Активная торговая деятельность требовала широких контактов с армянскими колониями Европы и Азии. Лазаревы вели переписку и были хорошо осведомлены о состоянии дел в армянских общинах России. Используя свои связи при дворе, часто выступали в роли ходатаев, представителей интересов своих соотечественников перед разными ветвями государственной власти.
Убеждённые сторонники русской ориентации, национально-освободительной борьбы, они предпринимали активные действия как для освобождения армянского народа, так и для продвижения интересов России в Закавказье. Поэтому в истории общественной и государственной деятельности Лазаревых, рассматриваемой в контексте русско-армянских отношений, особенно важен период, связанный с процессом присоединения Восточной Армении к России в 1801−1828 гг. В это время деятельность Лазаревых была направлена на становление и обустройство Восточной Армении в составе Российской империи. В записке «К существенной пользе Империи и ко благу ново покорённых областей», направленной Х.Е. Лазаревым в 1828 г. императору Николаю I, он излагал своё видение того, как можно бы было наладить управление Армянской областью.
Представители рода Лазаревых участвовали в переселениях армян. И.Л. Лазарев заселил южный край России персидскими и турецкими армянами. Х.Е. Лазарев содействовал переселению из европейской Турции: Булгарии, Валахии, Молдавии армян в Бессарабию и Новороссийский край. Л.Е. Лазарев, состоящий на службе у генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича, был одним из руководителей переселения армян после русско-иранской войны 1826–1828 гг.
Для управления вошедшими в состав Российской империи территориями Закавказья требовались чиновники, хорошо знавшие языки и обычаи местных народов. В этом контексте возникший в первой четверти XIX в. в Москве Лазаревский институт восточных языков не мог остаться вне поля зрения правительства, которое при формировании азиатского направления внешней политики осознавало потребность в подготовке профессиональных переводчиков. Лазаревы «задались целью подготовить кадры образованных граждан не только для многочисленных армянских общин России, но и для будущей свободной Армении».
Основание Института восточных языков в Москве было, по- видимому, самым главным, что сделали Лазаревы в России в области образования, науки, культуры, дальнейшего укрепления дружбы и взаимопонимания русского и армянского народов. Лазаревы рассматривали институт как центральное учебное заведение армян России, перед которым стояла задача формирования «новой армянской элиты в рамках элиты Российской империи, которая могла бы стать своего рода посредником в отношениях России с народами и государствами Востока».
Войны России с Персией и Турцией в первой трети XIX в. укрепили надежды армянской элиты на возрождение Армянского государства под протекторатом Российской империи. С этим периодом связана попытка реализации широкой армянской национальной просветительской программы, направленной на знакомство российской общественности с историей и культурой армянского народа.
С начала XIX в. в Москве и Санкт-Петербурге публикуются книги по истории Армении: в 1809 г. вышел в свет сделанный О. Иоаннисяном русский перевод «Истории Армении» М. Хоренаци; в 1811 г. книга Г. Хубова «Описание достопамятных происшествий в Армении с 1778 по 1809 г.»; в 1816 г. с французского на русский язык переведена книга Ш. Джрпета «Любопытные извлечения из древней истории об Азии».
Проявляя свою лояльность существующей власти, Лазаревы были последовательными сторонниками официального консервативно-монархического направления. Их общественно-политическая и гуманитарная деятельность на благо России и Армении подчеркивает принадлежность к национальной элите России, одновременно говорит об их принадлежности к «отцам-заступникам» армянского народа. Обширные связи Лазаревых, их положение в системе и высшей иерархии Российского государства были направлены на освобождение армянского народа от османо-персидского ига, на укрепление русско-армянских отношений.
Одной из важных особенностей деятельности представителей армянского народа в России – Лазаревых – была «двойственная идентичность». Истоки формирования этого феномена следует искать на рубеже XVIII–XIX вв., когда на повестку дня встали вопросы укрепления южных рубежей Российской империи. По сути, речь идёт о механизме включения российско-армянской диаспоры в многонациональный российский социум, когда армянские общины, адаптируясь к российским традициям, сохраняют связи с армянами других стран, со своей исторической родиной, мечтают о возрождении её государственности.
Рассмотрение деятельности рода Лазаревых в России позволяет получить представление «об общих чертах жизни и деятельности армянской диаспоры в России». Их «двойная идентичность» – органичное сочетание этнической и российской идентичности – объясняет последовательную и конструктивную деятельность представителей семейства Лазаревых в деле укрепления дружбы русского и армянского народов, что в конечном итоге объективно отвечало интересам России.
Всю свою патриотическую и общественную деятельность семья Лазаревых посвятила делу национального возрождения исторической родины, сохранению и возрождению самобытной армянской культуры, дальнейшему углублению дружбы русского и армянского народов, интеграции и сближению с Россией.
Становление арменоведения в России в первой трети XIX века. Вопросы историографии и источниоведения. Сергей Саядов. Ростов-на-Дону, 2018 г.