23 ноября 1991 года Азербайджанская Республика упразднила автономию Нагорного Карабаха. Таким образом, Республика Азербайджан нарушила свой собственный закон “О Нагорно-Карабахской Автономной Области” от 16 июня 1981 года (дополненный 22 июля 1982 года, 27 июня 1985 года и 14 апреля 1986 года), в котором указано, что территория Нагорно-Карабахской Автономной Области не может быть изменена без согласия Совета народных депутатов НКАО. Далее, закон ясно определяет, что закон “О Нагорно-Карабахской Автономной Области” должен быть принят Верховным Советом Азербайджанской ССР по предложению Совета народных депутатов НКАО.
Упразднив автономный статус Нагорного Карабаха, Республика Азербайджан также ограничила понятие “автономия”, определенное своим основным законом - Конституцией 1995 года (с изменениями принятыми на референдуме 24 августа 2002 года), требованием “унитарного” склада собственного государства. В настоящее время защита прав человека, и, в частности, отношение государства к собственным подданным, не является исключительно внутренним делом данного государства, но представляет собой вопрос международного значения.
Республика Азербайджан, упразднив статус автономии Нагорного Карабаха без согласия его народа (этнотерриториальной единицы) и закрепив в Конституции 1995 года (с изменениями, принятыми на референдуме 24 августа 2002 года) положение о том, что Азербайджанская Республика не должна уступать свою территорию или ее часть в любой форме кому бы то ни было и, что границы могут определяться только парламентом на основе волеизъявления азербайджанского народа без согласия этнотерриториальных образований, нарушила требования базовых международных норм в вопросах права народов на самоопределение.
Таким образом, Республика Азербайджан нарушила статьи 1, 55 и 73 Устава ООН, признающие основополагающие принципы “равноправия и самоопределения народов”. Это было сделано также в нарушение всего духа Главы XI “Декларации в отношении несамоуправляющихся территорий”.
Право на самоопределение было признано в том числе следующими конвенциями и документами ООН:
- Резолюцией ООН 1514 от 14-го декабря 1960 года;
- Резолюцией ООН 1541 от 15-го декабря 1960 года;
- Международным пактом о гражданских и политических правах от 16-го декабря 1966 года;
- Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16-го декабря 1966 года;
- Декларацией Генеральной ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Объединенных Наций (от 24 октября 1970 года).
- Консультативным мнением Международного Суда (о праве на самоопределение в деле о Западной Сахаре от 3 января 1975 года, в деле о приграничном конфликте между Буркина-Фасо и Мали от 22-го декабря 1986 года, в деле Восточного Тимора от 30 июня 1995 года и в деле о вопросе легитимности односторонней декларации косовской независимости 2008 года от 22 июля 2010 года);
- Основным комментарием №12 Международного пакта о гражданских и политических правах;
- Венской декларацией и программой действий, принятой на Всемирной Конференции по правам человека (от 25 июня 1993 года);
- Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН о “Всеобщей реализации права наций на самоопределение” (от 20 декабря 1993 года);
- Международной Организацией Труда (МОТ) (Конвенции № 107 и 169 (Статья 1(3), 1998 г.);
- Резолюцией ООН 55/85 (от 4-го декабря 2000 года);
- Резолюцией ООН 64/149 о всеобщем осуществлении права народов на самоопределение (от 18 декабря 2009 года).
В частности, на примере Декларации от 24 октября 1970 года Генеральная Ассамблея подчеркнула, что право территориальной целостности имеет преимущество перед правом на самоопределение только в том случае, если в данном государстве есть “правительство, представляющее весь народ, проживающий на данной территории без различия расы, вероисповедания или цвета кожи”.
В случае отделения Квебека от Канады, Верховный Суд Канады постановил, что только государство, чье правительство представляет все народы, проживающие на своей территории, на основе равенства и без дискриминации и уважающее принципы самоопределения в своем внутреннем обустройстве, имеет право на сохранение своей территориальной целостности согласно международному праву. Этнические территориальные единицы в таких странах не имеют права отделяться от государства без согласия правительства данного государства. Однако канадский суд счел, что народ Квебека не был лишен права на демократическое самоуправление и уважения прав народов, и, следовательно, одностороннее отделение от Канады не было бы допустимым согласно международному праву. Таким образом, Верховный Суд Канады в своем вердикте об одностороннем отделении Квебека юридически подтвердил те условия, при которых подобное одностороннее отделение может считаться имеющим законное основание согласно международному праву.
Доводы в пользу отделения становятся сильнее, если сторона, заявляющая претензию, уже де факто добилась независимости (пример Аландских островов). Право народов на самоопределение было также закреплено в Хельсинском Заключительном Акте СБСЕ (от 1 августа 1975 года) и Стамбульской Хартии европейской безопасности (от 19 ноября 1999 года).
Международный Суд (ICJ) в своем консультативном заключении от 22 июля 2010 года в отношении легитимности односторонней косовской независимости 2008 года, постановил, что “принятие декларации о независимости 17 февраля 2008 года не противоречит общим принципам международного права: резолюции СБ ООН 1244 (от 1999 года) или конституционным установкам. Следовательно, принятие подобной декларации не нарушило какого-либо применимого здесь закона международного права”. Таким образом, Суд считает, что международное право не содержит какого-либо релевантного запрета на декларацию о независимости. Консультативное заключение Международного Суда в том числе подчеркивает то, что принцип территориальной целостности, сформулированный в Хельсинкском Заключительном Акте СБСЕ от 1-го августа 1975 года, применим исключительно в сфере отношений между государствами.
Право на самоопределение народа Нагорного Карабаха также признано в рамках переговорного процесса, протекающего под эгидой Минской группы ОБСЕ. В частности, заявления глав делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Министры ИД Российской Федерации, Франции и Соединенных Штатов Америки) от 1 декабря 2009 года (Афины); 6 декабря 2001 года (Вильнюс); 6 декабря 2012 года (Дублин); а также заявления совета министров в Хельсинки (2008 г.), в Афинах (2009 г.) и Астане (2010 .) подтверждают мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта, основываясь на принципах, сформулированных на Хельсинкской конференции (в Заключительном Акте) и элементах, выделенных в совместных заявлениях глав государств-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту, озвученных ими на саммитах Большой Восьмерки в Л’Аквилле (10 июля 2009 года), Мускоке (26 июня 2010 года), Довилле (26 мая 2011 года), и Эннискиллине (18 июня 2013 года), а также на саммите Большой Двадцатки, имевшем место в Лос-Кабосе (19 июня 2012 года), а именно: “неприменения силы и угрозы ее применения, территориальной целостности, равенства прав и права самоопределения народов”.
В современном мире возрастает количество случаев, когда принцип права на самоопределение в том или ином случае применяется конфликтующими сторонами или международным сообществом с целью либо предотвратить назревающий конфликт, либо урегулировать уже разгоревшийся. Только за последние десять лет данный принцип был взят за основу в случаях с Восточным Тимором, Северной Ирландией, Южным Суданом, Сербией и Черногорией, Пуэрто-Рико, Западной Сахарой, Намибией, Эритреей, Фиджи, Буаганвилем, Папуа Новой Гвинеей, Боснией, Косово и т.д.
Самыми последними случаями осуществления права на самоопределение являются:
- Билль, принятый 23 января 2013 года большинством голосов в парламенте Каталонии, заявляющий о праве региона самому решать, имеет ли он право встать на путь обретения собственной государственности в рамках Европейского союза, и устанавливающий срок о проведении в 2014 году референдума о независимости.
- Референдум о политическом статусе Фольклендских/Мальвинских островов, проведенный 10-11 марта 2013 года, целью которого было показать миру, что самоопределение жителей островов может стать предметом любых споров о будущем южно-атлантических островов, и что защита политической свободы островитян – их собственное право определять свое будущее – не только фундаментальный принцип демократии и ведущий принцип ООН, но и принцип, который заслуживает того, чтоб его защищали.
В случае же с Нагорным Карабахом право его жителей на самоопределение было признано законодательными органами следующих стран:
- Законодательные советы четырех американских штатов, а именно – Палата представителей штата Род-Айленд (17 мая 2012 года), Палата представителей штата Массачусетс (6 августа 2012 года), Палата представителей и Сенат штата Мейн (10 апреля 2013 года), Сенат Луизианы (30 мая 2013 года), приняли резолюции, поддерживающие усилия НКР развиваться как свободная и независимая страна и призывающие Президента и Конгресс США признать независимость Нагорно-Карабахской Республики;
- 25-го октября 2012 года Законодательный совет Парламента Нового Уэльса (Австралия) принял резолюцию, признающую Нагорно-Карабахскую Республику и право на самоопределение его армянского населения, которое 20 лет назад заявило о своей независимости от притесняющего его Азербайджана;
- 26 февраля 2013 года группа парламентариев из Сейма Литовской Республики приняла резолюцию, по которой была сформирована группа парламентской дружбы с НКР. В резолюции, в частности, указано, что ввиду того, что Литва и НКР в своей борьбе за независимость всегда поступали в соответствии с международным правом и принципами демократии, и принимая во внимание тот факт, что право на самоопределение является единственной гарантией физической безопасности и национального развития, подчеркивает усилия карабахцев создать свободную и независимую нацию, литовские парламентарии предлагают создать группу парламентской дружбы с Нагорно-Карабахской Республикой;
- 19-го марта 2013 года группа французских политиков, состоящая из членов Национального Собрания и Сената и представляющая самые крупные политические партии Франции, основала лигу дружбы с Нагорно-Карабахской Республикой. В своем специальном заявлении члены этой группы высоко оценили непрекращающиеся усилия народа и руководства НКР, направленные на построение свободного и демократического общества. Они также призвали положить конец политической изоляции Республики и поддержать право народа Карабаха на самоопределение. В довершение всего, французские политики обратились с призывом к своим коллегам присоединиться к своей инициативе;
- 23 апреля 2013 года Совет старейшин округа Фрезно в штате Калифорния принял резолюцию, в которой официально признал Нагорно-Карабахскую Республику и призвал Законодательный совет штата Калифорния, Конгресс и Президента США выразить поддержку самоопределению и демократической независимости НКР, тем самым поспособствовав интеграции Республики в мировое сообщество.
Нагорный Карабах. Правовые аспекты. Шаген Авакян. Ереван 2014