Cвятой Эчмиадзин — центр духовной культуры и науки.

Изначально и на протяжении долгих веков Св. Эчмиадзин был центром об­разования, науки и духовной культуры. В Св. Эчмиадзине жили и творили многие поколения священнослужителей, оста­вив в качестве национального духовного наследия многочисленные литератур­ные и художественные произведения.

Здесь развивались армянская лите­ратура, история, миниатюрная живопись, музыка, медицина, астрономия, богосло­вие и философия.

В течение последних ста лет в Эчмиадзинской Духовной Семинарии получили образование такие выдающиеся деятели армянской культуры и общественной жизни, как основоположник но­вейшей армянской литературы Хачатур Абовян, поэт Аветик Исаакян, романист Дереник Демирчян, писатели Левон Шант, Аксель Бакунц, литературоведы Манук Абегян и Арсен Тертерян, ком­позитор Спиридон Меликян и многие другие.

В монастыре Св. Эчмиадзина учился и творил гениальный композитор Комитас, который возродил традиции армян­ской духовной и народной музыки.

В прошлом центрами образования, науки и культуры были такие монасты­ри, как Св. Эчмиадзин, Татев, Гладзор, Гошаванк, Ахпат, Санаин, Карабахский монастырь Гандзасар — в Восточной Армении и Нарек, Вараг, Амртол, Шугри, Ромкла, Скевр, Армаш — в Запад­ной Армении.

Виднейшими представителями средневековой армянской поэзии являются Св. Григор Нарекаци (X в.) и Св. Нер­сес Шнорали (XII в.).

Из священнослужителей Армянской Церкви знаменитыми историками были Мовсес Хоренаци (V в), Егише (V в.), Агафангелос (V в.), Газар Парпеци (V в.), Себеос (VII в.), Товма Арцруни (X в.), историк Ованнес (X в.), Аристакес Ластивертци (XI в.) Киракос Гандзакеци (XIII в.), Степанос Орбелян (XIV в.), Аракел Даврижеци (XVII в.), Магакия Архиепископ Орманян (XIX — XX вв.) и другие.

Самыми знаменитыми деятелями богословской мысли Армянской Церкви были Езник Кохбаци (V в.), Ован Мантакуни (V в.), Ован Одзнеци (VIII в.), Степанос Сюнеци (VIII в.), Нерсес Шнорали (XII в.), Григор Татеваци (XIV—XV вв.) и Архиепископ Магакия Орманян (XIX—XX вв.).

Светлейшими умами своего време­ни, учеными и церковными деятелями были философ Давид Анахт (V в.), географ и астроном Анания Ширакаци (XII в.), врач Мхитар Гераци (XII в.), правовед Мхитар Гош (XII—XIII вв.).

Первая армянская книга, которая но­сит название «Парзатумар» (календарь), была напечатана в Венеции в 1512 году армянским монахом Акопом Мегапартом. Библия на армянском языке впер­вые была напечатана в 1666 году уси­лиями монаха монастыря Св. Эчмиадзина архимандрита Воскана Ереванци в основанной им в Амстердаме армян­ской типографии. В Армении первая ти­пография и бумажная фабрика были ос­нованы в монастыре Св. Эчмиадзина Ка­толикосом Симеоном в 1772 г.

Первая армянская газета, которая называлась «Аздарар» («Вестник»), издавалась в индийском городе Мадрасе в типографии местной армянской коло­нии с 1794 по 1796 гг. под редакцией ар­мянского священника Арутюна Шмавоняна.

Более чем 30 тысяч армянских рукописей, составляющих сокровищницу ар­мянской национальной духовной культуры (V — XIX века), заботливо собраны и хранятся в армянских книгохранилищах Еревана, Эчмиадзина, Иеруса­лима, Венеции, Антилиаса (Ливан), Исфагана, а также в различных государственных библиотеках Европы и Амери­ки, в частности, в Лондоне и Вашингтоне.

Cвятой Эчмиадзин - колыбель патриотизма.

Св. Эчмиадзин на протяжении исто­рии был также защитником армянской нации и отечества, часто становясь во главе армянского национально-освободительного движения. Так было, напри­мер, в V веке, в 451 и 483 гг., когда Персия напала на Армению с намере­нием навязать армянскому христианско­му народу свое политическое иго и свою зороастрийскую религию.

Армянская Церковь причислила к лику святых героя Аварайрской битвы 451 г. полководца Вардана Мамиконя­на, который погиб на поле боя во имя любви к Христу и освобождения Родины.

В деле национально-освободительной борьбы армянского народа важное зна­чение имело участие патриотически нас­троенных представителей армянского духовенства.

Верные чаяниям своего народа, пат­риоты Исраел Ори и известный архи­мандрит Минас, с благословения в ар­цахском монастыре Гандзасар армян­ского католикоса Акопа IV Джугаеци (1656 — 1680), устанавливают связи с Петром Великим и Царским двором в годы правления его преемника, будучи исполненными идеи освобождения Ар­мении.  Этот идеал Армянской Церкви и народа был осуществлен в начале XIX века. В спасительное присоединение Восточной Армении к России значитель­ный вклад внес католикос Нерсес V Аштаракеци.

Патриотический дух был проявлен Св. Эчмиадзином также в мае 1918 г., в дни Сардарапатской битвы, когда по­ражением Османской армии Восточная Армения была спасена от истребления, и было основано армянское государ­ство, и в ноябре 1920 года, провозгла­шением Армянской республики в ка­естве члена Союза Советских Респуб­лик.

В дни героических боев Великой Отечественной войны Армянская Церковь во главе со Св. Эчмиадзином исполнила свой патриотический долг призывами к своим сыновьям, чтобы они самоотвер­женно сражались на поле боя во имя защиты Родины и во имя окончатель­ного торжества справедливости.

Cвятой Эчмиадзин — исторический памятник.

Кафедральный собор Св. Эчмиадзина был построен в 303 году согласно ос­новам древнейших традиций армянского зодчества, в крестообразном центрально-купольном стиле. В течение веков храм подвергался реставрациям, в частнос­ти, был перестроен в 484 году во время правления князя Ваана Мамиконяна, в 1638 году — при католикосе Пилиппосе, когда была построена большая колокольня на западной стороне, и в 1869 году — при католикосе Геворге IV, когда была пристроена музейная часть на вос­точной стороне.

Фрески внутри храма исполнены в XVIII веке, в период персидского гос­подства, в стиле школы армянских ху­дожников Овнатанянов.

В пределах монастырского двора расположен ряд исторических построек: «Трдатовы врата», «Газарапат», старая патриаршая резиденция, здание братских келий «Еремян», здание Духовной академии, новая патриаршая резиден­ция, которая была основательно реставрирована в 1958 — 1962 гг. В период правления Его Святейшества Католико­са Вазгена I в окрестностях Св. Эчмиадзинского монастыря были также воздвигнуты новые строения: монастырские стены и главный вход, здание типографии, башня с ча­сами, монастырская гостиница и сокро­вищница «Алекс-Мари Манукян».

По обе стороны от Главного входа в храм находится ряд надгробных камен­ных плит армянских католикосов, кото­рые жили и творили последние 200 лет. Наиболее знаменитыми из них были Нерсес I Аштаракеци, Геворг IV Константинопольский, Мкртыч I Хримян и Геворг IV Чорекчян.

Во время русско-персидской войны католикос Нерсес I Аштаракеци в 1827 г. возглавил борьбу армянских ополчен­цев.

Католикос Геворг IV в 1869 г. осно­вал в Эчмиадзине Духовную академию Геворгян, которая сыграла в позапрошлом веке огромную роль в религиозной просветительской и национальной жизни армянского народа.

Мкртыч I Хримян (1893 — 1907), или, как его назвал народ, Хримян Айрик (что в переводе означает Отче), будучи поэтом, педагогом, свободолюбивым и отважным деятелем — патриотом был одним из католикосов, заслуживших всена­родное признание.

Геворг VI Чорекчян (1945 — 1954) — один из видных армянских католикосов советского периода. В годы Великой Отечественной войны, благодаря era инициативе и усилиям, на сборы по­жертвований зарубежных армян была создана танковая колонна «Сасунци Давид», подаренная Советской Армии.

Напротив Главного входа Кафед­рального собора есть большая арка, которая называется «Трдатовы врата». Согласно историческим данным, она бы­ла построена в IV веке и служила цар­ским входом в Кафедральный собор.

К югу от арки находится старая патриаршая резиденция, построенная в XVII веке.

К старой патриаршей резиденции с южной стороны двора прилегает зда­ние трапезной Газарапат, также по­строенное в XVII веке.

В наши дни внутри этого здания была построена специальная часовня — крестильня, где совершается таинство крещения.

С западной стороны Трдатовых врат, в центре обширного и всегда зеленого двора, возвышается монументальное зда­ние новой патриаршей резиденции, кото­рое было построено в 1912 — 1915 гг. благотворительностью Александра Манташяна, по проекту архитектора Зорабяна.

В период правления католикоса Ваз­гена I, после основательной реконструк­ции, это здание с 1962 г. служит в ка­честве новой резиденции католикоса.

Направо от главных ворот монас­тыря, в двухэтажном здании «Еремян». украшенном архитектурными орнамен­тами, размещены кельи монахов. Зда­ние построено в конце XIX века.

К северу от келий, в глубине двора, в здании, украшенном колоннами и ар­ками, находится Духовная академия. Здание построено в 1911 году. В Ду­ховной академии учатся сту­денты из Армении, а также прибывших из бывших союзных республик и из зарубежных армянских общин.

На северной стороне храма нахо­дятся 2 памятника. Один из них - камен­ная стела Урартского периода, обнару­женная в 1958 г. во время раскопок под главным алтарем храма.

Другой - более монументальный и величественный памятник-хачкар - высе­чен из базальта и представляет собой группу хачкаров, увенчанных орлом, в память о двух миллионах мучеников-ар­мян, жертв геноцида 1915 г., который был учинен Османской империей: в Западной Армении и явился первым геноцидом начала XX века.

Третий памятник посвящен Хримяну Айрику.

В разных местах монастырского дво­ра размещены многочисленные хачкары, привезенные со святых мест из разных концов Армении как образцы, имеющие историческую и художественную цен­ность.

Хачкары в Армении воздвигались начиная с VII века. Они служили как пограничные камни-знаки, как памятни­ки, увековечивающие различные знаменательные события, а также как надгробные камни.

Тысячесемисотлетний храм Св. Эчмиадзина своим самобытным архитектурным стилем является одним из древ­нейших христианских памятников мира, а также местом паломничества армян, живущих в Армении и в зарубежных странах.

Недалеко от монастыря Св. Эчмиадзина к востоку от него находится мо­настырь Св. Рипсиме, построенный в VII веке в 618 г., к югу от монастыря Св. Эчмиадзина — монастырь Св. Гаяне, построенный в 630 году. В них хранятся останки святых дев Рипсиме, Гаяне, ко­торые в конце III века были преданы мученичеству в Армении из-за христианской веры. Церкви Св. Рипсиме и Св. Гаяне исторически всегда были связа­ны с Первопрестольным Св. Эчмиадзином и являют собой памятники, достиг­шие совершенства классического стиля армянской архитектуры.

Cвятой Эчмиадзин — сокровищница церковного искусства.

В монастыре Св. Эчмиадзина хра­нится богатейшая коллекция произведений древнего армянского церковного искусства: картины с изображением святых, древние рукописи, украшенные миниатюрой, вышивки, работы по меди и серебру, большие церковные завесы.

Значительную часть этих ценных сокровищ принесли с собой беженцы из Западной Армении, чудом спасшиеся от геноцида 1915 г.

Св. Эчмиадзин имеет также ценную нумизматическую коллекцию древних армянских монет, армянских ковров и художественных картин. Авторы последних — советские и зарубежные армянские художники.

В четырех разных зданиях Св. Эчмиадзинского монастыря размещено и экспонируется более трех тысяч образ­цов армянского церковного искусства начиная с XIII в. до наших дней. По­добные работы армянского церковного искусства экспонируются:

- в трех залах восточной части Кафедрального собора,

- в дарохранилище «Алекс Ману­кян»,

- в старой патриаршей резиденции,

- в новой патриаршей резиденции.

Из них, в частности, известны:

1) Св. реликвия — кусочек дерева от Ноева ковчега, принесенная с вершины горы Арарат.

2) Св. Копье, которым пронзил рим­ский воин ребро Иисуса Христа. По пре­данию, его привез в Армению Апостол Св. Фаддей.

3) Сосуд, где хранится освященное миро. Оно готовится раз в семь лет и торжественно освящается самим Като­ликосом всех армян, при участии 12-и епископов. Экспонируемый сосуд сделан из се­ребра, разукрашен красивым литьем и подарен Ростовской армянской общиной в 1895 г.

4) Крест Армянского царя Ашота Ерката-Железного (X век).

5) Хоругвь (вышивка) с изображе­ниями Св. Григория Просветителя и царя Трдата (XIII век).

6) Большая расшитая завеса (1799 г.) с изображением Св. Георгия Победонос­ца, дар индийских армян.

7) Большая расшитая завеса с изображением Сошествия Единородного (XVIII в.), дар константинопольских армян.

8) Скульптурное изваяние архиманд­рита Комитаса, ставшего жертвой гено­цида 1915 г., учиненного Османской им­перией.

9) Изваяние «Распятие Христа», из Авуц-Тара (X век).

10 )Десница Св. Григория Просвети­теля со святыми мощами.

11) Расшитая риза Симеона Католикоса — подарок Российской царицы Ека­терины.

12) Хрустальный крест Анийского царства (X век).

13) Золотые и серебряные монеты армянского царя Тиграна Великого (I век до Р.Х.).

14) Художественное полотно 1836 г., изображающее Католикоса Нерсеса Аштаракеци со своей свитой, встречающего вступление в Армению русской армии в 1828 г.

15) Перламутровый Патриарший трон (1651 г.) в Кафедральном соборе — по­дарок измирских армян.

16) Большой серебряный крест (X век), привезенный из Кафедрального со­бора бывшей армянской столицы Ани в Феодосию (Крым) и в XIX веке — в Св. Эчмиадзин.

17) Железная люстра (XII век), принадлежащая царю Киликийской Арме­нии Хеттуму.

18) Карта исторической Армении, напечатанная в 1482 г. в Западней Европе.