Со времени основания Нахичевани-на-Дону как руководство города, так и его жители были озабочены проблемой образования подрастающего поколения. Если до определенной поры содержащиеся на средства церкви и благотворительные взносы церковно-приходские школы удовлетворяли потребности городских жителей в образовании, то со второй половины XIX в. положение начинает существенно меняться. В эпоху бурного развития экономики городу всё больше требовались грамотные люди – инженеры, врачи, экономисты, учителя и т.д.
В пореформенную эпоху в России существовало два вида гимназий: классические, с упором на изучение древних языков (древнегреческого и латинского), и технические, где преимущественно преподавались технические науки – математика, физика, инженерное дело и т.д. Армянам с присущим им консерватизмом и приверженностью традициям по духу были близки именно классические гимназии, приоритет которых долгое время отстаивал министр просвещения Российской империи граф И.Д. Делянов, кстати, армянин по происхождению. Однако дело было не только в этом.
Как свидетельствует протокол заседания Нахичеванской-на-Дону городской думы, 9 октября 1893 г. была предпринята первая реальная попытка открытия в городе классической гимназии. Однако нельзя сказать, что этот вопрос не рассматривался ранее. После введения Городового положения 1870 г. он неоднократно поднимался на заседаниях городской думы и всегда находил горячий отклик. Известно также о прошении на имя городского головы от 3 сентября 1876 г., которое подписали 160 известных и уважаемых в городе лиц. Существующие в Нахичевани-на-Дону учебные заведения, призванные удовлетворять элементарные требования в обучении грамоте или преследующие специальные задачи, перестали отвечать общеобразовательным целям.
Городская управа, неоднократно поднимавшая данный вопрос, пришла к идее об открытии в Нахичевани-на-Дону классической гимназии. Именно такой тип гимназии должен был наиболее полно удовлетворить потребности горожан в образовании. Задача классической гимназии, как констатировала городская управа, заключалась, с одной стороны, в предоставлении учащимся тех знаний и навыков, которые обеспечили бы юношеству необходимый фундамент для дальнейшего изучения науки в высших учебных заведениях, а с другой – в предоставлении детям общего образования. В этом заключается преимущество классических гимназий перед другими средними учебными заведениями. Если последние преследовали более или менее специальные цели, классические гимназии, давая доступ в университеты или другие высшие учебные заведения, открывали перед учащейся молодежью широкое поле для деятельности в различных сферах общественной жизни.
Помимо этого, в пользу открытия в городе классической гимназии имелись и другие доводы. Городской думе было хорошо известно, что из Нахичевани-на-Дону большое количество молодых людей отправлялось в другие города для поступления в различные учебные заведения. Большая их часть обучалась в гимназиях. Таким образом, нахичеванское общество было склонно к классическому образованию. Открытием в Нахичевани-на-Дону классической гимназии руководство города облегчало бы в материальном отношении положение родителей, вынужденных отправлять своих детей для обучения в другие города и расходовать для этой цели значительные средства.
На основании высказанных соображений городская управа вышла с ходатайством к городской думе открыть в Нахичевани-на-Дону шестиклассную классическую гимназию с подготовительным классом на основании существовавшего на тот момент Устава гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения.
Одновременно с возбуждением ходатайства по данному вопросу перед правительством городская управа предложила просить также разрешение на преподавание в открываемой гимназии армянского языка, Закона Божьего по исповеданию Армянской апостольской церкви, изучение которых будет обязательным для армянских детей.
Включение в учебный курс открываемой гимназии упомянутых предметов было обусловлено тем, что значительную часть населения Нахичевани-на-Дону составляли армяне, следовательно, они бы и составили основной контингент учащихся. На основании этого городская управа разработала следующий проект штата и бюджета Нахичеванской гимназии:
– директор – 1: содержание 1200 руб. и 800 руб. столовых;
– инспектор – 1: содержание 900 руб. и 600 руб. столовых;
– законоучитель православного исповедания – 1 (12 уроков): 900 руб.;
– законоучитель армяно-григорианского исповедания – 1 (8 уроков): 600 руб.;
– учителя:
– русского церковно-славянского языка – 2 (22 урока);
– латинского и греческого языка – 4 (по 72–73 урока);
– математики, физики, естествознания – 2 (31 урок);
– истории и географии – 1 (19 уроков);
– немецкого языка – 1 (17 уроков);
– французского языка – 1 (17 уроков);
– армянского языка – 1 (17 уроков);
– чистописания – 1 (5 уроков): 250 руб.;
– классные наставники – 5: 800 руб.;
– их помощники – 2: 300 руб.;
– врач – 1: 500 руб.;
– пение, гимнастика;
– бухгалтер или письмоводитель – 1;
– учебные пособия, канцелярские товары: 400 руб.
Всего расход исчислялся в сумме 23 095 руб.
В результате обмена мнениями городская дума по всем вопросам согласилась с городской управой. Было принято решение ходатайствовать о разрешении данного вопроса перед наказным атаманом Области войска Донского. И самым важным было то, что все расходы на содержание гимназии предполагалось брать из городских средств.
Однако, как часто случалось в истории Нахичевани-на-Дону, вопросы образования решались неимоверно долго, и эти благие начинания так и остались на бумаге. В 1898 г. нахичеванская городская дума вновь вернулась к вопросу открытия в городе гимназии. 3 февраля 1898 г. думская делегация отправилась в Харьков на встречу с попечителем учебного округа, к которому относилась Нахичевань-на-Дону. На этой встрече попечитель округа заверил нахичеванцев в положительном решении их вопроса, но попутно сообщил, что вопрос рассматривается в Петербурге в Министерстве народного просвещения и вскоре будет вынесено его положительное заключение. Поэтому нахичеванская делегация отправилась в Петербург, где ее ждало горькое разочарование: вопрос об открытии нахичеванской гимназии был решен положительно, но на общих основаниях.
На практике это означало, что преподавание Закона Божьего армянского вероисповедания предполагалось осуществлять на русском языке, а не на армянском, как предполагал проект, разработанный комиссией нахичеванской городской думы. Предлагая преподавание Закона Божьего на армянском языке, нахичеванское городское общество преследовало своей целью изучение подрастающим поколением родного языка и некоторых армянских обычаев. Такое стремление едва ли могло найти понимание и сочувствие у царского правительства. Второй момент, по которому проект нахичеванцев расходился с общими положениями министерства, заключался в наличии формируемого из оплаты за обучение фонда как резервного капитала для устойчивого функционирования открываемого учебного заведения. Помимо всего вышесказанного, просьба нахичеванцев о включении в учебную программу гимназии армянского языка – по сути, основополагающее условие обучения – была оставлена без внимания.
Таким образом, стало ясно, что прошение города было удовлетворено иначе, чем оно было изложено в постановлении городской думы от 24 июля 1898 г. Имело ли смысл при таких обстоятельствах ходатайствовать об открытии в городе гимназии? Ответ на этот вопрос представляется однозначным. И вина здесь заключалась отнюдь не в инертности нахичеванского городского управления, а в изменившейся общей политической обстановке. Наступление царского самодержавия на армянское образование, выразившееся в законе 12 июня 1903 г. и приведшее к конфискации имущества Армянской апостольской церкви, на время затормозило данный процесс. Однако в конечном итоге, после долгих согласований, ходатайств и переписок с вышестоящими органами нахичеванцам удалось, хоть и не сразу, добиться своей цели. 5 октября 1912 г. мужская нахичеванская гимназия была открыта.
С.К. Чориян. Народы Кавказа в XVIII–XXI вв.: история, политика, культура. Материалы XI Международного форума историков-кавказоведов, посвященного 100-летию принятия первой союзной Конституции и образования Северо-Кавказского края (г. Ростов-на-Дону, 16–19 октября 2024 г.)