История Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви богата свидетельствами о деятельности Св. Григория Просветителя (Григор Лусаворич) и Св. Григориса, об Амарасе, Дадиванке и других монастырях, в особенности, Гандзасарском монастыре и католикосате. Под влиянием истории основания в I веке Армянской Апостольской Церкви проповеднической деятельностью Святых апостолов Фаддея и Варфоломея была в дальнейшем заложена традиция об апостольской проповеди Св. Егиша (Елиша) в Восточных краях Армении (провинции Арцах и Утик Великой Армении) на правобережье Куры, а также в “собственно Алуанке” — на левобережье Куры. В период царствования Трдата III Великого, согласно Агафангелу, Св. Григорий Просветитель, проповедуя христианство в Армении, достиг следующих пределов: на юге — Амид, Мцбин (Нисибин), Кордук, Нор Ширакан, на западе — Сатала, Халтик, на северо-западе — Кларджк, на севере — Аланские ворота, а на востоке — до пределов маскутов и Каспийских, и города Пайтакаран царства Великой Армении.

Дело Св. Григория Просветителя на востоке продолжил его внук Манук (Юный) Григорис, который был проповедником христианской веры и строгим отшельником. Рукоположенный во епископа-патриарха для епархий Арцаха, Утика и Пайтакарана, Григорис, вместе с тем, удерживал в лоне Армянской Апостольской Церкви духовную жизнь “собственно Алуанка” - ”Албании” и Иверии. Таким образом, Армения деятельностью отцов Армянской Апостольской Церкви возымела важное значение в деле христианизации Иверии и “собственно Алуанка”.

Престол епископа-патриарха Григориса находился в монастыре Амарас, основанном Св. Григорием Просветителем. Согласно сведению, сохраненному на карте (1691 г.) Еремии Челепи Кеомюрчяна, Св. Григорий Просветитель утвердил своего внука Юного Григориса патриархом в Гандзасарском монастыре: патриаршья резиденция называлась Сурб Хач (Св. Крест). Св. Григорис продолжал проповедничать в областях к северовостоку от Куры и был жестоко убит на поле Ватнеа близ Каспийского моря по приказу царя маскутов (массагеты — иранское племя) Санесана. Близкие Св. Григориса перенесли его священные мощи и захоронили в церкви Амарас, в армянской провинции Арцах.

Царь маскутов Санесан, называвший себя Аршакидом, претендовал на армянский Аршакидский престол и в 335 г. во главе разношерстного войска вторгся в Армению. В битве при Ошакане армянское войско разгромило войско маскутов. Ваган Аматуни в разгаре битвы убил Санесана, а его голову принес армянскому царю Хосрову Котаку. Как повествует Фавстос Бузанд, таким способом был отомщен Св. Григорис.

Десница и Жезл Св. Григориса являются священными христианскими реликвиями в духовной сокровищнице армянского народа. Десница Св. Григориса первоначально находилась в Амарасе, однако в дальнейшем она была похищена чужеземными завоевателями. Из колофона Католикоса Всех Армян Симеона I Ереванци (Ереванского) (1763—1780) узнаем, что во время опустошительного нашествия Надир-шаха Десницу Св. Григориса нечестивцы забрали с собой в Персию, где и разграбили ее серебро. Впоследствии эта реликвия попала в руки одного благочестивого армянина. Десницу у него взял находившийся в тех краях член братии монастыря Св. Гегард, вардапет (архимандрит) Лункианос, тайно хранивший ее у себя вплоть до времен патриаршества Симеона Ереванци. Когда католикос Гандзасара Ованнес в 1765 г. прибыл в Св.Эчмиадзин, Лункианос втайне показал ему эту реликвию и обещал отдать ему для Гандзасара. Однако католикос Ованнес отказался взять реликвию, боясь гнева Симеона I Ереванци. Лункианос отдал Десницу настоятелю Амараса — вардапету Багдасару, который тайно унес ее. Когда Симеон I узнал об этом, сразу созвал епископский совет и осудил Лункианоса, затем написал строгое письмо Гандзасарскому католикосу Ованнесу, потребовав немедленно вернуть реликвию.

В протоколе Арцахской епархии от 30 апреля 1925 г. верховный вардапет (протоархимандрит) Вртанес, являющийся также настоятелем монастырей Гандзасар и Амарас, в числе других реликвий упоминает и Десницу Св. Григориса. А спустя несколько месяцев власти Баку, наряду с другими реликвиями, похищенными из Арцаха, из Амараса унесли также Десницу Св. Григориса. Жезл Св. Григориса, согласно Степаносу Орбеляну, в 1292 г. по приказу Байту-хана вместе с золотым крестом был доставлен из Амараса и передан византийской принцессе Деспине, которая отправила эти сокровища в Константинополь.

 Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван, 2009