Эта тема так или иначе находилась в поле зрения всех авторов, которые обращались к истории переселения анийских армян на Донскую землю, в Нор-Нахичевань-на-Дону, которые посвящали свои работы изучению армянской культуры, истории культуры и общественной жизни Донского края, персоналиям донских армян. Вместе с тем проблематика, обозначенная в заголовке данной статьи, еще не стала предметом специального изучения. В процессе осмысления данной темы автор опирался на замечательные по богатству фактического материала труды.
Переселение анийских армян из Крыма на Донскую землю объяснялось духовной близостью русского и армянского народов, связанных общими христианскими ценностями, столетиями борьбы с общими врагами. Прагматичная российская императрица Екатерина II, подписывая указ от 9 марта 1779 г. о переселении армян на Юг России, исходила не только из общности этих духовных устремлений, но и из геополитических интересов страны, установки экономически ослабить Крымское ханство, этого вассала Османской империи. Вместе с тем ставилась цель разрешить насущную проблему хозяйственного освоения Юга России, опираясь на трудолюбие армян, их предприимчивость, талантливость в торговой и строительной сферах, исторически выработанную способность адаптироваться к самым сложным социальным условиям.
Этими устремлениями российского руководства объяснялись значительные льготы и привилегии, предоставленные переселившимся армянам на Донской земле сверх тех, которыми пользовались подданные империи: освобождение от налогов, воинской повинности; им были отведены значительные земельные участки для обустройства и освоения, часть реки Дон для рыбной ловли, разрешено учредить органы самоуправления, собственный суд и полицию на основе сложившихся этнических традиций; предоставлены возможности предпринимательства по собственным законам и обычаям (и все это – в крепостнической России!). Используя данные им привилегии и права, опираясь на поддержку центральной власти и властей Области войска Донского, армянские переселенцы стали активной силой в развитии предпринимательства, ремесел, торговли не только на Дону, но и на всем Юге России. Фактически за период жизни всего двух поколений к середине XIX в. Нор-Нахичеван превратился в процветающий город, главный торговый центр Юга России, опережавший по всем показателям соседние города Ростов, Таганрог, Мариуполь. И только начиная с 80-х –90-х гг. XIX в. он уступил эту роль Ростову-на-Дону.
Несмотря на то что донские армяне, проживавшие в городе Нор-Нахичеван и пяти армянских селах – Чалтыр, Топти (Крым), Султан Сала, Мен Сала, Несвитай, - составляли сравнительно немногочисленную группу в составе населения Области войска Донского (по Всероссийской переписи 1897 г. в г. Нахичевань насчитывалось 13.748 армян), они внесли значительный вклад во все сферы социальной жизнедеятельности этого края. Известно, что на путях взаимодействия национальных культур возникают наиболее значительные духовные ценности. Анийские армяне, переселившиеся на Дон, наследники трехтысячелетней национальной культуры активно включились во взаимодействие с русской культурой, культурой этого края. И этовзаимодействие оказалось исключительно плодотворным как для армянской и российской культур, так и для регионального культурного пространства Донского края. Естественно, попытки градации вклада донских армян в армянскую и российскую культуры, в донскую региональную культуру неизбежно имеют условный, нестрогий характер, поскольку между этими культурными феноменами нет и не может быть четких граней. Тем не менее, с учетом этих оговорок решимся представить свою версию разрешения этой сложной проблемы, которая, как представляется, имеет свой смысл.
Определяя вклад донских армян в развитие армянской культуры, в общественную жизнь Армении следует назвать всемирно известного художника Мартироса Сергеевича Сарьяна; католикоса всех армян Геворга VI Чорекчиянца; классика армянской литературы, поэта, прозаика, просветителя Рафаэла Габриэловича Патканяна; премьер-министра Республики Армения в 1920 г. Симона Назаровича Врацяна; знаменитого армянского и итальянского художника Григора Ованесовича Шилтяна; главного архитектора Еревана в 1937-1951 гг. Марка Владимировича Григоряна; министра здравоохранения Армянской ССР (1931-1938, 1944-1949 г.) Георгия Артемовича Гевондяна; известного армянского скрипача, народного артиста Армянской ССР, лауреата Государственной премии СССР Дмитрия Давидовича Габриэльяна; одного из основоположников современной хирургии в Армении, основателя Медицинского общества советской Армении Амбарцума Серафимовича Кечека; известного армянского генетика, действительного члена АН СССР и АН Армянской ССР Михаила Христофоровича Чайлахяна и других видных деятелей армянской культуры.
Среди родившихся в Донском крае армян, которые внесли большой вклад в развитие российской культуры, стали видными деятелями общественной жизни России и Советского Союза следует выделить Микаэла Лазаревича Налбандяна, выдающегося публициста, литературного критика, писателя, философа, видного деятельного общественного движения в России; Моисея Сергеевича Аджемова, видного государственного и общественного деятеля, члена Государственной думы 2, 3 и 4-го созывов, члена Юридического совещания при Временном правительстве и члена Совета Российской Республики (1917 г.); Нину Николаевну Берберову, известного поэта, прозаика, переводчика, литературного критика; Алексея Карповича Дживелегова, видного историка, члена-корреспондента АН СССР; Григория Нерсесовича Бояджиева, известного советского музыкального критика, театроведа, доктора искусствоведения; Юрия Цолаковича Оганесяна, физика-ядерщика, члена-корреспондента АН СССР, действительного члена РАН, почетного члена ряда иностранных академий наук и почетного доктора нескольких зарубежных университетов; Бориса Георгиевича Реизова, видного литературоведа, доктора филологических наук, профессора Ленинградского госуниверситета; Мариэтту Сергеевну Шагинян, выдающегося советского писателя, публициста, драматурга, доктора филологических наук, которая, хотя и не родилась в Донском крае, но прожила здесь ряд лет (1915-1920 гг.); Александра Федоровича Мясникова, видного советского партийного и государственного деятеля, возглавлявшего первое советское правительство в Армении; Михаила Николаевича Саямова, известного деятеля российской музыкальной культуры, музыканта-исполнителя и педагога, президента Ассоциации творческих вузов России. Ряд армян, уроженцев Донского края, стали известными советскими и российскими спортсменами: Гурген Георгиевич Шатворян, чемпион мира по греко-римской борьбе (1953 г.), неоднократный чемпион СССР; Вартерес Рафаэлович Самургашев, чемпион XXVII Олимпийских игр по греко-римской борьбе, заслуженный мастер спорта; Сурен Саркисович Казаров, неоднократный чемпион СССР по вольной борьбе, заслуженный тренер СССР; Рафаэль Вартересович Самургашев, мастер спорта международного класса, вице-президент федерации спортивной борьбы Ростовской области, и др.
Донские армяне внесли выдающийся вклад в культуру Донского края. Прежде всего следует назвать многих из перечисленных выше известных деятелей культуры, литературы, науки, спорта, которые, как правило, начинали свою деятельность, а иногда и работали всю жизнь на Дону, но масштабы и значение их деятельности обрели всероссийскую и всесоюзную известность. Выделяя представителей донской армянской общины, которые внесли весомый вклад в развитие общественной жизни, региональной культуры Донского края, следует назвать Минаса Ильича Балабанова, многолетнего городского главу Нахичевани (1888-1899, 1900-1905, 1909-1913 гг.), энергия, талант, общественное служение которого сыграли большую роль в превращении Нахичевани в благоустроенный, процветающий город. Другой легендарной личностью в Нахичевани был купец-благотворитель Мкртыч (Никита) Гогоян (Гогоев), который завещал все свое имущество и денежные средства на основание женской школы-пансиона для девочек из бедных семей, ставшей впоследствии Гогоевской гимназией (ныне в этом здании находится гимназия № 14).
Высокий авторитет Армянской Апостольской церкви на Дону базировался прежде всего на авторитете ее представителей. Среди тех, кто заслужил благодарную память нахичеванцев, выделялись архиепископ Иосиф Аргутинский (Овсеп Аргутян), протоиерей Хачатур Зарифьян, архимандрит Геворг Чорекчиянц, который прослужил 19 лет в городе Нор-Нахичеван, архимандриты Ваган Тер-Григорян, Муше Данагезьян, протоиерей Мартирос Ганцапетьян, архимандрит Усик Зограбьян и др. Это были образованные люди, обладавшие высокими нравственными качествами: благородством, добротой, отзывчивостью, милосердием, которые своим служением заслужили большое уважение прихожан.
Большой вклад в создание архитектурного ансамбля городов Нахичевани и Ростова-на-Дону внес выдающийся архитектор Николай Никитович Дурбах (Никогос Мкртычевич Дурбахьян), который 25 лет (с 1888 г.) служил городским архитектором города Нахичевани. По его проектам были возведены такие замечательные здания, как Нахичеванский городской драматический театр (ныне – Ростовский академический молодежный театр), здания Екатерининской и мужской гимназий, Александровская колонна, множество жилых домов, некоторые из которых являются архитектурными памятниками. Другим талантливым архитектором был Арутюн Христофорович Закиев, по проектам которого быливозведены Клуб приказчиков (ныне – Дом офицеров), отель Палас (ныне – штаб Южного военного округа), доходный дом С. Кистова, где ныне располагается административный корпус Южного Федерального университета (ЮФУ). Славные традиции архитектурного творчества предшественников были продолжены и развиты в советский период талантливыми архитекторами Хачатуром Христофоровичем Чалхушьяном и Норальдом Николаевичем Нерсесянцем, который стал одним из разработчиков генерального плана развития и реконструкции Ростова-на-Дону, проекта строительства Северного жилого массива, одним из авторов проекта памятника-мемориала жертвам фашизма в Змиевской балке.
Среди армян, внесших значительный вклад в развитие живописи многонационального Донского края, следует назвать талантливого художника Амаяка Абрамовича Арцатбаняна, одним из учителей которого был великий русский художник В. А. Серов. М. С. Сарьян высоко ценил талант этого мастера. Художник был в числе организаторов Ростово-Нахичеванского-на-Дону общества изящных искусств. Талантливейшим живописцем был уроженец Нахичевани Аким Карпович Ованесов, творчество которого впитало в себя лучшие традиции как армянского, так и русского классического искусства. Благодаря большому авторитету А. К. Ованесова в среде художников Дона, он стал одним из организаторов и руководителей Ростовского отделения Союза художников в 1939 г. Выдающимся донским живописцем был Сейран Ованесович Хатламаджиян, который внес большой вклад в художественную жизнь Донского края и Армении, чьи картины находятся в музеях многих стран мира. Одним из интереснейших и популярнейших художников Дона является Ованес Мелконович Лусегенов, в творчестве которого талантливо воплощены как мотивы армянской истории и культуры, так и донской истории.
В литературную жизнь Донского края значительный вклад внесли армянские литераторы: автор многих поэтических книг Ашот Георгиевич Гарнакерьян, популярный поэт, писатель, переводчик Николай Матвеевич Егоров (Никогос Мартиросович Геворкян), известный поэт и переводчик Леонид Григорьевич Григорьян, поэт и журналист Аршак Арсенович Тер-Маркарьян и другие.
Донские армяне внесли значительный вклад в научную жизнь Донского края, в развитие высшего образования, в подготовку высококвалифицированных кадров. Среди ученых, известных далеко за пределами нашего края, следует выделить таких талантливых исследователей в области медицины, создателей научных школ, как терапевт-невропатолог, доктор медицинских наук, профессор Эммануил Мартынович Кастанаян; доктор медицинских наук, профессор, многолетний заведующий кафедрой общей хирургии Ростовского государственного медицинского института Партех Макарович Шорлуян; доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой госпитальной хирургии Ростовскогогосударственного медицинского института Захар Иванович Карташов; видный ученый-патологоанатом, доктор медицинских наук, профессор Сергей Мартынович Дерижанов; крупный специалист в области судебной экспертизы и судебно-медицинской травматологии, доктор медицинских наук, профессор Овагим Христофорович Поркшеян; известный ученый оториноларинголог, доктор медицинских наук, профессор Ростовского государственного медицинского института Александр Рубенович Ханамиров; видный специалист в области рентгенологии, доктор медицинских наук, профессор Михаил Вартанович Бабаев и др.
Необходимо также выделить вклад донских армян в развитие естественных и технических наук в Донском крае: доктора химических наук, профессора, заведующего кафедрой аналитической химии Ростовского государственного университета Константина Николаевича Багдасарова; доктора биологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Ованеса Григорьевича Чораяна; доктора технических наук, профессора, проректора Ростовского института инженеров сельхозмашиностроения Владимира Карповича Тепинкичиева; создателя получившей международное признание научной школы по проблемам совершенствования расчета и планирования легких преднапряженных конструкций, доктора технических наук, профессора Рафаэля Леоновича Маиляна и других.
Значительный вклад в развитие гуманитарных и социально-экономических наук, подготовку высококвалифицированных кадров внесли такие донские армяне, как известный философ, создатель научной школы исследования проблем диалектической логики и теории познания, доктор философских наук, профессор Артавазд Михайлович Минасян; известный ученый-языковед, доктор филологических наук, профессор Томаз Григорьевич Хазагеров; видный ученый-педагог, доктор педагогических наук, профессор Оган Степанович Чубарьян и другие.
Особенно следует выделить вклад донских армян в развитие донской музыкальной культуры. Одним из основоположников и создателей эстрадно-джазового образования в России, первым в стране профессором эстрадной и джазовой музыки, воспитавшим лауреатов международных конкурсов и фестивалей, первым заведующим отделением эстрадной и джазовой музыки в Ростовском училище искусств, а затем Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова был талантливый музыкант Ким Аведикович Назаретов. Его именем назван музыкальный Центр в Ростове-на-Дону, где регулярно проводятся международные конкурсы джазовой музыки, в которых участвуют известные отечественные и зарубежные музыканты. Много лет руководил Ростовским симфоническим оркестром профессор Ростовского музыкально-педагогического института, заслуженный артист Армянской ССР Роман Григорьевич Каспаров.
Блестящим пианистом, талантливым пропагандистом классической музыки, педагогом, воспитавшим победителей международных и отечественных музыкальных конкурсов была профессор Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова Сусанна Борисовна Арабкерцева. Композитором, сочинившим немало популярных песен был почетный гражданин Ростова-на-Дону Георгий Михайлович Балаев. Уникальным феноменом, олицетворяющим органическое взаимопроникновение русской и армянской музыкальных культур, является наш современник, создатель и художественный руководитель Ростовского профессионального оркестра русских народных инструментов, профессор Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, заслуженный деятель искусств РФ, основатель и первый руководитель Нахичеванской-на-Дону армянской общины, талантливый музыкант и общественный деятель Крикор Дзеронович Хурдоян.
Особо следует выделить значительный вклад донских армян в развитие краеведения на Дону. Еще в 1892 г. в Ростове-на-Дону вышла книга фольклориста Геворга Тиграняна «Пословицы, поговорки и изречения армян Нового Нахичевана», а в начале ХХ в. краевед, лингвист, историк Геворг Симонович Джалашьян опубликовал книгу «Толковый словарь Нор-Нахичеванского диалекта».
В начале ХХ в. талантливый историк, литературовед и этнограф Ерванд Овагемович Шах-Азиз сочинил замечательные краеведческие книги «Нор-Нахичеван и норнахичеванцы», «История учебного дела в городе Нор-Нахичевани» и другие, которые и сегодня служат источником изучения истории армянской общины на Дону. Традицию литературного краеведения в нашем крае основал журналист Аркадий Александрович Айрумян, который опубликовал в центральных и донских журналах и газетах десятки очерков и статей о жизни и творчестве М.А. Шолохова, А. С. Серафимовича, М. Л. Налбандяна, Р. Г. Патканяна и др.
Эта краеведческая эстафета была подхвачена современными исследователями, среди которых прежде всего следует выделить книги Минаса Георгиевича Багдыкова, известного врача, талантливого краеведа, который в своих работах «Нахичеванские находки» (1999), «Возвращаясь к истокам. Из бесед с пастырем» (2010), «…И дай место врачу. Из истории нахичеванской донской медицины» (в соавторстве, 2007) воссоздал портреты многих известных нахичеванцев.
Следует также отметить исследовательские работы донского историка Руслана Геннадьевича Тикиджьяна, посвященные истории и культуре народов Дона. Выделяются и исследовательские работы доктора исторических наук, профессора ЮФУ Саркиса Суреновича Казарова, основанные на архивных материалах, посвященные истории Армянской Апостольской церкви на Дону, роли нахичеванского купечества в развитии экономической жизни на Юге России. Значительный вклад в развитие краеведения на Дону вносит кандидат исторических наук Сергей Михайлович Саядов, автор-составитель ряда краеведческих книг, посвященных истории переселения армян на Дон. Его заслугой является организация самой большой в мире армянской электронной энциклопедии «Хайазг». Он выполняет обязанности исполнительного директора Ростовской региональной общественной организации «Нахичеванская-на-Дону армянская община». Следует также отметить плодотворную исследовательскую и пропагандистскую краеведческую работу врача, члена Союза писателей России Георгия Минасовича Багдыкова, который, следуя семейной традиции, опубликовал книги «Из истории донских армян» (2006), «Краткая история Нахичеванина-Дону» (2013), «Кавказские корни» (2014), многочисленные статьи в ростовских газетах, посвященные истории г. Ростова-на-Дону и Нахичевани.
Следует отметить большой вклад в развитие донского краеведения, в изучение истории армянской общины на Дону русских историков и журналистов – Владимира Сергеевича Сидорова и Владислава Вячеславовича Смирнова. В. С. Сидоров подготовил и опубликовал «Энциклопедию старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» (вышли 5 томов этого уникального труда). Талантливый филолог и журналист, доктор филологических наук, профессор ЮФУ В.В. Смирнов подготовил десятки книг, статей, посвященных донской истории, истории армянской общины. В 2014 г. он опубликовал замечательную по богатству фактического материала «Летопись Нахичевани-на-Дону». Автор данной статьи отдает отчет в том, что в ней предпринята попытка осветить только часть того большого вклада, который внесли представители армянской общины на Дону в развитие армянской, российской и региональной донской культуры. Сам предмет этой статьи ограничен задачей охарактеризовать вклад донских армян в развитие культуры. В ней говорится о деятельности наиболее талантливых их представителей, родившихся в основном в Донском крае. На Дону добросовестно, плодотворно трудились и трудятся тысячи учителей, врачей, библиотекарей, работников культуры, журналистов, издателей, артистов, художников армянской национальности, которые повседневно вносят свою лепту в развитие донской региональной культуры.
Не менее весомый вклад внесли местные армяне в хозяйственное освоение донской земли, Юга России, в развитие предпринимательства, промышленности, сельского хозяйства, в победу советского народа в Великой Отечественной войне. Среди современных донских армян немало руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строительных организаций, учреждений культуры и бытового обслуживания, библиотек, школ, депутатов Ростовского областного законодательного собрания, Ростовской городской думы, руководителей администраций городов и районов нашей области, бизнесменов, генералов и офицеров российской армии.
Все достижения донских армян (и это неоднократно подчеркивали и подчеркивают представители армянской общины) стали возможны в атмосфере дружбы и братства, которая окружала и окружает армянских переселенцев от их первого приюта на Донской земле до наших дней со стороны русского населения, представителей других народов этого края, благодаря всесторонней поддержке администрации Ростовской области, городов, руководителей районных администраций. Армяне на Дону обрели вторую родину, благодарно вносят свой вклад в атмосферу созидания, дружбы и братства многонационального Донского края.
Герман Матвеев,
Арменоведческие вопросы, Бюллетень Ереванского государственного университета, 2015