван (XI-XII вв.).
Этот камень, добытый в сырое время года, перед укладкой нуждается в обстоятельной просушке. Для наружной облицовки зданий нецелесообразно использовать камень, выбитый из верхней части туфовой толщи. Хорошие результаты дает сочетание фельзитовых туфов с погодоустойчивыми каменными породами и материалами. В настоящее время разработан метод повышения долговечности фельзитовых туфов путем их обработки химическими веществами – растворами кремнеорганических соединений. Облицовка из фельзитовых туфов, покрытая слабым водным раствором 2-3% метилсиликоната или этилсиликоната натрия, приобретает гидрофобное, т.е. водоотталкивающее свойство. В тщательно обработанный туф Амараса капли дождевой воды не впитываются, а подобно каплям ртути, скатываются вниз по поверхности облицовки камня.
Разнообразные строительные материалы, архитектурные стили были применены при возведении монастырского комплекса Дадиванк (Хутаванк).
Этот древний армянский монастырь, расположенный в Арцахе, носит имя Св. Дади – ученика апостола Фаддея (св. Тадевоса), одного из семидесяти учеников Иисуса Христа.Второе название монастыря происходит от армянских «хут» (холм) и «ванк» (монастырь): «монастырь на холме».
Дади в I в. н.э. проповедовал христианство в Армении, за что был предан мученической смерти. На месте его захоронения в IVв. была построена церковь, которая стала носить имя проповедника. Позже (XI-XIII) на базе церкви был построен монастырский комплекс.
Использованный строительный материал позволял создавать великолепные рельефы на церковные и светские сюжеты, а также эпиграфические и чудесные фрески. По характеру кладки на отдельных участках стен можно определить, что церковь восстанавливалась, и сделано это было так бережно, что первоначальный вид сооружения остался без изменения.
Памятники не потеряли своей эстетической ценности и своего значения в деле воспитания патриотизма и укрепления дружбы между народами. Они расположены в красочных уголках природы, овеяны благоговейной тишиной, являются прекрасным местом отдыха и арцахцев, и гостей Арцаха. Как инженер-строитель считаю, что изучение архитектурного наследия края позволяет не только постичь принципы армянского многовекового строительного искусства, но и извлечь практическую выгоду, умело использовать местный строительный материал для сооружения добротных долговечных зданий.
Территория НКР перспективна для разработки разнообразных строительных материалов, например исландского шпата, гипса, гажи, барита природных пигментов, а также многих других строительных (в том числе и облицовочных) материалов, поделочных и полудрагоценных камней и др.
В Нагорном Карабахе благодаря поддержке республиканских властей, при помощи ряда международных организаций, благотворительных организаций Армении и диаспоры, восстанавливаются и открываются ранее отобранные у церкви и заброшенные храмы.
При въезде в Степанакерт, в правой части автострады, на вершине холма, окруженного зелеными кустами, возвышается своеобразный монумент. Он хотя и не имеет древней истории, но за короткое время стал символом столицы НКР. «Мы и наши горы» – так назвал свое произведение талантливый скульптор, народный художник Саргис Багдасарян. Памятник, сделанный из красного туфа, представляет двух пожилых карабахцев в народном одеянии. Это муж и жена – арцахцы – они как бы вросли в гору, рождены горами, а также сродни друг другу, как сами горы. Смотрят они на мир с тысячелетней дали пройденного пути и в их взгляде – непоколебимая воля, спокойствие и призыв к соотечественникам вернуться на родную землю и восстановить покинутый очаг.
И.Р. Багдасарян, Степанакерт, НКР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. Материалы международной научно-практической конференции 19-20 апреля 2012 г. город Пятигорск