Опустошительные нашествия полчищ кавказских лезгин, хазар и гуннов в 1722 г. достигли Арцаха, где в гаваре Варанда и у Гандзасара армянские силы нанесли сокрушительный удар по врагу. Затем вражеское войско осадило Гандзак, жители которого также оказали упорное сопротивление. На помощь осажденным подоспело войско царя Картли Вахтанга VI, что заставило лезгин обратиться в бегство. Исходя из необходимости сплочения армянских сил против чужеземных завоевателей, Степанос Шаумян из Мегри, ставший инициатором освободительного движения в Капане (в области Сюник), отправился в Вирк (Иверия-Грузия), где набрал двухтысячное войско из армян-переселенцев во главе с Давид-Беком.
В то же самое время католикос Есаи Хасан-Джалалян искал пути освобождения страны от чужеземного ига. 28 мая 1722 г. Католикос Есаи отправился в Тифлис, где должен был участвовать в разработке и реализации плана по отправке армянского войска во главе с Давид Беком обратно в Армению. В июле Давид-Бек прибыл из Иверии в Сюник. Российская империя строила свои отношения с силами, стремившимися освободить Армению и Иверию от чужеземного владычества, исходя из собственных политических и экономических интересов. Грузинское царство также, исходя из своих собственных политических интересов, сотрудничало с армянскими освободительными силами в те периоды, когда необходимо было реализовывать собственные планы. Этим было продиктовано неоднократное появление грузинских войск у Гандзака, в армянской области Утик, последнее из которых имело место по предварительной договоренности с Петром Великим. В это время туда прибыли также армянские силы, возглавляемые католикосом Есаи Хасан-Джалаляном.
Благодаря деятельности Хасан Джалалянов Гандзасар стал духовным и военно-политическим центром пяти меликств — Мелик-Бегларянов Гюлистана (центр — крепость Гюлистан), Мелик-Айказн Есаянов Джраберда (центр — крепость Джраберд), Хасан-Джалалянов Хачена (центр — крепость Хоханаберд и Гандзасар), Мелик Шахназарянов Варанда (центр — Цоватег-Аветараноц и Шош или Караглух сгнах) и Мелик-Еганянов Дизака (центр — Тох и Кирс сгнах). Католикос Есаи из Гандзасара руководил освободительной борьбой армянского народа.
Сведения о “Каспийском походе” Петра I (русская армия 23 августа 1722 г. заняла Дербент и двинулась на юг) и его намерении продолжить поход в направлении Шамахи для объединения с армянскими и грузинскими войсками вызвали большое воодушевление в армянских областях Сюника и Арцаха, и в Восточной Грузии. В то время как Давид-Бек победоносно сражался в Сюнике, царь Вахтанг и католикос Есаи в северо-восточном направлении предпринимали действия, ожидая поход русской армии. Католикос Есаи уверял русское командование, что армяне держат наготове 40 тысяч воинов, а когда увидят милость и обнадеживающие шаги императора России, то их число удвоится. Однако “Каспийский поход” не был продолжен, и Петр I, оставив гарнизон в Дербенте, вернулся в Астрахань. После двухмесячного безрезультатного ожидания Российского императора царь Вахтанг и католикос Есаи ушли со своими войсками.
Таким образом, чаяния армянских национальных деятелей освободить родину при поддержке извне не оправдались, подтверждая истину о том, что этого можно было достичь только полагаясь на собственные силы. Тем не менее, они продолжали надеяться на военное сотрудничество с христианской Россией в деле освобождения родины. В Сюнике и Арцахе продолжалась освободительная борьба. Славу военной доблести приобрели “ширванские молодцы”. Они были армянскими воинами, служившими в Ширване, а затем во главе с Аван юзбаши (сотник) вернулись в Арцах.
В этот период,по требованию католикоса Есаи, вардапет Минас стремился получить от царя приказную грамоту, хотя бы обнадеживающую армян. Указом Петра I от 3 июня 1723 г. армянские купцы брались под имперскую протекцию, получая некоторые привилегии. Петр I обнадеживал, что предрасположен и готов взять под свою защиту армян и освободить их от ига неверных, однако надо было понять, что, прежде всего, необходимо было утвердить русское господство над Каспийским морем, завладеть его окружающей территорией и со всей ответственностью готовиться к походу к армянам. Петр I также советовал держать в тайне сведения, касающиеся ожидаемой от России помощи.
В июне 1723 г. турки захватили Тифлис, сместили с трона Вахтанга, затем напали на Гандзак. В обороне города участвовали также армянские силы, прибывшие из сгнахов. Турки потерпели позорное поражение под стенами Гандзака и отступили. С целью обуздания турецкой агрессии Персия 12 сентября 1723 г. заключила договор с Россией, согласно которому прикаспийские районы перешли к последней. В Сюнике Давид-Бек одержал ряд побед. Благодаря объединению армянских сил стало возможным освобождение Сюника от чужеземных тюркоязычных, а также курдских кочевых племен.
Католикос Есаи и мелики сообщали Петру I, что, хотя враги со всех сторон совершали нашествия, армяне, сражаясь в наиболее укрепленных местах, удерживали родную страну, ожидая прибытия русских войск, тем более, что чувствовалась нехватка оружия. Из Первопрестольного Св. Эчмиадзина пришло письмо (13 марта 1724 г.), адресованное воинству Арцаха, в котором отмечалось, что армяне Еревана и его округи также ждали помощи от русского войска. В то же время, они были обеспокоены тем, что если русское войско не подоспеет, им будет угрожать большая опасность.
Руководство освободительной борьбой Первопрестольный Св. Эчмиадзин осуществлял посредством Гандзасара. Вместе с тем, тайна покровительства освободительной борьбе Святым Престолом была уже раскрыта персидскими и турецкими шпионами. 24 марта 1724 г. посланцы Шаха Тахмаза II, представитель России Иван Карапет и хан Гандзака заключили Гандзакский договор, которым было скреплено объединение антитурецких сил христиан и иноверцев.
Армянские посланники, прибыв в Петербург, в отчаянии говорили, что если император не пожелает отправить войско на помощь армянам, то они просят, чтобы он соизволил взять их под свое покровительство и отдал приказ предоставить им места поселения у Каспийского моря. Однако даже в самых тяжелых условиях католикос Есаи был против политики переселения армян. Более того, его не покидала уверенность в защите родины путем вооруженной борьбы. Заключение Гандзакского договора, тем не менее, не удержало турок от их крайней агрессивности.
Турецкая армия осадила Ереван. 12 июня 1724 г. между Российской и Османской империями был заключен договор о разделе сфер влияния, что имело тяжелые последствия для армянской освободительной борьбы, ибо турки, воспользовавшись ситуацией, в последующие месяцы продолжили нашествие в направлениях Тавриза и Еревана. Героическая оборона Еревана продолжалась три месяца. Летом 1724 г. армянские бойцы Сюника под командованием Давид Бека собственными силами одержали ряд побед над турками в районе Капана. В разгар битвы при Капане двухтысячное войско сгнахов Арцаха во главе с сотником Аваном и Иваном Карапетом пришло на помощь Давид-Беку. Сражающиеся Арцах и Сюник ожидали от Российской империи помощи, которая так и не прибыла.
Армяне сражались, положившись на собственные силы. После смерти Петра I (28 января 1725 г.), католикос Есаи и его соратники с тревогой предупреждали, что если тысячи людей будут выселены с родных мест со своим имуществом, то враг в скором времени нанесет им поражение и возьмет в плен в процессе депортации. В конце февраля 1725 года турецкие полчища вторглись в Арцах и были наголову разгромлены армянами в гаваре Варанда (1-го марта). Двое турецких пашей были убиты, третий взят в плен. Из допроса пленного турецкого паши видно, что уже тогда в противоборстве с Россией и Ираном османские правители, маниакально одержимые человеконенавистнической идеологией пантюркизма, рассматривали Армению и армянский народ как препятствие на пути турецкой экспансии к бассейну Каспийского моря и далее на восток, и планировали уничтожение армян. Разгром турецких полчищ в Арцахе был ответом армянпобедителей на агрессию ярых поборников пантюркизма.
Тем временем силы, возглавляемые Мхитаром Спарапетом, нанесли поражение туркам в Капане, под стенами Галидзора и в Мегри. Персидский шах Тахмаз II, в то же самое время активизировал антитурецкую борьбу и установил добрососедские отношения с армянскими силами Сюника и Арцаха. Однако, ханские войска в битве при Агулисе обратились в бегство. Давид-Бек, дав отпор атакам турок, преследовал ханов, оставивших поле боя. Турки, получив пополнение, вновь атаковали позиции армян. Сотники Аван и Тархан попытались убедить русское командование двинуть прикаспийские войска на Арцах, однако опять тщетно.
1728 г. был годом тяжелых потерь. Раффи пишет, что яд предателя унес жизнь Давид-Бека. В том же году скончался Гандзасарский католикос Есаи. После его кончины Гандзасарским католикосом остался Нерсес. Как пишет Раффи, благодаря свободолюбивому армянскому духу, в Арцахе окрепла состоящая из пяти армянских княжеств административно-политическая единица, называемая “меликства Хамса,” чьи права признал Надир шах. Мелики Арцаха, сражающиеся против турок, дали обет верности сохранять незыблемость своего единства. В 1763 г. Ованнес Хасан-Джалалян стал Гандзасарским католикосом.
Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван, 2009