На протяжении второй половины ХХ века в Турции имели место три военных переворота (1960, 1971 и 1980 годов), в ходе которых пантюркисты в союзе с исламистами всегда принимали деятельное участие и оказывали определенное давление на западных союзников Анкары. Появление многочисленной турецкой диаспоры в странах Западной Европы (Германии, Голландии, Бельгии, Австрии, Швейцарии, Швеции и др.) в период 1960–1990-х годов способствовало возникновению активной идеологической и структурной экспансии пантюркизма в эти страны с целью создания прочных позиций влияния на диаспору и страны проживания.

На протяжении ряда лет Турция проводит политику, нацеленную на вступление в ЕС и масштабную интеграцию с Европой. Достижения современной турецкой экономики и финансовой системы во многом есть результат многолетнего партнерства Турции со странами Запада (США и ЕС) и ее участия в НАТО. Однако европейская дипломатия Анкары пока что неувенчалась успехом. Турцию по многим причинам ключевые страны ЕС – та же Франция, Германия и Великобритания – не желают видеть в рядах Европейского Союза. В числе таких причин немало политических, экономических, исторических, религиозных и ментальных проблем.

Распад же Советского Союза и появление новых независимых тюркоязычных государств, при условии системного ослабления России, привнес новое оживление во внешней политике Турции и в мировом пантюркистском движении. Исчезновение с политической карты СССР означает, что вновь существует «цепь тюркских государств от Босфора до Бухары». За долгие годы турецко-греческого противостояния Турция смогла лишь оккупировать северную часть Кипра и провозгласить там Турецкую Республику Северный Кипр. Других относительных успехов турецкие радикалы не смогли добиться, в том числе они не стали главной причиной провозглашения независимости пяти тюркоязычных государств постсоветского пространства.

Тем не менее, Турция с 1990-х годов стала проводить активную политику на Кавказе, в Крыму, Центральной Азии и России. Анкара реанимировала и модернизировала идеологию и политику пантюркизма, нацеленную на обеспечение внешнеполитических интересов современной Турции, превращение ее в крупную региональную державу с особой ролью в странах тюркского мира. Пантюркизм, корни которого уходят в период разрушения Османской империи и формирования новой турецкой нации, всегда рассматривается, как мощный и непреходящий политический ресурс во внешней политики Турции, и, независимо от неудач и успехов в этом направлении, доктрина пантюркизма будет реализовываться несмотря ни на что. Пока эта политика Анкары характеризуется «синусоидными» процессами или «волнами», которые возникают под воздействием внутренних и внешних факторов.

В Анкаре поняли, что «штурмовые» способы утверждения позиций Турции в Евразии не работают, и предпочитают последовательное усиление своего политического и экономического присутствия. Ряд политических руководителей Турции (включая президентов, премьер-министров, министров иностранных дел и др.) неоднократно выступали с претенциозными заявлениями о будущей роли Турции в ХХI веке, что это время станет «золотым веком» общетюркской консолидации и интеграции. Наиболее основательно внешнеполитическая концепция неопантюркизма (то есть модернизированного современного пантюркизма) изложена в выступлениях бывшего министра иностранных дел Турции Исмаила Джема.

Так, 19 июня 1997 года в своей программной речи И. Джем заявил, что целью Анкары является превращение Турции в «глобальное государство» в ХХI веке, при этом Турция должна заниматься не выбором между Европой и Азией, а будучи евразийской страной, она может стать «некой моделью» для других государств мира, прежде всего для тюркоязычных республик СНГ. «Глобальное государство, – как заявил министр И. Джем, – это… Турция, которая развивает дружественные отношения с регионами, имеющими с ней общую историю и культуру… Турция, которая станет центром притяжения благодаря своей аккумуляции истории, культурному богатству, демократии, экономике и модернизму».

В сентябре 2007 г. в Анталье состоялся 10-й международный тюркский курултай, в работе которого приняли участие 600 делегатов из Турции, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Монголии, Северного Кипра, мусульманских субъектов России – Татарстана, Чувашии, Тывы, Саха-Якутии, Алтая, Карачаево-Черкесии, тюркских общин государств Восточной и Западной Европы, США, Украины, Молдавии, Ирана, Сирии и ряда других стран.

Турецкие аналитические учреждения, комментируют данную встречу, как попытку реанимировать, утративший популярность проект тюркского единства, выдвинуть план утверждения в мире тюркского политического фактора.

Премьер-министр Турции Т. Эрдоган, на данном курултае заявил следующее: «Я выступаю с инициативой создания Содружества тюркоязычных государств, которое подготовит условия для их экономической интеграции и позволит им выступать на международной арене с единой позиции. История предоставляет нам уникальный шанс для объединения усилий наших стран, имеющих общие культуры и исторические корни. Население региона не может позволить себе такой роскоши – просто сидеть и ждать, наблюдая за событиями на мировой арене... Либо мы станем субъектом мировой политики, либо ее объектом».

Практически тот же Эрдоган повторял политические лозунги своих предшественников 1990-х годов. В частности, того же Тургута Озала, который назвал ХХI век «золотым веком турок», и Сулеймана Демиреля, отмечавший, что «тюркские народы являются великим древом с единым корнем… Мы должны решать все вопросы постепенно, начиная с объединения наших культур, затем перейти к расширению социальных, экономических связей».

Пантюркизм давно перешел рамки секуляристской доктрины и подвергается новизне и модернизации. При этом, под модернизацией или обновлением пантюркизма понимается не только некие новации в геополитических взглядах, а в синтезе этой доктрины и ислама в сочетании с социальными лозунгами, которую достаточно наглядно демонстрирует новая религиозная секта «Нурджулар». Неопантюркизм сегодня пытается учесть ошибки и неудачи прошлых десятилетий и современные особенности международных отношений. Модернизм пантюркизма заключается в том, что Турция стратегически ориентируясь на тюркский мир, пытается возвысить собственный статус региональной державы, воспользоваться слабостью России и изоляционизмом соседнего Ирана для расширения собственного влияния на стратегически важные и богатейшие регионы Кавказа и Центральной Азии.

Неопантюркизм сегодня – это максимум прагматизма для экономики и энергетики Турции, получение доступа к сырьевым ресурсам дружественных Азербайджана и республик Центральной Азии, превращение территории Турции в стратегический транзит по вывозу энергетических ресурсов (нефти и газа) Каспийского бассейна в обход России на Запад. Неопантюркизм сегодня – это многоступенчатая и эшелонированная программа обеспечения системной интеграции Турции и тюркских стран СНГ (в том числе тюркоязычных народов России) в области языка, культуры и образования с опорой на турецкий алфавит, язык, историю, литературу и культуру.

Неопантюркизм сегодня – это активная дипломатическая деятельность Анкары по обеспечению интересов дружественных тюркоязычных стран и народов СНГ в отношениях с Западом, в случае конфликтных ситуаций (например, армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха), содействие исламской консолидации с горцами Северного Кавказа. Неопантюркизм сегодня – это формирование интегрированных общетюркских государственных и негосударственных институтов (типа Тюркского Интерпола или Конференции по сотрудничеству спецслужб тюркских государств, международной пантюркистской организации «Дюньяви боз курт» /Серые волки мира/, Народно-демократической партии Турана и т.д.).

В 1992 году Турция создает при МИДе специальное ведомство – Агентство по сотрудничеству с тюркоязычными государствами (Turk Isbirligi ve Kalkinma Ajansi – TIKA), главной задачей которого выступает поддержание и систематическое развитие разнообразных контактов с тюркскими странами, особенно в сфере культуры и экономики. На рубеже веков Турция с помощью сети государственных и неправительственных организаций проводила активную и наступательную политику на постсоветском пространстве для распространения общетюркского алфавита, обеспечения лингвистической реформы в тюркоязычных странах СНГ и даже в национальных тюркских республиках Российской Федерации (например, в Татарстане, Башкортостане и Чувашии). Современный турецкий язык преподносится как язык межтюркского общения с целью постепенного вытеснения русского языка и культуры в странах СНГ.

В конце 1993 года в Баку на встрече министров просвещения Турции и тюркоязычных республик СНГ была принята 10-летняя программа изучения литературы тюркских народов. Согласно этой программе в учебные планы школ всех ступеней введено обязательное изучение тюркской литературы и истории (родной и общетюркской). Для реализации данной программы планировалась подготовка специалистов-педагогов для стран СНГ в Турции, образование в тюркских странах СНГ и национальных субъектах РФ турецких вузов, лицеев и колледжей.

За прошедшие годы Турция создала ряд учебных заведений в СНГ, в частности Кавказский университет и институт в Баку, университет им. Ходжи Ясави в Алма-Ате (филиалы в Чемкенте и Кентау), университет им. Сулеймана Демиреля в Алма-Ате, анатолийские лицеи в Ташкенте, Навои, Кашгаре, Хорезме, торговые лицеи в Самарканде и Намангане, индустриальный лицей в Андижане, центр по подготовке преподавателей турецкого языка в Ашхабаде, лицеи в Дагестане, Татарстане, Башкортостане, Чувашии, Ростове-на-Дону и т.д.

Расширилась география присутствия турецких СМИ в Закавказье (Азербайджане и Грузии), Крыму, Молдове (Гагаузии), республиках Центральной Азии и России. Со страниц турецкой печати, телевидения и радио делается упор на идею исторического и культурного единства всех тюрок. Особо распространенным турецким СМИ на постсоветском пространстве является газета «Заман» (Время), принадлежащая лидеру организации «Нурджулар» Фетуллаху Гюлену. С 1994 года стали регулярными творческие встречи тюркской молодежи в рамках летних лагерей. Юношеские и молодежные курултаи (съезды) проходили в Крыму и Татарстане, в ходе которых идет активная пропаганда идей пантюркизма и разжигание тюркского национализма.

За прошедшие десятилетия Турция добилась значительных результатов в сфере экономики, энергетики и коммуникаций в связях с тюркоязычными странами СНГ. В частности, при решающем участии Турции с 1994 года начинается проработка и реализация так называемых нефтегазовых каспийских контрактов века. Благодаря партнерству Турции с Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном была реализована программа строительства основного энергетического терминала по маршруту Центральная Азия – Каспийское море – Азербайджан – Грузия – Турция. Введение в строй нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) и газопровода Баку – Тбилиси – Эрзерум (БТЭ) стали новыми вехами на пути энергетической и коммуникационной интеграции Турции, Азербайджана и республик Центральной Азии. Анкара совместно со своими партнерами пытается реализовать новый газовый проект «Набуко» в ущерб интересам России.

Реализация нефтегазовых проектов Каспия с участием Турции и стран Запада (прежде всего Великобритании и США) способствовали во многом разжиганию нового военного конфликта на Северном Кавказе. Фактически чеченский конфликт был спровоцирован в 1994 году после подписания в сентябре того же года в Баку соответствующего договора, предусматривающего вхождение в Азербайджан ведущих западных и турецких нефтяных и газовых компаний. Существовавший тогда основной нефтепровод Баку – Грозный – Новороссийск никак не соответствовал интересам Турции и Запада, война же в Чечне надолго выводила Россию из каспийских проектов. Именно поэтому режим генерала Дудаева получил уверенную и неофициальную поддержку со стороны Турции, Азербайджана и некоторых стран Запада (прежде всего, Великобритании и США).

Турция с 1990-х годов оказывала активную помощь в государственном и военном строительстве новообразованных тюркоязычных стран СНГ. Особое место в этой связи занимали отношения с Азербайджаном с учетом конфликта с Арменией. Турция, будучи членом НАТО, фактически снабжает своих партнеров военной техникой, информацией и образованием по стандартам НАТО. Иными словами, Турция за прошедшие 1990–2000-е годы проводила активную работу по созданию фундаментальной (культурной, языковой, образовательной, социальной, информационной, социальной, экономической, энергетической и политической) базы для последующей интеграции с тюркским миром.

С распадом Советского Союза и образованием пяти новых независимых тюркоязычных государств СНГ (Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана), Турция получила новую возможность для реанимации идеологии и политики пантюркизма. Конечно, тот факт, что Турция и новообразованные тюркоязычные страны СНГ (включая и тюркские национальные субъекты России) объективно тяготеют к сотрудничеству в области экономики и культуры, в этом есть своя закономерность. Такая тенденция объективна и имеет перспективу. Вся проблема в том, что Турция развивает данный вектор своей внешней политики не считаясь с интересами других стран и народов, с попытками нанесения серьезного ущерба интересам, прежде всего, России.

 

Основные угрозы интересам Российской Федерации от идеологии и политики пантюркизма (внешние и внутренние аспекты). Александр Сваранц. Журнал «Регион и мир». 2010, 1.