Карабах (Арцах) является неотъемлемой частью исторической Армении. Он был 10-ой провинцией античного армянского царства. В урартских надписях (IX-VII вв. до н.э.) для обозначения региона использовалось название Уртехини. Античные греческие источники называли его Орхистене. После разделения Великой Армении (387 г.) Арцах стал частью восточного армянского царства, которое вскоре после этого попало в подчинение Персии. Арцах продолжал оставаться частью армянской провинции, пребывавшей под персидским господством. В этом же статусе он оставался тогда, когда армянский регион перешел во власть арабов. Арцах был частью армянского царства династии Багратидов (9-11 вв.), затем – частью Закаридской Армении (11-12 вв.). В последующих веках Арцах хоть и пал под натиском многочисленных захватчиков, но продолжал оставаться армянской территорией с элементами автономии.
В середине 18-го века нахлынувшие на север Арцаха турецкие племена положили начало столкновениям с армянским населением края. К концу 18-го века пять армянских княжеских домов Арцаха (Меликства Хамсы) достигли пика своего величия.
После русско-персидской войны (1804-1813 гг.), согласно Гюлистанскому договору (1813 г.), Карабах с прочими северо-восточными областями Армении перешел из-под персидского господства под российское. В 1840 году, в результате проведения административной реформы на Кавказе, которая разделила регион на два административных района, Карабах был включен в Каспийскую область. Следующая административная реформа 1867 года включила Карабах в Елизаветпольскую губернию. На протяжении девятнадцатого века и вплоть до начала Первой мировой войны в данной области царило спокойствие.
Споры вокруг Нагорного Карабаха начинаются в период распада Российской империи, после Октябрьской революции 1917 года. Согласно ленинской доктрине “национальной политики”, за народами, выходящими из состава России, признавалось право на самоопределение, но без какой-либо особой процедуры отделения от России.
В 1918-1920 годах в Нагорном Карабахе законодательная власть осуществлялась Съездами армян Карабаха. Первый съезд был созван 22-го июля 1918 года. Он провозгласил Карабах самостоятельной административной и политической единицей. Съезд также избрал Национальный Совет и сформировал демократическое Правительство, состоящее из семи министров. Цели новоизбранной национальной власти были сформированы в тексте Декларации демократического правительства от 24-го июля 1918 года.
Вскоре после созыва Первого Съезда Правительство Азербайджанской Демократической Республики, поддерживаемое турецкой армией, предприняло попытку подчинить Нагорный Карабах и включить его в свой состав. Однако Вторые и Третьи Съезды армян Карабаха, имевшее место в сентябре 1918 г., отказались подчиняться ультимативным требованиям как турецкого командования, так и Правительства Демократической Республики Азербайджан. 19 февраля 1919 года, Четвертый Съезд армян Карабаха, проходивший в Шуше, решительно отверг ультиматум Азербайджана и выразил протест по поводу назначения Хосрова-бека Султанова генерал-губернатором Нагорного Карабаха с одобрения британского командования.
Решение съезда гласило: “Решительно настаивая на праве народов на самоопределение, армянское население Карабаха уважает право на самоопределение соседнего турецкого народа и на весь мир выражает свой решительный протест в связи с попытками Правительства Азербайджана не считаться с этим принципом в случае с Нагорным Карабахом, притом, что последний никогда не примет верховенства азербайджанских властей”.
В адресованной британскому командованию ноте протеста Съезда армян Карабаха говорится, что Нагорных Карабах никогда не признает власть Правительства Азербайджана на армянской территории Карабаха. Опираясь на тот факт, что британское командование признало за армянским Карабахом статус территории, не находящейся в подчинении у кого-либо, особенно у Азербайджана. Вплоть до Парижской мирной конференции Армянский Национальный Совет Карабаха в качестве единственного приемлемого решения расценивал назначение на пост генерал-губернатора британца, который бы управлял армянским Карабахом. Отказ признавать азербайджанскую власть был подтвержден Пятым Съездом армян Карабаха, созванным 23 апреля 1919 года.
Шестой Съезд армян Карабаха, созванный 28 июня 1919 года, рассмотрев факт оккупации азербайджанскими войсками 5-и приграничных армянских деревень, принял решение начать переговоры с Демократической Республикой Азербайджан на предмет выработки временного соглашения, состоящего из 25 пунктов. На съезде также была сформирована комиссия для политического решения вопроса.
На Седьмом по счету Съезде армян Карабаха, а точнее – во время четвертой его сессии, имевшей место в 15-го августа 1919 года, во избежание вооруженного конфликта было принято решение заключить с Правительством Азербайджана временное соглашение. Соглашение, состоящее из 26-и пунктов, было подписано 22 августа 1919 года. Подписав его, стороны признавали, что карабахская проблема должна быть обсуждена и окончательно решена на Парижской мирной конференции. Тот факт, что Правительство Азербайджанской Демократической Республики заключило соглашение с Седьмым Съездом армян Карабаха, свидетельствует о том, что Карабах рассматривался как вполне определенный юридический субъект.
23 ноября 1919 года в Тбилиси Премьер-министр Республики Армения Александр Хатисян и Премьер-министр Азербайджанской Демократической Республики (далее - АДР) Назим-бек Усубеков, в присутствии Верховного комиссара - полковника американской армии Джеймса Рея, а также Министра иностранных дел и исполняющего обязанности Президента Республики Грузия Евгения Гегечкори, подписали соглашение о том, что “Республика Армения и Республика Азербайджан обязуются решать все спорные вопросы, в том числе вопросы относительно границ, исключительно путем мирных переговоров…”.
Впоследствии, попытки азербайджанского правительства в марте 1920 года решить карабахскую проблему военными средствами привели к формированию карабахского сопротивления. Вскоре после этого военные подразделения Республики Армения пришли на помощь находящемуся в опасности населению Карабаха и полностью освободили его. 23 апреля 1920 года Девятый Съезд армян Карабаха провозгласил Нагорный Карабах неотъемлемой частью Республики Армения.
В заключительном документе, принятом Собранием, в частности говорится:
“1. Временное соглашение, подписанное Седьмым Съездом армян Карабаха и Правительством Азербайджанской Демократической Республики считается нарушенным в результате последующей агрессии азербайджанских сил против мирного армянского населения и массовых убийств населения Шуши и армянских деревень.
2. Нагорный Карабах провозглашается неотъемлемой частью Республики Армения”.
В телеграмме Председателя Съезда армян Карабаха от 9 июня 1920 года, направленной в Москву на имя главы армянской делегации, в частности, говорится, что Девятый Съезд армян Карабаха принял резолюцию, по которой заключенное до того Временное соглашение с АДР было денонсировано вследствие нападения азербайджанских сил на Шуши, и армянскую делегацию просили довести этот факт до сведения Правительства Советской России.
Таким образом, во время первого этапа создания и определения границ трех национальных закавказских республик Нагорный Карабах ни разу не был частью АДР. С мая 1918 до апреля 1920 гг., до того момента, когда Азербайджан был советизирован, Нагорный Карабах считался особой юридической единицей, и все попытки Правительства АДР подмять его под себя, потерпели фиаско.
Что касается позиции международного сообщества в отношении данного вопроса, то необходимо отметить, что АДР 1918-1920 гг. так и не был признан международным сообществом и в частности - Лигой Наций. Лига не только отказалась официально признавать АДР, но даже не приняла к рассмотрению заявку последней на вступление в организацию.
Во время четвертого собрания, имевшего место 1 декабря 1920 г., Пятый Комитет Ассамблеи Лиги Наций, рассмотрев прошение АДР взять на рассмотрение заявку о вступлении, пришел к следующему заключению:
А. Согласно статье 1 Устава Лиги Наций Азербайджан не может считаться “полностью самоуправляемым государством”, поскольку де-юре не признан ни одним из государств-членов Лиги Наций. Более того, было отмечено, что “территория Республики Азербайджан, занимающая площадь в 40.000 квадратных миль, никогда прежде не являлась государством, а всегда входила в состав более крупных образований, таких как Монгольская, Персидская и, начиная с 1813 г., Российская Империи. Названием “Азербайджан”, избранным для новой республики, также является названием сопредельной персидской провинции”. Кроме того, способность Правительства Азербайджана брать на себя международные обязательства и предоставлять требуемые для членства гарантии были подвергнуты сомнению.
Б. Трудно определить точные границы, в пределах которых Правительство Азербайджана осуществляет свои полномочия. По причине пограничных споров с соседними государствами, точное определение нынешних границ Азербайджана не представляется возможным. Положения Устава не позволяют принять Республику Азербайджан в Лигу Наций в нынешних обстоятельствах”.
Решение Четвертого Комитета было принято единогласно: “Комитет, рассмотрев отчет Подкомитета по заявке Республики Азербайджан о принятии в Лигу Наций, выражает свое отрицательное отношение к его принятию и отсылает данный вопрос в Ассамблею”.
10 августа 1920 года Советская Россия и Республика Армения подписали соглашение, по которому “области Карабах, Зангезур и Нахичевань занимаются советскими войсками, но это не должно окончательно предопределять принадлежность этих территории. Разрешение данного вопроса будет закреплено Пактом, подписанным между Арменией и Советской Россией”.
Таким образом, в то время Нагорный Карабах не признавался частью Советского Азербайджана. Аналогично позиции Лиги Наций, позиция Советской России в связи с данным соглашением состояла в том, что она признавала Нагорный Карабах территорией, оспариваемой Советским Азербайджаном и Республикой Армения.
Нагорный Карабах. Правовые аспекты. Шаген Авакян. Ереван 2014