Политическая цель ясно выступает во всех попытках сближения. Едва они уяснили себе бесполезность переговоров с греками и впечатления, произведенные на Восток Крестовым походом, значение которого усилилось благодаря присутствию императора Фридриха Барбароссы, как они немедленно обратились к латинянам. Этот быстрый поворот был вызван желанием обеспечить себе содействие одновременно политическое и военное в видах обращения Армянского княжества в царство.
Такова была сущность домогательств князя Левона VI (1185). Руководителями этой тактики были патриарх Григор IV и епископ Нерсес Ламбронаци, послушные внушениям этого государя. Но епископы и духовенство внутренних провинций, известные под названием группы восточных ученых, с удовольствием узнавшие, что созыв собора в Румкале не увенчался успехом, восстали против усилий Киликии в пользу слияния с латинянами. Григор IV умер, не придя ни к какому заключению. Епископы Григор Апират и Нерсес Ламбронаци, вероятные кандидаты на патриарший престол, заподозренные в тяготении к Западу, не пользовались расположением восточных богословов.
Вот почему князь Левон полагал, что он привлечет их на свою сторону, поддержав избрание Григора V Каравежа, молодого двадцатидвухлетнего епископа. Но исключенные кандидаты из зависти к молодому патриарху выступили с ложными обвинениями против него, и он был низложен и заключен в замок Копитар. Его нашли мертвым у подножия башни, бывшей местом его заключения (1194). Оставалось неизвестным, чему следовало приписать его конец, несчастному случаю или преступлению.
Между тем желание союза оставалось господствующим. Ввиду, с одной стороны, непримиримости восточных ученых, а с другой стороны, податливости киликийцев князь Левон искал почвы для соглашения, всецело поглощенный заботой о сохранении царской короны, обещанной ему латинянами, а равно и поддержке восточных армян, на которую он рассчитывал в видах распространения своего господства на внутренние провинции Армении. Назначение Григора VI Апирата на патриарший престол не было признано действительным восточными армянами, которые провозгласили патриархом Барсега II Анеци. Сверх того они потребовали признания его киликийцами и удаления Нерсеса Ламбронаци от дел патриаршества (1195).
Левон, по-видимому, согласился лишь на это последнее условие. Раскол продолжался до самой смерти Барсега (1206). С другой стороны, армяно-латинское сближение вызывало недоверие греков, и император Алексей Ангел воспользовался этим, чтобы вновь начать гонения на армян. Пылкий Нерсес Ламбронаци был послан в Константинополь (1196) вновь сделать попытку примирения, но когда его миссия не удалась, то он, обманутый в своих надеждах, заметно умерил свое ревностное попечение о единении Церквей.
Тогда открыто возобновились переговоры с латинянами. Императоры обеих империй, Восточной и Западной, сошлись на том, чтобы даровать Левону царскую корону (1197), но до инвеституры, исходившей от папы, прошло еще два года проволочек, употребленных на обсуждение всех статей и формул соединения. Папский легат проявил такую жесткость в своих требованиях, что армянские епископы отказались им подчиниться. Левон, руководимый исключительно заботой о своих интересах, предложил свое личное присоединение, которое он находил достаточным, но легат потребовал, главным образом, присоединения епископов. Левону удалось вызвать если не единодушное присоединение всех епископов Армении, то по меньшей мере совета двенадцати из них, что, видимо, успокоило легата (1198). Коронование состоялось 6 января 1199 года; легат возложил корону на голову царя, а патриарх помазал его; вскоре патриарх скончался в возрасте 82 лет. Левон, проявивший себя ранее таким усердным поборником союза с латинянами, после коронования, по-видимому, нимало не заботился о соблюдении условий договора, постановленных сообща для достижения союза.
Во время патриаршества Ованнеса VI Метцабаро (1203–1221) Левон начал действовать наперекор инструкциям легата и даже изгонять католических монахов из Киликии. Патриарх, столь же не расположенный к иностранцам, нимало не соблюдал договор 1198 года. Вскоре после провозглашения антипатриархов произошли случаи отдельных отпадений от Церкви, но почти одновременная смерть Барсега Анеци, Анании Себастаци и Давида Аркакагнеци (1206) положила им конец. Со своей стороны восточные армяне присоединились к Ованнесу благодаря вмешательству Закарии Орбеляна, представителя грузинского царя, и патриарху была предоставлена возможность окончить мирно свои дни (1221).
Длинное патриаршество Константина I Барцербердци (1221–1267) было благоприятно для латинского влияния в Киликии. Первенствующее положение, достигнутое латинянами, с одной стороны, благодаря походам императора Фридриха II (1228) и Людовика IX Святого (1248), с другой, – благодаря стремлению, обнаруженному армянами, использовать политические и социальные преимущества, вытекавшие из преобладания западных христиан, оказали благоприятное влияние на решения правительства.
Вот в эту-то эпоху итальянские колонии умножились в Киликии; в то же время многочисленные армянские колонии основались в Италии. Сношения, установившиеся между двумя народами, увеличили эту близость. Царь Левон умер без мужского наследника (1219), дочь его Забель была коронована в 16 лет. Ее первое замужество с графом Антиохийским Филиппом было несчастливо (1222)34. Она вступила во второй брак с Хетумом (Антоном), сыном правителя Константина, князя Корикоса.
Провозглашенный царем (1226) Хетум оказался в полном согласии с современными ему течениями, и, таким образом, патриарха и этого царя можно считать главными инициаторами армяно-латинского сближения с точки зрения как политической, так и церковной. Следует, однако, поставить им в заслугу, что ради этого столь желанного союза они нимало не поступились своим достоинством, прибавим мимоходом, что того же самого нельзя сказать об их преемниках. Нельзя обойти молчанием тот существенный пункт, что Константин и Хетум хотя и поддерживали дружественные сношения с римо-католиками, не переставали вести переговоры с греками при посредничестве епископа Акопа, прозванного Гитнаканом (Ученый), впоследствии ставшего католикосом (1268–1286).
Этот последний (1267–1268) и Константин II Пронагорц (1286–1289), наследовавшие Константину I и при содействии царя Левона III (1270–1289) сочли нужным сохранить свою независимость относительно латинян. Но царь Хетум II (1289–1307), наоборот, положил начало самой раболепной политике. Он добился низложения Константина II, который оказывал ему сопротивление, и дал ему в преемники простого анахорета Степанноса IV из Румкалы, взятого в плен египтянами при взятии Румкалы (1293). Хетуму II и сторонникам латинства удалось, наконец, возвести на патриарший престол Григора VII Анаварзеци, пламенного поборника их идей. Новый патриарх начал с того, что точно установил те преобразования, которые он намерен был ввести в Армянской Церкви сообразно со взглядами Римской Церкви.
Он было приступил к их осуществлению, когда его деятельность была приостановлена внутренними смутами. После восстановления порядка он созвал собор в Сисе для узаконения своих предначертаний. Но он умер до созыва этого собора (1307). Царю удалось добиться назначения патриархом Константина III Кесараци и внести программу Григора VII, которая хотя и была составлена на народном языке, что плохо увязывалось с эрудицией покойного, тем не менее считалась произведением его пера. Начиная с этого момента и вплоть до даты перенесения престола из Сиса в Эчмиадзин (1441), имеются налицо все признаки твердо обдуманного стремления к союзу. Тяготеющим к латинству царям из дома Корикоса наследуют латинские и римско-католические цари из династии Лузинянов. Между тем, внутреннее политическое положение было чрезвычайно критическим, так как страна была отдана на произвол беспокойных элементов, вызывавших брожение. Армяно-латинское соглашение вызвало недоверие татар, турок и египтян, в то время как армяне не переставали рассчитывать на покровительство христианских держав Европы, которая, разбитая и обессиленная, теряла почву в Азии.
Религиозные опросы были всегда связаны с вопросами политическими, чем и был обусловлен успех; но даже в том случае, если бы они получили желаемое разрешение, они, строго говоря, не могли бы произвести ожидаемого от них результата. Один за другим следовали патриархи, то тяготевшие к латинству, то проникнутые националистскими чувствами. Во всяком случае, они не могли бороться с римско-католическими царями из дома Лузинянов. Как бы то ни было, Армянской Церкви удалось отстоять себя против поглощения ее римско-католическими началом. Она сохранила свою административную независимость и характерные особенности своего учения, хотя бессильна была предотвратить ослабление дисциплины и благоустроенности. Пятнадцать патриархов наследовали один другому в Сисе, от Григора VII до Григора IX, на протяжении полутора столетий (1294–1441), и, если принять в расчет только что упомянутые события, нельзя не согласиться, что пребывание патриархов в этой резиденции не сопровождалось счастливыми знамениями.
Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.