21 сентября 1991 г. в результате референдума, проведенного на территории республики по вопросу, связанному с суверенизацией и с выходом из состава СССР, 2 млн 43 тыс. чел. (или 94,39 % имеющих право голоса) сказали «да» независимости. На основании результатов референдума 23 сентября 1991 г. Верховный совет республики провозгласил Армению независимым государством. Таким образом, после 70-летнего перерыва независимость Армении была вновь восстановлена. До этого, после августовских событий 1991 г., по приказу президента РСФСР Б. Ельцина деятельность КПСС на территории России была запрещена. Свою деятельность приостановила также КПА. Новая независимая республика стала находить международное признание с конца 1991 г.
На международное положение Армении влияли взаимоотношения с Российской Федерацией. После развала СССР внешняя политика Республики Армения продолжала строиться на подходах, сформировавшихся еще при взаимоотношениях с Россией. Как в двусторонних, так и в многосторонних взаимоотношениях между странами практически не было задач, которые не решались в результате взаимного согласия. С Россией Республика Армения была в состоянии многостороннего взаимного сотрудничества, в том числе в военной отрасли (оборона), экономике и т.д.
Армения на Южном Кавказе является для России надежным союзником. Для такого взаимного сотрудничества крепкой основой являются взаимовыгодные отношения между обоими государствами, в том числе в военно-политической, экономической, научной, культурной и других отраслях. Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Армения были утверждены 3 апреля 1992 г. С этого момента начинается продуктивное сотрудничество между двумя странами. С целью приобретения дополнительных гарантий национальной безопасности Республика Армения приняла участие в подписанном в Ташкенте договоре коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., участниками которого, кроме РФ, являются Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан.
Развитие армяно-российских отношений имеет многовековую историю и основывается на интересах двух дружественных народов. Не секрет, что в своей внешней политике Армения реализует идеологию многополярного мира и стремится к балансу как с Европейским союзом, так и с Евразийским регионом. Доказательство тому – интеграционные процессы в Армении. В XXI в. эти процессы привели к вступлению Армении в Евразийский экономический союз, который, по сути, является новой платформой для армяно-российских отношений.
Евразийский экономический союз – международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. 29 мая 2014 г. президенты Казахстана, Белоруссии и России подписали Договор об Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу с 1 января 2015 г. Соглашение о присоединении к Договору ЕАЭС было подписано Республикой Армения 10 октября 2014 г., оно вступило в силу в 2 января 2015 г.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Государствами – членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств – членов Союза.
Главным торгово-экономическим партнером Армении продолжает оставаться Россия. Именно Россия в последние годы удерживает позиции крупнейшего зарубежного инвестора в энергетический, банковский, металлургический, строительный секторы армянской экономики. В собственности или управлении у российских компаний находится ряд стратегически важных объектов топливно-энергетического комплекса, начиная от Армянской АЭС и теперь уже компании «Газпром-Армения» и заканчивая «Электрическими сетями Армении», Разданской ТЭС, Севано-Разданским каскадом ГЭС, газо-и энергораспределительными сетями республики.
Присоединение Армении к Евразийскому экономическому союзу открыло значительные перспективы для экономики и деловой среды страны, а также роста объемов экспорта. Членство в ЕАЭС значительно сократило время транспортировки товаров и упростило режимы экономического сотрудничества. Евразийская интеграция, которая является динамичным процессом, дает Армении возможность задуматься о новом плане индустриализации, разработать новые экономические программы и защитить их среди членов
ЕАЭС. Армяно-российские торгово-экономические отношения получили новый импульс в рамках ЕАЭС. Как пример отметим, что в Армении, которая имеет лучшие показатели роста среди стран ЕАЭС, индекс экономической активности вырос на 7,2 %. Внутренний валовой продукт увеличился на 5,7 %. Это лучшие показатели среди стран Союза.
Следует использовать возможности для значительного роста экспорта и в другие страны ЕАЭС. В Евросоюз Армения экспортирует главным образом сырье. Повышению уровня конкурентоспособности страны способствовали:
– подписание соглашения с ЕАЭС о снятии таможенных пошлин;
– упрощение всех процедур – от оформления и получения лицензий на экспорт до таможенного оформления;
– стабилизация курса российского рубля, за 2016–2017 гг. рубль укрепился на 22,5 %, соответственно настолько же повысилась валютная выручка экспортеров в Россию;
– снижение цен на газ. Армения газ получает по цене 150 долл. США за 1000 м3, притом что цена за газ в регионе составляет 180–190 долл. С учетом того, что Армения потребляет примерно 2 млрд м3 газа в год, эффект составляет 70 млн долл. При подписании Договора о ЕЭАС цена на газ составляла примерно 400 долл. за 1000 м3, а для Армении цена снизилась с 270 до 189 долл.
В дополнение ко всему этому мы должны подчеркнуть, что Армения, являясь членом ЕАЭС, благодаря своему географическому положению может стать уникальным экономическим мостом между Европой и Азией. Позиционные преимущества Армении позволяют соседнему Ирану связаться с более чем 180 миллионами евразийских рынков, а России – связаться с Ираном. На самом деле Армения может превратиться в транзитную зону между всей зоной ЕАЭС и Ираном.
М. Геворкян.
Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы III Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 30–31 мая 2018 г.
Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.