О церкви Св. Иоанна Крестителя Гандзасарского монастыря Киракос Гандзакеци пишет с большой хвалой, как о совершенном архитектурном творении. Епископ Макар Бархутарянц, исследовавший архитектуру церкви Св. Иоанна Крестителя, отмечал, что храм был построен исключительно из гладкотесанного, маренового благородного камня (красноватый туф), как и монастыри Хутаванк, Хатраванк, Варагаванк, Агарцин и Гошаванк.

Гандзасарский монастырь, согласно Лео (Аракел Бабаханян), является венценосцем высоких традиций, изящного вкуса и величия армянской архитектуры. Согласно католикосу Киликийского престола Гарегину I Овсепянцу, есть множество великолепных храмов, которые, наряду с сохранением армянских традиций, имеют особые черты и стили орнаментов, характерные для Возрождения армянской архитектуры XIII века; к их числу принадлежит Гандзасарская церковь в Хачене. Известный специалист по армянским средневековым лапидарным надписям Седрак Бархударян пишет о церкви Св. Иоанна Крестителя, что она “является самым выдающимся памятником армянского архитектурного искусства своей эпохи, а обилием и мастерством орнаментов купола, алтаря и других частей — почти исключением. Храм имеет величавый вид и, благодаря своему высокому расположению, виден издалека…”.

Мурад Асратян, высоко оценивая архитектуру Гандзасарского монастыря, пишет: “Шедевры арцахской школы армянской архитектуры в основном сконцентрированы в монастырских комплексах Гандзасар, Дадиванк, Хатраванк и Гтчaванк… Гандзасарский монастырь является одним из шедевров армянской средневековой архитектуры…

Комплекс Гандзасар состоит из церкви, притвора, келий, хозяйственных помещений, а также двухэтажного здания школы, построенного в XIX веке. Приблизительно в середине пространства, окруженного стенами, имеющими прямоугольную композицию, свободно возвышается основной комплекс (церковь и притвор), а другие строения построены у северной и восточной стен. Архитектура церкви Св. Иоанна Крестителя является прямоугольной, изнутри крестовокупольной композицией, с двухъярусными ризницами по четырем углам, распространенную в армянской архитектуре X—XIV веков.

Внешние параметры церкви составляют 11,8 x 17,4 м. Важнейшим и наиболее выделяющимся элементом является купол, который своим художественным декоративным убранством занимает исключительное место в истории армянского зодчества.  Во всей композиции церкви купол доминирует также своей симметричностью и имеет многогранный барабан с конической кровлей зонтичной формы. Число граней составляет 16, каждая из которых завершается небольшим фронтоном-щипцом. На смотрящих в разные стороны гранях открываются узкие и высокие окна, а северо-восточная, юго-восточная и юго-западная грани заняты круглыми окнами, окаймленными квадратными наличниками, покрытыми изящными орнаментами. Купол находится в самом центре церкви, освещенной тремя большими окнами на северной, южной и восточной стенах. Они, вместе с окнами барабана купола, достаточно хорошо освещают церковь. Церковь монастыря Гандзасар имеет внешний и внутренний богатый орнамент. Поддерживающие купол северная и южная арки ор наментированы рядом “зубцов”, а восточная и западная – полукруглыми маленькими арками. В нижних углах барабана расположены орнаменты с геометрическими мотивами (круги, звезды, квадраты), а наверху, прямо под куполом — горельефы быка, овна и орла, типичные для средневекового армянского искусства.

Скульптуры купола являются не только уникальными примерами архитектурного орнамента, но и насыщены символическим содержанием. В двух нишах западных граней находятся два скульптурных горельефа сидячих ктиторов, каждый из которых держит поверх головы по одной модели церкви (предполагается, что один представляет князя Хачена Хасан-Джалала, строителя Гандзасарского храма, другой же — его сына).

На грани барабана, между двумя горельефами изображены скульптуры Христа, а ниже — Адама и Евы. Подобная группа помещена и на южной стороне купола. Здесь также симметрично помещены скульптуры коленопреклонных людей с нимбами (вероятно Апостолы), обращаются к Богоматери, изображенной на фронтоне средней грани. На западном фасаде церкви изображена интересная и высокохудожественная скульптурная композиция — Распятие, однако эта композиция, после строительства притвора, полностью видна лишь с его крыши.

По обеим сторонам широкого креста, тщательно обработанного сплетенным орнаментом, изображены направленные к Христу две коленопреклонные фигуры… Церковь имеет также другие горельефы: на западной стене птица в архаическом стиле, на южной стене — куропатка… Экстерьер Гандзасарской церкви, ее объемно-пространственное решение и, в первую очередь, декоративное убранство, явным образом выявляют стремление архитектора придать зданию наиболее монументальный и величественный вид, что должно было олицетворить мощь княжества Хачена и высокое положение, и авторитет его князя Хасан-Джалала во всей Армении”. Мурад Асратян пишет, что притвор Гандзасарского монастыря также выделяется по своей архитектуре среди строений такого типа.

“Притвор Гандзасара имеет четырехугольную планировку (11,85 x 13,45 м) с двумя парами пересекающихся арок, поддерживающих сталактитовый свод. Крыша притвора покрытa каменными плитами из туфа. В центре свода возвышается колокольня с шестью колоннами. Однако она не является оригиналом, а была построена во время реставрации 1907 года. Первоначальная колокольня притвора своими формами и богатой художественной обработкой гармонировала с куполом церкви… Внешние стены притвора, построенные из гладкотесанного базальта, стилистически сдержанны. Южный фасад почти лишен убранства, и его вид оживляется лишь оконными проемами. Выдержанный также в строгом стиле северный фасад декорирован только скромным дверным проемом и открывающимся над ним простым оконным обрамлением. Интересным здесь являются довольно-таки стилизованные горельефы пантер по обе стороны двери.

Наиболее богатой обработкой выделяется орнаментированный портал западного фасада притвора… По обеим сторонам прямоугольного дверного проема расположены пучки полуколонн с базисами и капителями и покоящейся на них профилированной аркой… Композиция портала включает расположенное над ним окно, по обеим сторонам которого находятся рельефы птиц, характерные для средневековой архитектуры. Два замечательных шедевра — церковь и притвор — Гандзасарского монастыря воплощают в себе лучшие достижения армянской архитектуры XIII века”.

Наряду с церковью и притвором, монастырский комплекс имеет также другие строения — кельи, трапезную, патриаршью резиденцию, школу, жилище паломников. Стены вокруг монастыря построены из полутесанного базальта. Монастырский комплекс имеет три входа – с востока, запада и юга. Главным и парадным является южный вход, имеющий большие ворота, построенные из гладкотесанных камней. К югу от монастырского комплекса находится старое кладбище духовных и светских владык Арцах-Хачена. В истории армянской архитектуры, имеющей большую известность в сокровищнице мировой культуры, высоко оценено значение церкви Гандзасар. Профессор Сорбонского университета Шарль Диль первым из пяти лучших памятников армянского зодчества среди мировых архитектурных шедевров считал Ахтамарскую церковь Св. Хач (Крест), вторым – храм Св. Рипсиме в Эчмиадзине, третьим — церковь Св. Иоанна Крестителя в Гандзасаре, четвертым — Ахпатский монастырь и пятым — Кафедральный собор в Ани.

Известный русский специалист в области истории архитектуры Анатолий Якобсон, высоко оценив богатое архитектурное и декоративное убранство интерьера и экстерьера церкви, отметил, что церковь и притвор (композиционно схожий с часовней Ахпата и притвором Мшкаванка) Гандзасарского монастыря являются блестящими архитектурными памятниками, олицетворяющими лучшие достижения армянских строителей XIII века. Анатолий Якобсон, в частности, отмечал, что среди горельефов есть священные животные, что было характерной чертой армянской архитектурной традиции с X века (времен Багратидов), a эти горельефы осмысливались как опоры здания, что, согласно Николаю Марру, своими корнями уходило в родоплеменную эпоху. Анатолий Якобсон, считая церковь и притвор Гандзасара “жемчужинами и энциклопедией армянского зодчества XIII столетия”, отмечал, что при возведении этих зданий был применен накопленный веками огромный арсенал технических и художественных, архитектурных и декоративных средств, которыми в совершенстве владели творцы Гандзасара.

Известный русский поэт Михаил Дудин, прибыв во время Арцахского движения в Гандзасар, с восхищением отзывался о монастыре: “Гандзасар является духовной сокровищницей армянского народа… Этот средневековый шедевр, как свидетель веков, своеобразный символ, скопление духовного познания этого мира, обязательно сыграет свою роль… Гандзасар своей красотой и объемом является истинным совершенством. В былые времена все было на плечах мас теров, дай Бог, чтобы так было всегда. Ибо только мастер чувствует гармонию жизни…”.

Оценивая большое значение провинции Арцах в деле защиты Армении с точки зрения духовных памятников, Баграт Улубабян отмечал: “Это становится вполне понятной реальностью, когда имеем в виду роль этой области в деле защиты Армении от вторжений с севера и востока. Арцах являлся непотопляемым бастионом против периодически повторяющихся набегов полчищ врагов. И является примечательным то обстоятельство, что в противостоянии врагам Армении свою неоценимую лепту внесли монастыри нагорья: Амарас, с начала IV века носящий печать руки основателя — Св. Григория Просветителя, Катарованк — на вершине горы Дизапайт…, крепость Гтич, противостоящая арабам в освободительной борьбе, и, наконец, архитектурные чудо творения — Дадиванк и Гандзасар”.

Поистине, Гандзасар является ярким образцом взаимосвязанности архитектуры и скульптуры. Архитектура Гандзасара олицетворяет гармоничное единство духовностроительного созидания армянского народа.

Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван, 2009