Есаи Хасан-Джалалян вступил на патриарший престол Гандзасарского католикосата в тяжелое для армянского народа время. 7 декабря 1702 года католикос Есаи (1702—1728) направил свое благословение армянам, живущим в России. Вместе с тем, католикос Есаи желал укрепить позиции Гандзасарского престола со стороны Персии, поскольку положение осложнялось ханскими притеснениями, административно удваивая бремя чужеземного ига. Есаи Хасан-Джалалян, обходя ханские власти, прямо отправился в Исфахан и получил от персидского шаха Султан-Хусейна указ, согласно которому в ведении Гандзасарского католикоса находились епархии Карабаха (Арцах), Гандзака, Зарзибила (Кашатах) и Шамахи.
В соответствии с таким статусом, армянская община Ширвана своим духовным центром признавала Гандзасарский католикосат, a католикосом — Есаи. Католикос Есаи занялся также вопросом урегулирования иерархической субординации со Св. Эчмиадзином, когда Католикосом Всех Армян был Нахапет I Эдессаци (1691—1705). Петр I считал необходимым изучить обстановку в Восточном Закавказье и Иране. С этой целью он отправил Ори в Иран — в качестве царского посланника. В 1709 г. Ори вернулся в Шамахи и начал готовиться к поездке в Россию вместе с католикосом Есаи. В Св. Эчмиадзине знали о роли Гандзасара в освободительном движении, а также о тяжелом состоянии, в котором находился монастырь. Католикос Всех Армян Александр I Джугаеци (1706—1714) защитил католикоса Есаи от противопрестольника Нерсеса (1706—1763), а также специальным указом пожаловал Гандзасарскому католикосу Шамахи и Ширван, вместе со своими областями, призывая духовенство и народ этих районов к тому, чтобы все, принесенное в дар Гандзасару, считалось отданным Св. Эчмиадзину.
Деятельность Католикоса Александра I свидетельствует о том, что Первопрестольный Св. Эчмиадзин стремился усилить Гандзасар. Принимая во внимание политические обстоятельства, он признал католикоса Есаи и противопрестольника Нерсеса, чтобы как-то контролировать дела восточных епархий, прекратить раздор и помешать вмешательству чужеземных захватчиков. В результате, католикос Есаи и Нерсес пришли к согласию, что впоследствии дало повод Раффи сказать, что оба католикоса, объединившись с меликами Арцаха, действовали во имя освобождения Родины.
В августе 1711 г. Ори и католикос Есаи прибыли в Астрахань, где спустя несколько дней умер Ори. Католикос Есаи вернулся в Гандзасар. Он убедился в том, что до прибытия помощи извне необходимо на месте объединить собственные вооруженные силы для освободительной борьбы. Свободолюбивый дух умудренного опытом тысячелетий армянского народа был непоколебим. На востоке Армянского нагорья центрами самообороны оставались крепости и естественные укрепления — сгнахи, вооруженные силы которых состояли из вооруженных отрядов армянских меликов. Католикос Есаи Хасан-Джалалян был одним из выдающихся деятелей и вдохновителем армянского освободительного движения XVIII века.
Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван, 2009