Процесс появления диаспор определяется обширным диапазоном разных факторов (социальных, региональных, военных, политических и пр.). Возрастание уровня интенсивности миграционных процессов обуславливает актуализацию рассматриваемого феномена. В настоящее время крупные диаспоры поддерживают свою историческую родину (Грецию, Израиль, Армению, Индию, КНР и пр.) при решении экономических и политических вопросов. В политологии диаспорный фактор является объектом особенного внимания, потому что в выработке и практической интеграции решений политического плана возникают разного рода изменения, а в глобальном политическом пространстве появляются прежде не существовавшие международные субъекты. Термин «диаспора» в нынешних реалиях наделяется абсолютно новым, соответствующим текущим условиям смысловым содержанием. В настоящей публикации предпринята попытка осмысления данного научного феномена на примере армянской диаспоры в России.
Дискуссии в научном сообществе о роли диаспорных групп как самостоятельных участников политических процессов отличаются противоречивостью, избыточностью и конкуренцией. Авторитетный немецкий социолог Г. Зиммель в своем эссе «Экскурс о чужаке» 1923 г. произвел теоретическую актуализацию и конкретизацию проблематики, связанной с исследованием диаспоры. Ученый рассматривал чужака не в качестве странника, который «сегодня приходит, а завтра уходит», а в качестве потенциального странника, который «сегодня приходит и завтра остается». По мнению исследователя, чужак находится в определенном окружении, но он не принадлежит ему изначально, благодаря чему в это окружение привносятся принципиально новые качества. Акцент на проблематике социального статуса лиц-«чужаков» дал возможность Г. Зиммелю выделить вопросы, имеющие связь со сложно устроенной диалектикой близости и чуждости в межличностных взаимоотношениях, а также с восприятием «иного» в нынешних реалиях.
В науке используется обширный диапазон подходов к решению рассматриваемых вопросов. Особое внимание привлекает классическая модель диаспор, о которой ведут речь такие специалисты, как Дж. Армстронг, Х. Тололян, А. Ашкенази, У. Сафран и некоторые другие ученые.
Проблематика диаспорального характера актуализировалась в период с 1980-х по 1990-е гг. Это обусловлено распадом Советского Союза, обострением конфликтов на национальной почве и формированием большого количества прежде не существовавших диаспор на постсоветском пространстве. В контексте изысканий с этнополитическим и этнологическим уклоном выделяются характерные для диаспоры признаки, среди которых значится наличие у лиц – их членов – групповой памяти, идентичности и самосознания.
Американский ученый и издатель журнала Diaspora: A Journal of Transnational Studies Х. Тололян говорит о том, что к диаспорам возможно причислить далеко не каждое объединение лиц-мигрантов. Согласно точке зрения данного специалиста, сообщества-диаспоры в обязательном порядке должны соответствовать обширному диапазону признаков-критериев, в частности:
– все лица - члены диаспорного объединения должны находиться по обособленным государствам за пределами собственной митрополии;
– они должны в течение как можно большего количества времени не утрачивать собственной первоначальной идентичности для формирования новой, базирующейся на поддержке различий (в том числе культурных);
– участники диаспоры чувствуют родственную связь с бывшими соотечественниками, которые находятся на территории иных государств и / или остаются в метрополии.
Рассматривая специфические особенности диаспорного объединения с культурно-этнической точки зрения, авторитетный российский этнолог, историк и социальный антрополог академик В.А. Тишков приводит указание на такие черты:
– сохранение и факт существования коллективной памяти мифа / представления о «первоначальной родине»;
– ощущение отчужденности от доминирующего социума, обусловленное наличием лингвистического и культурного барьера, так называемой «ландшафтной ностальгией»;
– ностальгическая и романтическая вера в родину своих предков как в истинный дом, который идеализирован, вне зависимости от надежды туда вернуться;
– идея служения родине, которая далеко.
Основную долю существующей сегодня «традиционной» армянской диаспоры в различных государствах мира составляют выходцы из разных населенных пунктов Западной Армении, предки которых смогли уцелеть при геноциде 1915–1923 гг.
История армян в России началась еще в IX в. За долгие годы жизни здесь они адаптировались к новым условиям, их культура и язык изменились. Иногда адаптация была настолько сильной, что армяне теряли свою этническую идентичность. Многие армяне считают себя частью российского общества. Основная часть армян, которые обосновались на российской территории до периода перестройки, успешно приспособились к социально-экономической и правовой среде.
Роль армянской диаспоры в мировой политике анализируют А.А. Вартумян, О.Б. Леонтьева, Л.Г. Мкртчян и другие ученые. Некоторые исследователи вводят в научный оборот новые термины, вызывающие интерес и неоднозначные оценки, например, «глобальная армянская нация».
Взаимодействию экспертов – представителей различных научных направлений – для междисциплинарного и системного анализа диаспоры армян российского Юга способствуют проводимые на регулярной основе конференции международного и общероссийского уровня в Ростове-на-Дону. В качестве объекта исследования выступала и московская армянская диаспора, состоящая из «армян-мигрантов» и «армян-москвичей». По В.Г. Кардумяну, не каждый армянин обладает армянским самосознанием и памятью о том, что его предки обладали армянским происхождением. И данный фактор особенно присущ именно армянам в России. К диаспорам возможно причислить не каждого находящегося за пределами Армении армянина. Согласно экспертным оценкам, диаспора армян в «глобальной этносетке» включена в топ-10 по численности и в топ-3 по ресурсам и степени влияния. Совокупная численность армян на планете гораздо превышает количество жителей непосредственно в Республике Армения.
На территории различных мировых государств есть состоящие из армян партии с политической ориентацией, созданные еще в начале прошлого столетия. К ним относятся Рамкавар-Азатакан, Гнчак и Дашнакцутюн. Однако на российской территории, согласно действующему законодательству, воспрещается формировать политические партии по этническому признаку. Политическая роль армянской диаспоры, имеющиеся у нее коммуникационные системы и сети трансграничного уровня требуют подробного исследования. Представители диаспорного объединения применяют классические и современные средства связи и коммуникации, включая газеты, радио, ТВ, всемирную сеть «Интернет», электронную почту, мессенджеры и т.д. Данные каналы применяются с целью оперативного обмена экономическими, политическими и культурными ресурсами. За счет решительности и высокого уровня организованности представители диаспоры армян имеют все шансы стать влиятельными субъектами политических процессов в РФ.
В России армянам достаточно объединений по этническому принципу – на уровне землячеств и общинных ценностей – чтобы удовлетворить свои культурные, языковые и образовательные потребности. Армяне, компактно проживающие в определенных местах, активно объединяются и собирают ресурсы для различных проектов и начинаний. Члены диаспоры могут участвовать в политической жизни страны: работать в местных органах власти, государственных структурах и правоохранительных органах. Они развивают научную, творческую деятельность и традиционные виды бизнеса.
Армянские диаспоры в России уже давно сформировались и стали устойчивыми сообществами. В них больше нет только начинающих формироваться групп людей, объединенных по принципу общего места происхождения. Поэтому для изучения армянской диаспоры России можно использовать подходы, которые применяются в разных гуманитарных науках. Чтобы лучше понять армянскую диаспору, важно проанализировать историю ее существования, выделить основные этапы формирования («волны» миграций), изучить разнообразные способы ее социальной самоорганизации, в том числе в советский период, когда официально диаспоры не могли иметь организационных форм. Также необходимо определить статус диаспоры в современном российском обществе в целом и в отдельных регионах России в частности. Кроме того, стоит обратить внимание на самосознание членов диаспоры и их историческую память, которая неразрывно связана с этнической идентичностью.
Армянская диаспора в России – уникальное явление, которое объединяет множество людей с разными религиозными убеждениями и культурными особенностями. Среди армян есть монофизиты, католики, православные, баптисты, протестанты и даже мусульмане (хемшилы). Однако в российском обществе нет условий для работы армянских политических партий («Дашнакцутюн», «Рамкавар», «Гнчах»), которые борются за влияние над диаспорой. Эти партии не могут создать сильные политические и финансовые группы лоббистов, так как у них нет такой структуры, как у западных партий.
Сегодня мы наблюдаем процесс формирования новой локальной субкультуры среди армян. Однако перерастание этого явления в организованную диаспору маловероятно. Это связано с тем, что армяне в России слишком разнообразны и не имеют единой политической или культурной платформы.
А.А. Редин. Народы Кавказа в XVIII–XXI вв.: история, политика, культура. Материалы XI Международного форума историков-кавказоведов, посвященного 100-летию принятия первой союзной Конституции и образования Северо-Кавказского края (г. Ростов-на-Дону, 16–19 октября 2024 г.)