Активная торговая деятельность требовала широких контактов с армянскими колониями Европы и Азии. Лазаревы вели переписку и были хорошо осведомлены о состоянии дел в армянских общинах России. Используя свои связи при дворе, часто выступали в роли хо­датаев, представителей интересов своих соотечественников перед разными ветвями государственной власти.

Убеждённые сторонники русской ориентации, национально-осво­бодительной борьбы, они предпринимали активные действия как для освобождения армянского народа, так и для продвижения интере­сов России в Закавказье. Поэтому в истории общественной и госу­дарственной деятельности Лазаревых, рассматриваемой в контексте русско-армянских отношений, особенно важен период, связанный с процессом присоединения Восточной Армении к России в 1801−1828 гг. В это время деятельность Лазаревых была направлена на станов­ление и обустройство Восточной Армении в составе Российской им­перии. В записке «К существенной пользе Империи и ко благу ново покорённых областей», направленной Х.Е. Лазаревым в 1828 г. импе­ратору Николаю I, он излагал своё видение того, как можно бы было наладить управление Армянской областью.

Представители рода Лазаревых участвовали в переселениях армян. И.Л. Лазарев заселил южный край России персидскими и турецкими армянами. Х.Е. Лазарев содействовал переселению из европейской Турции: Булгарии, Валахии, Молдавии армян в Бессарабию и Новороссийский край. Л.Е. Лазарев, состоящий на службе у генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича, был одним из руководителей переселения армян после русско-иранской войны 1826–1828 гг.

Для управления вошедшими в состав Российской империи терри­ториями Закавказья требовались чиновники, хорошо знавшие языки и обычаи местных народов. В этом контексте возникший в первой четверти XIX в. в Москве Лазаревский институт восточных языков не мог остаться вне поля зрения правительства, которое при форми­ровании азиатского направления внешней политики осознавало по­требность в подготовке профессиональных переводчиков. Лазаревы «задались целью подготовить кадры образованных граждан не только для многочисленных армянских общин России, но и для будущей сво­бодной Армении».

Основание Института восточных языков в Москве было, по- видимому, самым главным, что сделали Лазаревы в России в обла­сти образования, науки, культуры, дальнейшего укрепления дружбы и взаимопонимания русского и армянского народов. Лазаревы рас­сматривали институт как центральное учебное заведение армян Рос­сии, перед которым стояла задача формирования «новой армянской элиты в рамках элиты Российской империи, которая могла бы стать своего рода посредником в отношениях России с народами и государ­ствами Востока».

Войны России с Персией и Турцией в первой трети XIX в. укрепили надежды армянской элиты на возрождение Армянского государства под протекторатом Российской империи. С этим периодом связана попытка реализации широкой армянской национальной просвети­тельской программы, направленной на знакомство российской обще­ственности с историей и культурой армянского народа.

С начала XIX в. в Москве и Санкт-Петербурге публикуются книги по истории Армении: в 1809 г. вышел в свет сделанный О. Иоанни­сяном русский перевод «Истории Армении» М. Хоренаци; в 1811 г. книга Г. Хубова «Описание достопамятных происшествий в Армении с 1778 по 1809 г.»; в 1816 г. с французского на русский язык пере­ведена книга Ш. Джрпета «Любопытные извлечения из древней исто­рии об Азии».

Проявляя свою лояльность существующей власти, Лазаревы были последовательными сторонниками официального консервативно-мо­нархического направления. Их общественно-политическая и гумани­тарная деятельность на благо России и Армении подчеркивает принадлежность к национальной элите России, одновременно говорит об их принадлежности к «отцам-заступникам» армянского народа. Обширные связи Лазаревых, их положение в системе и высшей ие­рархии Российского государства были направлены на освобождение армянского народа от османо-персидского ига, на укрепление рус­ско-армянских отношений.

Одной из важных особенностей деятельности представителей армянского народа в России – Лазаревых – была «двойственная иден­тичность». Истоки формирования этого феномена следует искать на рубеже XVIII–XIX вв., когда на повестку дня встали вопросы укре­пления южных рубежей Российской империи. По сути, речь идёт о механизме включения российско-армянской диаспоры в многонаци­ональный российский социум, когда армянские общины, адаптиру­ясь к российским традициям, сохраняют связи с армянами других стран, со своей исторической родиной, мечтают о возрождении её государственности.

Рассмотрение деятельности рода Лазаревых в России позволяет получить представление «об общих чертах жизни и деятельности ар­мянской диаспоры в России». Их «двойная идентичность» – органич­ное сочетание этнической и российской идентичности – объясняет последовательную и конструктивную деятельность представителей семейства Лазаревых в деле укрепления дружбы русского и армян­ского народов, что в конечном итоге объективно отвечало интересам России.

Всю свою патриотическую и общественную деятельность семья Лазаревых посвятила делу национального возрождения исторической родины, сохранению и возрождению самобытной армянской культу­ры, дальнейшему углублению дружбы русского и армянского народов, интеграции и сближению с Россией.

Становление арменоведения в России в первой трети XIX века. Вопросы историографии и источниоведения. Сергей Саядов. Ростов-на-Дону, 2018 г.