Описанный процесс развития дипломатических процессов и взаимоотношений властей Армении и Нагорного Карабаха в июне-августе 1992 года позволяет оценить последовавшие в августе качественные изменения в структуре власти в НКР. Невиданные поражения и территориальные потери, массовые потоки беженцев, артиллерийские обстрелы обозначили состояние полного хаоса в Нагорном Карабахе. Отчаяние от потерь породило массовое неверие к властям. Этому содействовала и внутриполитическая дестабилизация, приведшая к полной парализации деятельности властей НКР.
Полная несостоятельность последних хоть как-то повлиять на стабилизацию ситуации в комплексе с практикой постоянной дискредитации в средствах массовой информации Армении и НКР привели к полному безвластию в Нагорном Карабахе. Как и свойственно подобным ситуациям, доминирующей стала идея о необходимости «твёрдой руки» и централизации власти. Всё больше стали говорить о необходимости создания Госсовета в НКР, предполагающего единую централизованную структуру власти.
Последний вклад в решимость коренным образом изменить структуру власти в НКР привнесли новое наступление азербайджанской армии и массированные авиабомбардировки, а также приведшие к колоссальным потерям и жертвам артиллерийские обстрелы Степанакерта. Несмотря на то, что в середине июля Силы самообороны НКР, остановив продвижение противника, начали контрнаступление в Мартакертском районе и до конца месяца смогли освободить большую часть занятых азербайджанцами сёл, начавшееся 13 августа новое наступление азербайджанской армии заставило отойти карабахские силы уже и с правобережья реки Тер-Тер, оставив сёла Вагуас, Дрмбон, Члдран и др.
На фоне новых потерь усилились авианалёты на Степанакерт. 6 августа стало днём «столпотворения» в Степанакерте, когда в результате массированного артиллерийского обстрела с территории Агдамского района и авиабомбардировки погибло 26 человек. Сильнейшим психологическим шоком оказались сообщения о захвате азербайджанской армией 8 августа села Арцвашен уже на территории Армении.
Стало очевидным, что в условиях чрезвычайного положения структурной реорганизации в системе власти уже не избежать. Доводы в пользу сохранения легитимности властей и демократического имиджа представлялись неубедительными. На таком фоне в НКР произошла трансформация во властных структурах – 25 августа 1992 года был образован Государственный Комитет обороны (ГКО) преимущественно из сторонников президента Армении. Кроме того, с поста командующего был снят А.Тер-Тадевосян, слава которого, потерпев удар после июньской сессии, померкла на фоне поражений в Мартакертском районе.
Хотя ГКО был формально образован решением Президиума Верховного совета НКР, на деле состоялся акт передачи исполнительной власти сторонникам руководства Армении. Изначально ГКО задумывался как высший орган власти в НКР, однако отказ и.о. председателя ВС Г.Петросяна войти в его состав, как показало время, превратил этот новый орган в исполнительную структуру. (В состав правления ГКО вошли лишь два представителя Президиума ВС - Карен Бабурян и Валерий Балаян, председателем стал Роберт Кочарян). Реальная власть оказалась в руках ГКО, однако вплоть до середины 1993 года осуществление внешнеполитических функций находилось в ведении президиума ВС НКР. Создание ГКО имело противоречивое значение для развития государственности в Нагорном Карабахе. Резкая централизация власти позволила осуществить режим военного положения и всеобщий призыв. Одновременно, установившееся полное разделение внешне- и внутриполитической деятельности в НКР и жёсткая конфронтация ГКО с Президиумом ВС почти на год продлили атмосферу отчуждённости в структуре власти.
Данный период становления государственности в Нагорном Карабахе содержит в себе наибольшую противоречивость. Трудно проследить логику полной разделённости власти в НКР, если попытаться разобраться в ней исключительно в рамках НКР. Поскольку этот аспект проблемы очень важен, коротко остановимся на нем. Скорее всего, создавшаяся ситуация разделённости удовлетворяла руководство Армении. Искусственное поощрение подобного разделения функций и атмосферы полного отчуждения лишала НКР способности выработки какого-либо самостоятельного решения без решающего влияния Армении.
В такой ситуации очевидными кажутся две противоречивые тенденции развития взаимоотношений внутри карабахского руководства:
– поиски путей интеграции усилий разделённых ветвей власти и стремление восстановления фактора самостоятельности руководства НКР;
– стремление к усилению монополизации власти каждой из сторон.
Понятно, что в итоге главенствующей идеей, требующей решения в отношении к себе, становилась проблема независимости политики НКР от Армении. Необходимо отметить, что и сторонники руководства Армении, и сторонники АРФД в этом вопросе имели серьёзные точки соприкосновения, стимулирующие интеграционные процессы в руководстве НКР. Дальнейшие события показали, что взаимоотношения руководства Армении с двумя ветвями властей в НКР развивались, как ни странно, в сторону увеличения независимого параметра в действиях карабахцев. Бывшие сторонники властей Армении, конечно, продолжили основные традиции отношения к Армении, сложившиеся с начала 1992 года. Но это не означает, что в некоторых принципиальных вопросах не состоялся пересмотр позиций. Это касается отношения к внутриполитическим процессам в Армении. Как показала практика, с начала 1993 года власти НКР периодически активно вмешивались в ситуацию в Армении в самые её критические моменты.
Проблема структурных изменений имеет и другой важнейший аспект: появление новой роли вооружённых сил во внутренних процессах НКР. В этой связи особый интерес представляет развитие процессов в вооружённых силах. Пожалуй, именно в военной сфере за короткий период произошли наиболее масштабные изменения. Было принято решение о создании Армии обороны НКР. Командующим стал один из активных членов группы сторонников руководства Армении Самвел Бабаян, занимавший до этого пост первого заместителя командующего. Бывший командующий А.Тер-Тадевосян некоторое время работал советником при штабе вооружённых сил, а затем уехал в Армению.
Происшедшие трансформации резко изменили структуру общества в НКР. Соответственно, изменились и условия политической деятельности. С этого времени вся жизнедеятельность в Нагорном Карабахе осуществлялась через призму деятельности армии. Как и в большинстве стран, ставших на путь вооруженной освободительной борьбы, на длительный период в НКР, с той или иной степенью адекватности, начали действовать важнейшие формулы общественной жизни:
– армия – единственная действующая структура в обществе;
– армия – руководитель и содержатель общества;
– отсутствие идеи гражданского общества и гражданского бюджета;
– оттеснение общества от Движения и верхушечная политика.
Подобная ситуация не оставляла политической ниши для деятельности какой-либо иной национальной структуры, в том числе, партийной. Уход АРФД с политической арены в НКР был предопределён уже описанными трансформациями в карабахском обществе, а последовавшие события стали лишь закономерным результатом этой ситуации.
Манвел Саркисян. Нагорный Карабах: война и политика (1990-1993 гг.), АЦСНИ, Ереван, 2010 г.