Одной из важных проблем современного арменоведения является исследование тех этнографических групп и племен, в том числе и их языков и диалектов, которые обитали и обитают на территории исторической Армении и сопредельных стран, находившихся в сфере влияния армянской цивилизации.
Известно, что начиная еще с раннего Средневековья, Армянская апостольская церковь (ААЦ) распространила свое учение в регионах, расположенных восточнее и северо-восточнее Великой Армении. Автохтонные народы и племена уже с того времени оказались в сфере армянской цивилизации. По этой причине существуют многочисленные религиозные, культурные и языковые взаимосвязи между армянами и этими народами. Среди них – так называемые «кавказские таты», которые, наряду с удинами, являются одним из уникальных народов, до последнего времени частично принадлежавших ААЦ по вероисповеданию.
«Татский» язык Кавказа или новоарранский считается одним из новых иранских языков. На нем говорят (и говорили) некоторые этнографические группы, проживающие в горных районах Юго-Восточного Кавказа, а также на сопредельных территориях, а именно, в прибрежных районах Каспийского моря. Основные поселения указанных групп распространяются от города Дербент до Баку, включая также Апшеронский полуостров, а на западе доходят до реки Гeгчай. Данный регион в прошлом входил в состав исторических областей Арран и Ширван. Арраноязычные этнографические группы не имели какого-либо самоназвания, и потому в современной науке, чисто условно, принято их определять термином «тат». Термин татский, соответственно, соединяет в себе комплекс различных диалектов данных этнографических групп.
«Кавказские таты», по своей религиозной принадлежности, делятся на три основные этнографические группы: «таты-мусульмане», «таты-иудеи» и «таты-армяне». (Далее указанные три названия историко-этнографических групп Юго-Восточного Кавказа и их общее название будут в основном приводиться без кавычек, несмотря на то что они являются чисто научными условными терминами.).
При этом среди татов-мусульман есть как сунниты, так и шииты, таты-иудеи проповедуют иудаизм, а таты-армяне являются последователями ААЦ. В научной литературе языковые варианты указанных этнографических групп соответственно называются мусульмано-татский, еврейско-татский и армяно-татский. Наряду с этими тремя языковыми вариантами, можно говорить об одном общем «кавказском татском» языке, который относится к западной ветви иранских языков и который, наряду с тюркским, в начале ХХ в. и в последующий период был одним из двух основных разговорных языков на территории современной Азербайджанской Республики (САР). Учитывая это обстоятельство, кроме условного термина «татский», можно использовать термин «арранский», который более четко отражает историко-географическое расселение «татов» Кавказа.
Термин арранский засвидетельствован в средневековой историографии. Так, например, арабский автор Ибн-Хаукаль (Х в.) сообщает, что обитавший в свое время в провинции Гилян нынешнего Ирана народ гел говорил на языке, который, согласно описанию Ибн-Хаукаля, «отличался и от армянского, и от персидского, и от арранского». По сути, арабским автором здесь упоминаются три основных языка, на которых говорили в регионах, соседствующих Гиляну.
Название арранский, очевидно, восходит к географическому топониму Арран, который является иранской формой назавания страны/области Алуанк (на арм. яз.) или Албания (Αλβανια – в античных источниках). Конечно же нам не известно – являлся арранский, упомянутый Ибн-Хаукалем, кавказским языком или иранским. Вообще повсеместное употребление какого-либо кавказского языка на территории Аррана в Х в. маловероятно, так как уже в последние годы владычества Сасанидов этот край был массово иранизирован.
Необходимо отметить, что до распада Советского Союза среди «армянских татов» («армяно-татов», «татов-армян») уже была укоренена армянская идентичность и, независимо от того, были армяноязычными или нет, они считали себя армянами. Посему вполне логично, что после начала Арцахской (Карабахской) войны, наряду с другими армянами, из Азербайджана были изгнаны также «армяно-таты». Новоарранский является комплексом диалектов, на которых говорила значительная часть населения САР в период, непосредственно предшествующий проникновению в данный регион многочисленных потоков тюркского населения. По сути, арранский язык тогда был главным языком коммуникации (lingua franca) на Юго-Восточном Кавказе, несомненно наряду с персидским.
После завоевания Россией районов южного Кавказа, русские чиновники оставили некоторые описательные труды об этих территориях. Изначально, как правило, в них новоарранский язык называется не «татским», а «татарским». Так, описывая провинции Ширвана, каждый раз отмечается, что их население говорит на «тюркском, смешанном с татарским и персидским». То, что под «татарским» подразумевался не-тюркский и отличный от персидского иранский язык, очевидно по описаниям тех провинций, основная часть населения которых, как мы узнаем из последующих источников, являлась арраноязычной. О жителях этих провинций, например Мушкура, Низавата, Рустова и прочих, упоминается, что они говорили на «тюркском и татарском». В первом томе «Обозрений российских владений за Кавказом» просто отмечается, что районы Ширвана, Шаки и другие регионы в основном были заселены татарами, смешанными с армянами, причем «среди татар существуют конфесиональные и языковые различия. Есть мусульмане-сунниты и шииты, некоторые говорят на тюркском диалекте, а иные – на татском (искаженном фарси)».
Ареал распространения новоарранского языка фактически в основном соответствует области Ширван новых времен, в его широком охвате. Согласно новой историографии Азербайджана, в Ширван входят территории бывшего Аррана (Алуанка), на левом берегу реки Кура, а также районы между Каспийским морем и Кавказским хребтом до Дербента.
В конце ХVIII в., в 1797 г. во время похода военачальника Зубова, после отступления русских войск, тысячи арраноязычных и тюркоязычных армян мигрировали в Россию и поселились в следующих городах Северного Кавказа: Моздок, Кизляр, Петровск (Махачкала), Мачар (Святой Крест или Буденновск), Кура (Касаев Яма или Новая Эдессия), Астрахань, Туапсе, Анапа и т.д. Вследствие вероотступничества и миграций в конце XIX в. на территории САР остались всего лишь три поселения арраноязычных армян: Мадраса (в Шемахинском районе), Килвар (в Дивичинском районе) и Хачмас (в Кубинском районе).
В середине XIX в. С. Джалалянц, дойдя до Хачмаса из села Мола Халил через леса, писал, что «проживают там армяне, домов пятьдесят». Несколько десятилетий спустя во время посещения М. Бархударянца всё население Хачмаса было тюркоязычным. В 1928 г. Борису Миллеру не удается выяснить, существует ли село арраноговорящих армян Хачмас в районе Кубы.
Что касается Килвара, то, по свидетельству М. Бархударянца, в этой деревне в конце XIX в. «армянское» население составляло 420 человек (100 семей), которые говорили на «диалекте лпинов». Вообще, согласно Бархударянцу, от реки Куба до Апшеронского полуострова говорили на том же языке, однако все знали также тюркский. Среди армян Килвара Бархударянц также был вынужден читать свою проповедь на «тюркском». Согласно данным М. Бархударянца, в районах от реки Сумгаит до реки Куба проживали 80 тыс. человек, чьи предки в не очень далеком прошлом имели армянское вероисповедание. В начале XX в. уже 95 % арраноязычного населения Кавказа составляли мусульмане.
В середине XX в. осталось уже только два поселения, говорящих на армяно-арранском языке: село Мадраса в Шемахинском р-не и село Кивлар в Дивичинском р-не. В начале Арцахской войны, в 1988–1989 гг., во время переселения/выселения армянского населения САР, мигрировали также арраноязычные армяне сел Мадраса и Кивлар. Большинство уехали в Россию (в частности, на Северный Кавказ) и на Украину, а часть иммигрировала в Республику Армения и основала село Нор Мадраса или Дпреван в области Арагацотн.
Т.С. Далалян.
Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы III Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 30–31 мая 2018 г.
Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.