Общие культурные ценности и политические идеалы в русско-армянском культурном взаимодействии

Общие культурные ценности и политические идеалы в русско-армянском культурном взаимодействии

В процессах культурного взаимодействия решающее значение имеет изменение областей деятельности, ценностей, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей.

Как известно, идеалы и ценности во многом обусловлены особенностями той или иной национальной культуры и культурной эпохи. При этом очень важно, что же именно подразумевается под ценностями и идеалами, и какое место отводится им в культуре общества. Реализация ценностей культуры и идеалов обнаруживают себя по-разному на разных этапах, в разных сферах человеческой жизнедеятельности. Каждое общество вырабатывает определенную систему ценностей. Она включает общечеловеческий компонент и вместе с тем обладает своеобразием, неповторимостью, отличающей одну культуру от другой.

Современная историография берет во внимание ментальность, которая определяется в том числе теми ценностями, идеалами и даже стереотипами, которые доминируют в том или ином обществе, у того или иного народа. Все чаяния, лишения и сложности исторического пути армянского народа находили сочувствие и понимание у большинства русских. Поэтому не только последовательная политика России в отношении армян стала основанием взаимодействия двух народов, но и чувства сострадания и сопереживания, исходящие от русских. Являясь более крупным по численности, русскоязычное население оказывало большее влияние на процессы взаимодействия, хотя вклад армян во взаимодействие никоим образом нельзя недооценить.

Благородные идеалы и высокие нравственные ценности декабристов, понимание значения их революционного подвига формировали духовные ориентиры эпохи.

Декабристы составляют целую эпоху не только в революционном движении в России, но и в истории общественной мысли и русской культуры вообще. Влияние декабристов на все стороны общественно-политической и культурной жизни не только их времени, но и последующей эпохи было исключительно велико.

Многие мыслители (Н. Я. Данилевский, Л. Н. Гумилев и др.) обращают внимание на особую значимость того фактора, что русская цивилизация имела изначально многонациональную платформу, и поиск какого-либо одного этнического начала лишен морального основания. В состав русского этноса вошли исторически многообразные, соседствующие со славянами народности.

Совершенно очевидно, что национальная специфика России создается не на основе какого-либо одного этнического элемента, а по цивилизационному принципу, т. е. разнообразные нации со своими религиозными представлениями и специфичной культурой объединяются единым цивилизационным типом.

Вероятно, вследствие этих исторических особенностей русские как нация обладают невыразительной этнической нетерпимостью. Они достаточно легко «пропускают» в свою среду инородные вливания, благодаря тому, что, выражаясь словами К.С. Аксакова, в его природе отсутствуют такие черты, как национальный эгоизм и национальная исключительность. Его мнение дополняет В.С. Соловьев, утверждая, что русские способны и должны любить людей всех народностей как людей своей собственной, ибо не существует человека вне народности. Объединение же народов России в единую нацию, выражаясь словами Ф.М. Достоевского, происходит по принципу «русскости», под которым мыслитель понимает особое глубокое чувство родственности и сопричастности, некую межнациональную черту людей, объединенных общей исторической судьбой, любящих свой народ и свою страну.

Немаловажную роль в становлении отношений русского народа к другим народам сыграло православие. Воздействие православия на цивилизацию и культуру состояло в том, что оно стало именно национально-русским вероучением, в идеологическом смысле противоречащим западному католическому миру. Церковь с самого начала выступала в роли государственного учреждения. Так, Н.Я. Данилевский замечает, что различие в вероисповедании ведет к различию между российским и романо-германским принципом организации государства, который состоит в том, что государства романо-германской цивилизации объявили себя свободными от церкви, провозгласив лозунг «Свободная церковь в свободном государстве», т.е. «перестали быть христианскими».

Православная соборность выработала новый тип мировоззрения, основанный на преобладании моральных приоритетов над материальными. Принцип так называемого русского «нестяжательства», безусловно, повлиял на характер хозяйствования, основными чертами которого стало отношение к собственности как к функции труда.

Декабризм – сложное явление русской истории, сыгравшее большую роль в политической, общественной, научной, культурной жизни страны.

У