Cвятой Эчмиадзин — центр духовной культуры и науки.
Изначально и на протяжении долгих веков Св. Эчмиадзин был центром образования, науки и духовной культуры. В Св. Эчмиадзине жили и творили многие поколения священнослужителей, оставив в качестве национального духовного наследия многочисленные литературные и художественные произведения.
Здесь развивались армянская литература, история, миниатюрная живопись, музыка, медицина, астрономия, богословие и философия.
В течение последних ста лет в Эчмиадзинской Духовной Семинарии получили образование такие выдающиеся деятели армянской культуры и общественной жизни, как основоположник новейшей армянской литературы Хачатур Абовян, поэт Аветик Исаакян, романист Дереник Демирчян, писатели Левон Шант, Аксель Бакунц, литературоведы Манук Абегян и Арсен Тертерян, композитор Спиридон Меликян и многие другие.
В монастыре Св. Эчмиадзина учился и творил гениальный композитор Комитас, который возродил традиции армянской духовной и народной музыки.
В прошлом центрами образования, науки и культуры были такие монастыри, как Св. Эчмиадзин, Татев, Гладзор, Гошаванк, Ахпат, Санаин, Карабахский монастырь Гандзасар — в Восточной Армении и Нарек, Вараг, Амртол, Шугри, Ромкла, Скевр, Армаш — в Западной Армении.
Виднейшими представителями средневековой армянской поэзии являются Св. Григор Нарекаци (X в.) и Св. Нерсес Шнорали (XII в.).
Из священнослужителей Армянской Церкви знаменитыми историками были Мовсес Хоренаци (V в), Егише (V в.), Агафангелос (V в.), Газар Парпеци (V в.), Себеос (VII в.), Товма Арцруни (X в.), историк Ованнес (X в.), Аристакес Ластивертци (XI в.) Киракос Гандзакеци (XIII в.), Степанос Орбелян (XIV в.), Аракел Даврижеци (XVII в.), Магакия Архиепископ Орманян (XIX — XX вв.) и другие.
Самыми знаменитыми деятелями богословской мысли Армянской Церкви были Езник Кохбаци (V в.), Ован Мантакуни (V в.), Ован Одзнеци (VIII в.), Степанос Сюнеци (VIII в.), Нерсес Шнорали (XII в.), Григор Татеваци (XIV—XV вв.) и Архиепископ Магакия Орманян (XIX—XX вв.).
Светлейшими умами своего времени, учеными и церковными деятелями были философ Давид Анахт (V в.), географ и астроном Анания Ширакаци (XII в.), врач Мхитар Гераци (XII в.), правовед Мхитар Гош (XII—XIII вв.).
Первая армянская книга, которая носит название «Парзатумар» (календарь), была напечатана в Венеции в 1512 году армянским монахом Акопом Мегапартом. Библия на армянском языке впервые была напечатана в 1666 году усилиями монаха монастыря Св. Эчмиадзина архимандрита Воскана Ереванци в основанной им в Амстердаме армянской типографии. В Армении первая типография и бумажная фабрика были основаны в монастыре Св. Эчмиадзина Католикосом Симеоном в 1772 г.
Первая армянская газета, которая называлась «Аздарар» («Вестник»), издавалась в индийском городе Мадрасе в типографии местной армянской колонии с 1794 по 1796 гг. под редакцией армянского священника Арутюна Шмавоняна.
Более чем 30 тысяч армянских рукописей, составляющих сокровищницу армянской национальной духовной культуры (V — XIX века), заботливо собраны и хранятся в армянских книгохранилищах Еревана, Эчмиадзина, Иерусалима, Венеции, Антилиаса (Ливан), Исфагана, а также в различных государственных библиотеках Европы и Америки, в частности, в Лондоне и Вашингтоне.
Cвятой Эчмиадзин - колыбель патриотизма.
Св. Эчмиадзин на протяжении истории был также защитником армянской нации и отечества, часто становясь во главе армянского национально-освободительного движения. Так было, например, в V веке, в 451 и 483 гг., когда Персия напала на Армению с намерением навязать армянскому христианскому народу свое политическое иго и свою зороастрийскую религию.
Армянская Церковь причислила к лику святых героя Аварайрской битвы 451 г. полководца Вардана Мамиконяна, который погиб на поле боя во имя любви к Христу и освобождения Родины.
В деле национально-освободительной борьбы армянского народа важное значение имело участие патриотически настроенных представителей армянского духовенства.
Верные чаяниям своего народа, патриоты Исраел Ори и известный архимандрит Минас, с благословения в арцахском монастыре Гандзасар армянского католикоса Акопа IV Джугаеци (1656 — 1680), устанавливают связи с Петром Великим и Царским двором в годы правления его преемника, будучи исполненными идеи освобождения Армении. Этот идеал Армянской Церкви и народа был осуществлен в начале XIX века. В спасительное присоединение Восточной Армении к России значительный вклад внес католикос Нерсес V Аштаракеци.
Патриотический дух был проявлен Св. Эчмиадзином также в мае 1918 г., в дни Сардарапатской битвы, когда поражением Османской армии Восточная Армения была спасена от истребления, и было основано армянское государство, и в ноябре 1920 года, провозглашением Армянской республики в каестве члена Союза Советских Республик.
В дни героических боев Великой Отечественной войны Армянская Церковь во главе со Св. Эчмиадзином исполнила свой патриотический долг призывами к своим сыновьям, чтобы они самоотверженно сражались на поле боя во имя защиты Родины и во имя окончательного торжества справедливости.
Cвятой Эчмиадзин — исторический памятник.
Кафедральный собор Св. Эчмиадзина был построен в 303 году согласно основам древнейших традиций армянского зодчества, в крестообразном центрально-купольном стиле. В течение веков храм подвергался реставрациям, в частности, был перестроен в 484 году во время правления князя Ваана Мамиконяна, в 1638 году — при католикосе Пилиппосе, когда была построена большая колокольня на западной стороне, и в 1869 году — при католикосе Геворге IV, когда была пристроена музейная часть на восточной стороне.
Фрески внутри храма исполнены в XVIII веке, в период персидского господства, в стиле школы армянских художников Овнатанянов.
В пределах монастырского двора расположен ряд исторических построек: «Трдатовы врата», «Газарапат», старая патриаршая резиденция, здание братских келий «Еремян», здание Духовной академии, новая патриаршая резиденция, которая была основательно реставрирована в 1958 — 1962 гг. В период правления Его Святейшества Католикоса Вазгена I в окрестностях Св. Эчмиадзинского монастыря были также воздвигнуты новые строения: монастырские стены и главный вход, здание типографии, башня с часами, монастырская гостиница и сокровищница «Алекс-Мари Манукян».
По обе стороны от Главного входа в храм находится ряд надгробных каменных плит армянских католикосов, которые жили и творили последние 200 лет. Наиболее знаменитыми из них были Нерсес I Аштаракеци, Геворг IV Константинопольский, Мкртыч I Хримян и Геворг IV Чорекчян.
Во время русско-персидской войны католикос Нерсес I Аштаракеци в 1827 г. возглавил борьбу армянских ополченцев.
Католикос Геворг IV в 1869 г. основал в Эчмиадзине Духовную академию Геворгян, которая сыграла в позапрошлом веке огромную роль в религиозной просветительской и национальной жизни армянского народа.
Мкртыч I Хримян (1893 — 1907), или, как его назвал народ, Хримян Айрик (что в переводе означает Отче), будучи поэтом, педагогом, свободолюбивым и отважным деятелем — патриотом был одним из католикосов, заслуживших всенародное признание.
Геворг VI Чорекчян (1945 — 1954) — один из видных армянских католикосов советского периода. В годы Великой Отечественной войны, благодаря era инициативе и усилиям, на сборы пожертвований зарубежных армян была создана танковая колонна «Сасунци Давид», подаренная Советской Армии.
Напротив Главного входа Кафедрального собора есть большая арка, которая называется «Трдатовы врата». Согласно историческим данным, она была построена в IV веке и служила царским входом в Кафедральный собор.
К югу от арки находится старая патриаршая резиденция, построенная в XVII веке.
К старой патриаршей резиденции с южной стороны двора прилегает здание трапезной Газарапат, также построенное в XVII веке.
В наши дни внутри этого здания была построена специальная часовня — крестильня, где совершается таинство крещения.
С западной стороны Трдатовых врат, в центре обширного и всегда зеленого двора, возвышается монументальное здание новой патриаршей резиденции, которое было построено в 1912 — 1915 гг. благотворительностью Александра Манташяна, по проекту архитектора Зорабяна.
В период правления католикоса Вазгена I, после основательной реконструкции, это здание с 1962 г. служит в качестве новой резиденции католикоса.
Направо от главных ворот монастыря, в двухэтажном здании «Еремян». украшенном архитектурными орнаментами, размещены кельи монахов. Здание построено в конце XIX века.
К северу от келий, в глубине двора, в здании, украшенном колоннами и арками, находится Духовная академия. Здание построено в 1911 году. В Духовной академии учатся студенты из Армении, а также прибывших из бывших союзных республик и из зарубежных армянских общин.
На северной стороне храма находятся 2 памятника. Один из них - каменная стела Урартского периода, обнаруженная в 1958 г. во время раскопок под главным алтарем храма.
Другой - более монументальный и величественный памятник-хачкар - высечен из базальта и представляет собой группу хачкаров, увенчанных орлом, в память о двух миллионах мучеников-армян, жертв геноцида 1915 г., который был учинен Османской империей: в Западной Армении и явился первым геноцидом начала XX века.
Третий памятник посвящен Хримяну Айрику.
В разных местах монастырского двора размещены многочисленные хачкары, привезенные со святых мест из разных концов Армении как образцы, имеющие историческую и художественную ценность.
Хачкары в Армении воздвигались начиная с VII века. Они служили как пограничные камни-знаки, как памятники, увековечивающие различные знаменательные события, а также как надгробные камни.
Тысячесемисотлетний храм Св. Эчмиадзина своим самобытным архитектурным стилем является одним из древнейших христианских памятников мира, а также местом паломничества армян, живущих в Армении и в зарубежных странах.
Недалеко от монастыря Св. Эчмиадзина к востоку от него находится монастырь Св. Рипсиме, построенный в VII веке в 618 г., к югу от монастыря Св. Эчмиадзина — монастырь Св. Гаяне, построенный в 630 году. В них хранятся останки святых дев Рипсиме, Гаяне, которые в конце III века были преданы мученичеству в Армении из-за христианской веры. Церкви Св. Рипсиме и Св. Гаяне исторически всегда были связаны с Первопрестольным Св. Эчмиадзином и являют собой памятники, достигшие совершенства классического стиля армянской архитектуры.
Cвятой Эчмиадзин — сокровищница церковного искусства.
В монастыре Св. Эчмиадзина хранится богатейшая коллекция произведений древнего армянского церковного искусства: картины с изображением святых, древние рукописи, украшенные миниатюрой, вышивки, работы по меди и серебру, большие церковные завесы.
Значительную часть этих ценных сокровищ принесли с собой беженцы из Западной Армении, чудом спасшиеся от геноцида 1915 г.
Св. Эчмиадзин имеет также ценную нумизматическую коллекцию древних армянских монет, армянских ковров и художественных картин. Авторы последних — советские и зарубежные армянские художники.
В четырех разных зданиях Св. Эчмиадзинского монастыря размещено и экспонируется более трех тысяч образцов армянского церковного искусства начиная с XIII в. до наших дней. Подобные работы армянского церковного искусства экспонируются:
- в трех залах восточной части Кафедрального собора,
- в дарохранилище «Алекс Манукян»,
- в старой патриаршей резиденции,
- в новой патриаршей резиденции.
Из них, в частности, известны:
1) Св. реликвия — кусочек дерева от Ноева ковчега, принесенная с вершины горы Арарат.
2) Св. Копье, которым пронзил римский воин ребро Иисуса Христа. По преданию, его привез в Армению Апостол Св. Фаддей.
3) Сосуд, где хранится освященное миро. Оно готовится раз в семь лет и торжественно освящается самим Католикосом всех армян, при участии 12-и епископов. Экспонируемый сосуд сделан из серебра, разукрашен красивым литьем и подарен Ростовской армянской общиной в 1895 г.
4) Крест Армянского царя Ашота Ерката-Железного (X век).
5) Хоругвь (вышивка) с изображениями Св. Григория Просветителя и царя Трдата (XIII век).
6) Большая расшитая завеса (1799 г.) с изображением Св. Георгия Победоносца, дар индийских армян.
7) Большая расшитая завеса с изображением Сошествия Единородного (XVIII в.), дар константинопольских армян.
8) Скульптурное изваяние архимандрита Комитаса, ставшего жертвой геноцида 1915 г., учиненного Османской империей.
9) Изваяние «Распятие Христа», из Авуц-Тара (X век).
10 )Десница Св. Григория Просветителя со святыми мощами.
11) Расшитая риза Симеона Католикоса — подарок Российской царицы Екатерины.
12) Хрустальный крест Анийского царства (X век).
13) Золотые и серебряные монеты армянского царя Тиграна Великого (I век до Р.Х.).
14) Художественное полотно 1836 г., изображающее Католикоса Нерсеса Аштаракеци со своей свитой, встречающего вступление в Армению русской армии в 1828 г.
15) Перламутровый Патриарший трон (1651 г.) в Кафедральном соборе — подарок измирских армян.
16) Большой серебряный крест (X век), привезенный из Кафедрального собора бывшей армянской столицы Ани в Феодосию (Крым) и в XIX веке — в Св. Эчмиадзин.
17) Железная люстра (XII век), принадлежащая царю Киликийской Армении Хеттуму.
18) Карта исторической Армении, напечатанная в 1482 г. в Западней Европе.