В XIV веке, в тяжелых условиях, сложившихся для Киликийского Армянского государства, в Великой Армении Ован Воротнеци (1315—1386), обеспокоенный дальнейшей судьбой Армянской Апостольской Церкви, считал, что престол Католикоса Всех Армян должен быть перенесен в Гандзасар, откуда защита от притязаний католичества была бы намного облегчена. Той же самой идеи придерживался Григор Татеваци (1346—1409). Авторитет Гандзасара был высок благодаря патриотической деятельности духовных и светских представителей рода Хасан-Джалалян. В течение последующих после падения Армянского Киликийского государства (1375 г.) десятилетий, в условиях чужеземного владычества, вопрос возвращения Престола Католикоса Всех Армян в Великую Армению оказался на повестке дня, несмотря на то, что здесь также положение было тяжелым, вследствие опустошительных набегов кочевых племен.

Перемещение Престола Католикоса Всех Армян в 1441 г. было продиктовано необходимостью его возвращения в свое исконное и заветное святилище — Св. Эчмиадзин. Число участников и состав церковного собора, состоявшегося в Вагаршапате, как отметил архиепископ Магакиа Орманян, свидетельствуют о его общенациональной значимости. Согласно Товма Мецопеци, наряду с более чем 300 представителями духовенства, участвовали также светские лица. В период возвращения Святого Престола из Киликии в Св. Эчмиадзин (Вагаршапат, в Айрарате) Гандзасарским католикосом был Ованнес Хасан-Джалалян. В выборах Киракоса I Вирапеци (1441—1442) Католикосом Всех Армян в числе двенадцати епископов участвовал также епископ Гандзасара Азария. Оплотом Армянской Апостольской Церкви на востоке Армении был Гандзасарский католикосат. Святой Престол в течение веков посредством Гандзасарского католикосата предводительствовал как епархиями Восточных краев Армении (Арцаха и Утика) на правобережье Куры, так и епархиями левобережья Куры.

Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван, 2009