Национализм, устремленный «вовне», складывается из ряда факторов, обусловленных переменами во внешнеполитической среде. В целом внешняя политика Турции последних лет базируется на популистской формуле Р.Т. Эрдогана «мир больше пяти», под которыми понимаются пять членов Совета Безопасности ООН. Турция проводит проактивный внешнеполитический курс, пытаясь встроиться в полицентричный мир в качестве ключевого игрока, с которым непременно будут считаться другие акторы мирового политического процесса. И поскольку в рамках историко-культурного региона, то есть Ближнего Востока, шансы Анкары на безоговорочное лидерство абсолютно малы ввиду наличия других крупных игроков, она начинает формировать собственные пространства для реализации своих амбициозных идей.
Турецкая Республика нацелена на создание обособленного субэтноса, или новой подсистемы международных отношений — «тюркского мира», в котором статус всеобщего ориентира будет отведен именно ей. Во главу угла Турцией ставится туркоцентричная интеграция, предполагающая формирование тюркских структур и универсализацию всех сфер общественной жизни по турецким лекалам. Данный вид интеграции в широком смысле и есть новый национализм Турецкой Республики, нередко граничащий с его радикальными формами, в частности шовинизмом. Опасность этого явления заключается прежде всего в том, что Турция в лице ее президента и других представителей властной элиты искренне верит в собственную исключительность, на которую должны равняться другие страны и народы. Она не учитывает исторические и цивилизационные особенности своих партнеров, считая возможным стирать их культурные коды и устанавливать собственные правила игры.
То, что принято сегодня называть «неоосманизмом», стало новой национальной идеей Турции, включающей в себя набор идеологем, одна из которых затрагивает проблематику пантюркизма и общетюркского объединения. С момента распада Советского Союза и возникновения пяти независимых тюркских государств такого рода политика на практике применяется Турцией на пространстве Центральной Азии, Южного Кавказа, а также тюркоязычных субъектов Российской Федерации, иными словами — в ареале расселения тюркского этноса.
Следует отдельно подчеркнуть, что до определенного момента все зарубежные народы тюркского происхождения именовались Турцией не иначе как «внешние турки». В культурном поле эти объединительные механизмы проявляются прежде всего в создании таких институтов, как Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (ТИКА), Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (ТюркПА), а также ряд разнопрофильных фондов, например Фонд имени Юнуса Эмре и других некоммерческих организаций. Членами ряда из них является стандартный набор государств: Турция, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Туркменистан и Узбекистан. Интересно при этом, что штаб-квартира большинства таких структур расположена в столице Турецкой Республики Анкаре, откуда осуществляется координация ряда процессов. Все они преимущественно сконцентрированы на осуществлении культурно-образовательной, научной и иной гуманитарной деятельности, которая в действительности основывается на продвижении турецких идей и лоббировании национальных интересов Турции посредством механизмов «мягкой силы». Их задача заключается прежде всего в создании положительного образа Турции как предводителя тюркских народов и подведения их общественно-политического сознания под стандарты турецких логик.
Несмотря на то, что почти все вышеназванные учреждения были созданы в 1990-х гг., тюркская интеграция под эгидой Турции продолжается вплоть до настоящего времени. Показательным в этом плане стало преобразование в 2021 г. Тюркского Совета в международную Организацию тюркских государств и привлечение к ней новых государств — Туркменистана и Венгрии, получивших там статус наблюдателя. В связи с тем, что Туркменистан проводит внешнюю политику под лозунгом «постоянный нейтралитет», его участие в целом ряде тюркских интеграционных инициатив приобретает особую значимость.
Аватков В. А., Сбитнева А. И. Новый национализм Турецкой Республики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022. Т. 24. № 2.