Общие культурные ценности и политические идеалы в русско-армянском культурном взаимодействии

Общие культурные ценности и политические идеалы в русско-армянском культурном взаимодействии

В процессах культурного взаимодействия решающее значение имеет изменение областей деятельности, ценностей, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей.

Как известно, идеалы и ценности во многом обусловлены особенностями той или иной национальной культуры и культурной эпохи. При этом очень важно, что же именно подразумевается под ценностями и идеалами, и какое место отводится им в культуре общества. Реализация ценностей культуры и идеалов обнаруживают себя по-разному на разных этапах, в разных сферах человеческой жизнедеятельности. Каждое общество вырабатывает определенную систему ценностей. Она включает общечеловеческий компонент и вместе с тем обладает своеобразием, неповторимостью, отличающей одну культуру от другой.

Современная историография берет во внимание ментальность, которая определяется в том числе теми ценностями, идеалами и даже стереотипами, которые доминируют в том или ином обществе, у того или иного народа. Все чаяния, лишения и сложности исторического пути армянского народа находили сочувствие и понимание у большинства русских. Поэтому не только последовательная политика России в отношении армян стала основанием взаимодействия двух народов, но и чувства сострадания и сопереживания, исходящие от русских. Являясь более крупным по численности, русскоязычное население оказывало большее влияние на процессы взаимодействия, хотя вклад армян во взаимодействие никоим образом нельзя недооценить.

Благородные идеалы и высокие нравственные ценности декабристов, понимание значения их революционного подвига формировали духовные ориентиры эпохи.

Декабристы составляют целую эпоху не только в революционном движении в России, но и в истории общественной мысли и русской культуры вообще. Влияние декабристов на все стороны общественно-политической и культурной жизни не только их времени, но и последующей эпохи было исключительно велико.

Многие мыслители (Н. Я. Данилевский, Л. Н. Гумилев и др.) обращают внимание на особую значимость того фактора, что русская цивилизация имела изначально многонациональную платформу, и поиск какого-либо одного этнического начала лишен морального основания. В состав русского этноса вошли исторически многообразные, соседствующие со славянами народности.

Совершенно очевидно, что национальная специфика России создается не на основе какого-либо одного этнического элемента, а по цивилизационному принципу, т. е. разнообразные нации со своими религиозными представлениями и специфичной культурой объединяются единым цивилизационным типом.

Вероятно, вследствие этих исторических особенностей русские как нация обладают невыразительной этнической нетерпимостью. Они достаточно легко «пропускают» в свою среду инородные вливания, благодаря тому, что, выражаясь словами К.С. Аксакова, в его природе отсутствуют такие черты, как национальный эгоизм и национальная исключительность. Его мнение дополняет В.С. Соловьев, утверждая, что русские способны и должны любить людей всех народностей как людей своей собственной, ибо не существует человека вне народности. Объединение же народов России в единую нацию, выражаясь словами Ф.М. Достоевского, происходит по принципу «русскости», под которым мыслитель понимает особое глубокое чувство родственности и сопричастности, некую межнациональную черту людей, объединенных общей исторической судьбой, любящих свой народ и свою страну.

Немаловажную роль в становлении отношений русского народа к другим народам сыграло православие. Воздействие православия на цивилизацию и культуру состояло в том, что оно стало именно национально-русским вероучением, в идеологическом смысле противоречащим западному католическому миру. Церковь с самого начала выступала в роли государственного учреждения. Так, Н.Я. Данилевский замечает, что различие в вероисповедании ведет к различию между российским и романо-германским принципом организации государства, который состоит в том, что государства романо-германской цивилизации объявили себя свободными от церкви, провозгласив лозунг «Свободная церковь в свободном государстве», т.е. «перестали быть христианскими».

Православная соборность выработала новый тип мировоззрения, основанный на преобладании моральных приоритетов над материальными. Принцип так называемого русского «нестяжательства», безусловно, повлиял на характер хозяйствования, основными чертами которого стало отношение к собственности как к функции труда.

Декабризм – сложное явление русской истории, сыгравшее большую роль в политической, общественной, научной, культурной жизни страны.

Укрепление государственных границ освобожденной России для декабристов было одним из решающих условий сохранения революционных побед. Кавказ занимал важное место и в общественно-политической деятельности декабристов. В «Русской правде» содержались рекомендации Временному верховному правлению о необходимости завоевания Кавказа и стремлении сделать его мирным краем.

Под влиянием декабристов в обществе распространялись идеи протеста против деспотизма, неограниченной самодержавной власти, о ценности человеческой личности, о роли общества в раскрытии ее духовного потенциала. Идея свободы человека все больше занимает умы прогрессивных людей того времени. Особую роль декабристы отводили воспитанию в молодежи национального самосознания, любви к своей стране, чувства долга перед ней и желания служить на ее пользу, уважения к родному языку и литературе.

Известно, что в русско-персидской войне в судьбах армянского народа активное участие приняли 2800 рядовых и 70 видных участников восстания декабристов 1825 г. Сосланные на Кавказ, они проявляли сердечное отношение к армянам и вместе с ними воодушевленно боролись против захватчиков. Деятельность декабристов на Кавказе вошла в историю отечества. Особо отмечается роль таких выдающихся деятелей, как А.С. Грибоедов, Е.Е. Лачинов, М.П. Пущин, Н.Н. Депрерадович, А.С. Гангеблов, Н.Н.Семичев, В.Г.Вишневский, А. Бестужева и др.

Взгляды декабристов, их проекты внешнеполитических планов нашли свое дальнейшее расширение и углубление в деятельности талантливого художника слова А.С. Грибоедова, проявившего себя как выдающегося государственного деятеля на посту полномочного посланника в Персии. Жизнь и деятельность на Кавказе – одна из важнейших сторон биографии А.С. Грибоедова.

В 1826 г., после освобождения из-под ареста по делу декабристов, А.С. Грибоедов возвратился к месту службы на Кавказ в то время, когда по высочайшей воле была предрешена отставка генерала А.П. Ермолова. Командование Кавказским корпусом перешло к любимцу нового царя И.Ф. Паскевичу. В ту пору, когда из военной и гражданской администрации Кавказа выживались все ермоловские любимцы, Грибоедов, бывший в числе первых из них, не только уцелел, но и вскоре стал фигурой чрезвычайно влиятельной.

В 2008 г. отмечалось 180-летие Туркманчайского договора и 180-летие со дня первой постановки грибоедовской комедии «Горе от ума» в Эриванской крепости. Открывая в Ереване в 2009 г. приуроченные к этим датам первые «Грибоедовские чтения», ректор ЕГЛУ им. В. Брюсова Сурен Золян подчеркнул, что большим упущением было то, что они не проводились раньше, что личность А.С. Грибоедова, его дела достойны того, чтобы мы снова и снова обращались к его наследию.

Забота о положении армян была важнейшей составной частью дипломатической деятельности А.С. Грибоедова. Он был одним из авторов текста Туркманчайского договора, по его настоянию в этот документ был внесён специальный пункт, по которому армянам разрешалось покинуть Персию и возвратиться на свою историческую родину. Возвращение десятков тысяч армян положило начало процессу национального и культурного возрождения Восточной Армении и стало одним из важнейших факторов, способствовавших этническому выживанию армянского народа.

А.С. Грибоедов был совершенно уверен в том, что российская политика по отношению к Персии и Турции должна опираться не только на военные победы, но и на успешное социально-экономическое развитие новых кавказских провинций.

Благодаря усилиям А.С. Грибоедова, началось всестороннее описание Кавказа, повсеместное строительство начальных школ, ремесленных училищ и гимназий, начали выходить периодические издания на языках народов Кавказа и на русском языке.

В отличие от царских генералов и чиновников, декабристы тепло и дружелюбно относились к армянскому народу. Русским революционерам была близка и понятна идея освобождения порабощенных народов: они с особым воодушевлением сражались против персидских и турецких тиранов-угнетателей. Приняв участие в русско-персидской войне 1826-1828 гг., декабристы тем самым внесли свой вклад в дело освобождения армянского народа от ханского ига.

Назначенный в феврале 1828 г. помощником начальника Ереванской крепости декабрист А.С. Гангеблов свидетельствует в воспоминаниях: «И еще одним событием ознаменовался тот далекий 1827 год. В освобожденном Ереване впервые была осуществлена постановка гениального произведения А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Причем в присутствии автора». Известно, что прошение Грибоедова на постановку пьесы в театрах России не было удовлетворено, поскольку в ней усмотрели «пасквиль на Москву». Иная ситуация сложилась на новоприсоединенных территориях Армении.

Любопытно, что идея пьесы зародилась на Кавказе. Интересное свидетельство об этом содержат записки армянского военного деятеля Д.О. Бебутова. В 1819 г. молодой штабс-капитан познакомился в Моздоке с А.С. Грибоедовым. Возникшая взаимная симпатия позволила Грибоедову поделиться своими творческими замыслами. Многие современники отмечают присутствие Грибоедова на первой постановке комедии. Сведение об этом содержится в «Истории Эриванского полка», опубликованной в газете «Тифлисские ведомости» за 1832 г. Интересное воспоминание помещено на страницах журнала «Русская старина» Д. Зубарева, участника правительственного описания Закавказья, исполнившего роль Чацкого в Тифлисе: «Я, было, забыл сказать, что комедия "Горе от ума" была играна в 1827 г., в присутствии автора в крепости Эривань, в одной из комнат дворца сардарского». Исполнители пьесы предложили знаменитому автору оценить качество воплощения произведения, «что заметит он удачного и неудачного в исполнении». Предложение было принято, «и он обязательно выражал свои мнения».

Деятельность кружка театралов носила постоянный характер. Постановка «Горя от ума» сопровождалась расширением репертуара, совершенствованием оформления, повышением исполнительского уровня. В «Исповеди» декабриста Е.Е. Лачинова 7 февраля 1828 г. отмечено: «Театр наш час от часу улучшается: подбавляются декорации, заводится гардероб; а что касается до актеров, то московские любители театра не раз бы прокричали ура, если б имели таких». Историческую канву обеспечили труды М. Хоренаци «История Армении» и Ш. Джрпета «Любопытные извлечения из древней истории об Азии». Пьеса отразила знакомство А.С. Грибоедова с духовными ценностями армянского народа.

В произведении А.С.Пушкина «Путешествие в Арзрум» об армянах упоминается часто. Пушкин писал, что в Тифлисе главную часть народонаселения составляли армяне: в 1825 году было их здесь до 2500 семейств. Во время войн число их еще умножилось.

Е.Е. Лачинов в апреле 1826 г. принял участие в осаде крепости Сардарабад. Он отличался храбростью и отвагой, за что и был произведен в унтер-офицеры. В военных действиях в районе Еревана, Сардарабада и Эчмиадзина участвовал и М.И. Пущин, младший брат декабриста И.И. Пущина. Участник этой войны А.С. Гангеблов писал о действиях М.И. Пущина при взятии Еревана: «В этих боях проявил исключительную храбрость. Велики заслуги Пущина, особенно при взятии крепости Эривань, однако он был отмечен лишь тем, что его произвели в унтер-офицеры».

О большом интересе А. Бестужева к судьбе армянского народа свидетельствуют его письма, полные искреннего сочувствия к горькой участи армян. Так, в письме Бестужева от 20 августа 1830 г., адресованном братьям, мы читаем: «Я бродил потом по развалинам царства Армянского, я видел печальную страну, завоеванную Персией...».

А. Бестужев-Марлинский критиковал книгу С. Глинки «Описание переселения армян аддербиджанских в пределы России» за то, что он избегал подробного описания всех бедствий армян.

Декабрист А.И. Одоевский посвятил Кавказу 13 стихотворений. В них с помощью художественных образов передалась скорбь о страданиях человека.

С присоединением Восточной Армении к России был «скреплен и утвержден печатью душевною первый священный союз армян с сынами России, армяне и себя и все свое обрекли к содействию в успехах русского оружия». Именно поэтому жители Армении окружили любовью и заботой русских солдат: «Дни и ночи сливались для них в одно нежное и заботливое смотрение за больными. Многим из русских воинов возвратили они и здоровье, и жизнь. Благодарность есть животворная память сердец чувствительных».

Зов многострадального армянского народа можно выразить словами великого армянского просветителя Х. Абовяна: «Восстаньте, храбрые потомки Гайка, возьмите оружие и доспехи, благородные сыны Армении, ударьте, уничтожьте полчища врагов наших, душа в душу, плечом к плечу. Да сокрушится поверженный зверь. Могучая рука Руси да будет неизменным вашим устремлением. С Волгою, старшей сестрой моей, я и сестра моя Ерасх сольемся в поцелуе волны Каспия. Смешаем в лоне единой матери: она свою доброту, я свое непокорство. Возлюбленной сестре моей, Волге, отнесу я и передам благопожелания моего родного Севана, отеческий привет моего святого Масиса и вам принесу ее привет с радостною вестью». Великий мыслитель пророчески высказывал: «…Откройте чело, ликуйте непрестанно: сладостная сестра моя Волга, всегда отныне будет заботиться о вас. Я всю свою приязнь высказал ей, она всю сладость свою даст вам, сыны мои. Эта нерасторжимая связь, эта святая любовь останется между нами вековечно… Любовь и мир всем народам и племенам даруют благоденствия».

С завершением русско-персидских и русско-турецких войн и заключением Туркманчайского и Адрианопольского договоров Восточная Армения вошла в состав России, в результате чего около десятки тысяч армян переселились на армянские земли, оказавшиеся в пределах Российской империи. Восточная Армения избавилась от векового чужеземного ига и бесконечных погромов. Армянский народ спасся от физического уничтожения. Более того, создались условия для его консолидации, экономического и культурного развития. Благотворно влияла русская общественно-демократическая мысль на все области жизни армянского народа. Присоединение Восточной Армении к России было поистине историческим событием в жизни армянского народа.

Участие декабристов в истории армянского народа способствовало расширению взгляда на пути дальнейшего его развития.

Исходя из своих представлений на цели и задачи политики России на Кавказе, декабристы критиковали военно-феодальные методы национально-колониальной политики царизма и противопоставляли им свои идеи освоения Кавказа, развития тесных связей с коренными народами.

Русско-армянское культурное взаимодействие – крупномасштабное по длительности явление, которое формировалось на основе глубоких уровней в структуре культурной активности, ценностных ориентаций практически всех социальных групп как армянского, так и российского населения. Идеи свободы, национального самосознания и самобытности, уважение к родному языку и литературе роднили передовую часть русского и армянского народов.

Л.В. Ванян, Ставрополь, Россия

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ.  Материалы международной научно-практической конференции 19-20 апреля 2012 г. город Пятигорск

Top