§ 1. Армения под турецко-персидским игом в XVII—XVIII вв.

Армения в очередной раз оказалась разделённой на Западную и Восточную части. И Османская Турция и Персия в принадлежащих им частях Армении провели административный раздел и установили формы и размеры уплаты подати. 

В турецкой части Армении страна была разделена на области — вилайеты. Управлял вилайетом назначаемый султаном паша. В границах вилайета паша имел как административную, так и финансовую и военную власть. Правосудие осуществляли кадии, назначаемые из мусульманского духовенства. Вилайет состоял из санджаков, которыми управляли беи. В персидской части Армении административной единицей является ханство. Хан также имел административную, финансовую и военную власть и назначался шахом. В отличие от паши, хан имел ещё и судебную власть.

Христианское армянское население было обязано платить земельную и подушную подати. Только духовенство было освобождено от уплаты подушной подати. Кроме того, население было обязано выполнять трудовые повинности на строительстве крепостей, дорог, каналов и т. п. Взымание налогов производилось с большими злоупотреблениями. В суде свидетельство христианина не признавалось. Даже не смотря на национально-религиозную дискриминацию, установление продолжительного мира  между Османской Турцией и Персией было благоприятно для армянского населения. Постепенно восстанавливалось сельское хозяйство.

 С установлением продолжительного мира возродилась международная торговля. Армянские купцы вновь наладили транзитную торговлю с соседними странами. С востока в европейские страны вывозили в основном шёлк, хлопок, специи, драгоценные камни. Армянские купцы имели свои корабли как в Средиземном море, так и в Индийском океане и успешно конкурировали с европейскими торговцами. Торговля с Россией через Каспийское море являлась торговой монополией армянских купцов. В 1667 г. торговая компания Новой Джуги получила от Российского правительства торговую монополию.

§ 2. Начало освободительного движения в Армении

Несмотря на все старания захватчиков, на территории Армении в защищённых природой труднодоступных местах сохранились небольшие армянские княжества. В западной Армении такие княжества сохранились в областях Зейтун, Сасун, Мокс, Шатах, Хнус, Тарон. Эти княжества сохраняли внутреннюю автономию, только платили дань султанатскому правительству. Подвластные Турции князья практически других обязанностей не несли.

В восточной Армении независимые княжества продолжали существовать в Арцахе, Сюнике, Гардмане. Правителей княжеств, подвластных Персии, называли меликами. Власть мелика была наследственной и передавалась по праву первородства. На собственной территории каждый мелик имел административную, судебную и военную власть. Он собирал дань с населения, содержал военный отряд и был обязан нести пограничную службу. Мелики платили в государственную казну фиксированную дань, а в случае войны со своим войском должны были явиться на службу к шаху. 

Наличие в Армении отдельных островков былой независимости и тяжелое положение страны давало надежду на возможность восстановления независимости. Однако реально армянский народ не имел уже достаточно сил, чтобы в одиночестве сбросить персидско-турецкое иго. Армянские политические деятели наивно полагали, что враждующие с Османской империей европейские страны будут рады помочь освободительной борьбе подвластных Турции народов для победы над ней.

В 1547 католикос Степанос Салмастеци собрал в Эчмиадзине тайное совещание, на котором было решено отправить делегацию в Европу с просьбой оказания помощи Армении. Делегация во главе с католикосом в течение двух лет побывала в Риме, Венеции, Германии, Польше и вернулась без результатов.

В 1562 г. католикос Киликии Микаел Себастаци собрал тайное совещание. От имени собравшихся в Венецию был отправлен Абгар Тохатеци с сыном Султаншахом с предложением о совместной борьбе. В это время образовалась антитурецкая коалиция европейских стран под руководством Испании. Турецкий флот был разгромлен в 1571 г., в сражении при Лепанто. Помощи от Европы Абгар не добился, но в Венеции он создал типографию и возобновил издание армянских книг.

 С середины 17 века Франция становилась сильнейшим государством Европы. Туда был отправлен Мурад Багишеци с просьбой об оказании помощи. Мурад добился аудиенции у короля Людовика XIV и просил его помощи в борьбе с турецким игом. В 1677 г. в Эчмиадзине Католикос Акоп Джугаеци собрал новое тайное совещание, которое решило отправить посольство в Европу с просьбой о помощи. Доехав до Константинополя, католикос неожиданно скончался, и посольство вернулось обратно.

Все  эти просьбы армян о помощи не принесли успеха, так как европейские страны имели собственные интересы и не желали зря тратить силы и средства на чуждые им цели.

§ 4. Начало русской ориентации освободительной борьбы. Исраел Ори

К началу XVIII века Османская Турция и Персия вступила в период экономического и политического упадка. С прекращением завоевательных войн сократились доходы правящего класса, и это привело к усилению эксплуатации подвластных народов. И в Турции и в Персии были проведены новые переписи населения, в итоге чего в несколько раз были увеличены налоги. Сельское армянское население, спасаясь от тяжелых податей и постоянного грабежа кочевых мусульманских племён, постепенно начало концентрироваться в крупных городах, где была большая защищённость от произвола и больше возможности найти работу. Увеличение городского армянского населения ещё более активизировало освободительные стремления армянского народа. 

Выдающимся деятелем армянского освободительного движения этого периода был Исраел Ори (1659—1711). Он был в составе делегации, которая после смерти католикоса Акопа Джугаеци в 1679 г. вернулась в Армению. Ори решил продолжить дело собственными силами. Около 20 лет он провёл в Италии, Франции, Германии, служил в армии и получил офицерский чин. Повсюду он стремился заинтересовать европейских правителей идеей освобождения Армении, но серьёзной поддержки не нашёл.

Его планами заинтересовался один из немецких князей — кюрфюрст Пфальца Иоган Вильгельм. В целом одобрив план Ори, кюрфюрст потребовал представить гарантии участия армянских сил в совместной борьбе по освобождению Армении. Ори отправился в Армению, встретился с католикосом, и с его благословения, и с армянскими меликами. В 1699 г. в селе Ангехакот состоялось тайное совещание армянских меликов, которые представили Исраелю Ори письменные обязательства и поручение выступать и вести переговоры от их имени. С этим Ори вернулся к кюрфюрсту Пфальца, но убедился, что первоначальный энтузиазм его уже потух.

Исраел Ори, убедившись, что в Европе не найти союзников, отправился в Россию. В 1701 г. он представил царю Петру I свой проект освобождения Армении с помощью России. Ори гарантировал, что грузины и армяне выставят 15 тысячное войско, если русские войска вторгнуться в Закавказье. Пётр I обещал заняться этим вопросом по окончании Северной войны, а пока для разведки обстановки в регионе он отправил посольство в Персию. Руководителем посольства был назначен Исраел Ори в чине полковника. В 1708—1709 гг. русское посольство посетило Иран, а по пути Ори вновь встретился с армянскими меликами и царём Грузии, обнадёжил их поддержкой России. На обратном пути в Астрахани в 1711 г. Искарел Ори неожиданно скончался.

§ 5. Освободительная борьба в Сюнике и в Арцах в начале XVIII века

В начале XVIII века Сефевидская Персия ослабла, и афганские племена даже захватили столицу Исфахан. Пётр I решил воспользоваться слабостью Персии и присоединить Закавказье. В 1722 г. русский экспедиционный корпус во главе с царём двинулся на юг и захватил Дербенд.

Дербендский поход обнадёжил армян и грузин на скорое освобождение от персидского ига. Грузинские войска во главе с царём Вахтангом VI и войска меликов Арцаха во главе с католикосом Гандзасара Есайн Гасан-Джалаляном двинулись навстречу русским войскам и разбили лагерь у города Гандзак. Прождав несколько месяцев и получив известие, что Пётр I отложил дальнейший поход на будущий год, грузинские и армянские войска вернулись домой. 

Готовые восстать мелики Сюника отправили посольство к грузинскому царю с просьбой оказать помощь. Царь послал в Сюник служившую в грузинской армии группу армянских офицеров во главе с Давид Беком. Давид Бек сумел объединить силы Сюникских меликов и осенью 1722 г. разгромил объединённые силы соседних мусульманских правителей. В результате нескольких сражений Давид Бек подчинил себе Сюник, очистил его от мусульманских племён и создал здесь Объединённое Армянское княжество. Персидский шах признал власть Давид Бека над Сюником. Центром княжества стала крепость Алидзор. Во главе вооружённых отрядов были поставлены Мхитар, Тер-Аветис, Торос, Парсадан и др.

Ожидание армян и грузин на помощь России не оправдались. Пётр I потерпел поражение от турецких войск в Бессарабии и по договору уступил Турции всё Закавказье. В 1723 г. турецкая армия захватила Тбилиси и Гандзак. Другая турецкая армия в 1724 г. осадила Ереванскую крепость. После трёхмесячной героической обороны, в которой принимало участие армянское население, турки захватили город, потеряв 20 тысяч солдат.

В 1727 г. турецкая армия вторглась в Сюник и осадила крепость Алидзор, где укрепился Давид Бек. Армянские войска отбили все атаки турок. Отряды Мхитара спарапета и Тер-Аветиса, тайком выйдя из крепости, напали на врага с тыла и посеяв панику, разгромили турецкую армию. Турки попытались укрепиться в Мегри, но в 1728 г. армянские войска выбили их и отсюда тоже. 

Тем временем турецкая армия из Гандзака в 1725 г. вторглась в Арцах. Армяне, обманув бдительность врага, сумели ночью уничтожить большую часть турецких войск. Неудачей закончились попытка турок в 1726 г. осадой захватить центр Арцаха крепость Шуши. Однако, когда вскоре стало известно, что между Россией и Турцией заключен мир и русские войска не окажут военной помощи, восстание в Арцахе пошло на убыль. В 1729 г. скончался и авторитетный организатор освободительной борьбы Гандзасарский католикос Есайи Хасан Джалалян. 

В 1728 г., после неожиданной смерти Давид Бека, освободительную борьбу в Сюнике возглавил талантливый полководец Мхитар Спарапет. Он отразил несколько новых вторжений в Сюник турецких войск, но внутреннее несогласие ослабляло борьбу, и туркам удалось взять крепость Алидзор. После заговорщического убийства Мхитара Спарапета освободительная борьба в Сюнике потухла. 

Владычество турок над восточной Арменией продолжалось недолго. Талантливый полководец и дипломат Надир хан стал во главе патриотических сил и сумел изгнать из Ирана афганские племена. Надир использовал и антитурецкую борьбу армянского народа. В 1735 г. Надир хан разгромил в решающей битве турецкие войска и вернул Восточное Закавказье под власть Персии, восстановил целостность персидского государства. В 1736 г. Надир был провозглашен шахом Персии. В том же году он письменно подтвердил наследственные права и привилегии 5 меликов Карабаха. Некоторые из них занимали впоследствии высокие посты и участвовали в походах Надир шаха.

§ 6. Армянская культура XV—XVIII веков

Бесконечные разрушительные войны и продолжительное иго иноземных захватчиков привели в конечном итоге к упадку армянской культуры. Но даже в таких условиях армянская культура продолжала развиваться, правда большей частью в армянских колониях Европы и Азии, чем в самой Армении.

Хотя в 1444 г. закрылся Татевский университет, в Армении продолжали действовать монастырские высшие школы Сюника, Ованаванка, Мецопа и др. Их выпускники занимались преподавательской деятельностью по всей Армении. Развивалась научная мысль. Акоп Крымеци был автором книг «Толкование о календаре» и «О природе», которые использовались как учебные пособия в армянских школах.

Знаменитым врачом был Амирдовлат (1420—1496) из Амасии. Некоторое время он служил личным врачом у турецкого султана. В своих трудах Амирдовлат дал описание всех тогда известных лекарств и лекарственных растений, а также описал как следует изготовлять эти лекарства. В историографии продолжались богатые традиции предыдущих веков. Историк XV в. Товма Мецопеци, как очевидец, изложил события своего времени — походы Тамерлана и туркменских племён на Армению и сопредельные страны.  Аракел Даврижеци описал в своей «Истории» политические события первой половины 17 века в Армении и в соседних странах, дал описание жизни и занятий населения в армянских колониях. Закария Канакерци дал краткое описание истории Армении, начиная с утверждения династии Аршакуни, и уже более подробно описал историю второй половины 17 века, очевидцем которой он был.

В XV—XVII вв. появляется новый тип литературы — путеводитель. Это историко-географическое и культурное описание далёких и близких стран. В этих путеводителях, которыми пользовались армянские торговцы в своей деятельности, можно найти описания многих стран от Индии до Европы, от России до Эфиопии. В 1445 г. немецкий мастер Иоанн Гуттенберг изобрел книгопечатание, которое в короткий срок распространилось по Европе. Одним из ведущих центров книгопечатания стала Венеция, с которой армяне имели традиционные торговые связи. Не случайно, что именно здесь было положено начало армянскому книгопечатанию.  В 1512 г. армянский первопечатник Акоп Мегапарт издал в Венеции первую печатную книгу на армянском языке — «Урбадагирк».

В середине XVI в. армянское книгопечатание в Венеции продолжил Абгар Тохатеци. В 1565 г. он перенёс свою типографию в Константинополь, где его сын Султаншах издал множество книг на армянском языке. В 1638 г. в Новой Джуге армянские мастера сами изготовили необходимое оборудование и запустили первую типографию в Персии. Благодаря книгопечатанию стало возможным массовое издание книг для населения. Большую распространённость получили книжные сборники типа «Тагаран» и «Агвесагирк». В них были собраны народные песни и сказки, ребусы и загадки, басни и стихи, а также сонники, указатели церковных и традиционных праздников, медицинские советы, лечебные методы народной медицины и прочее.

Продолжала развиваться армянская литература. Известным поэтом XV века был Мкртыч Нагаш. Писал он о любви, о природе, о своих скитаниях.  Был он ещё и художником, чем в основном зарабатывал себе на жизнь.

Известным поэтом был Наапет Кучак. Писал о любви,  о доброте, о философии жизни, многие его стихи являются песнями, к которым он же сам сочинил музыку. Известным поэтом был Григор Ахтамарци. Он был католикосом Ахтамара, происходил из царской семьи Арцуни. Писал он не только о любви, но и о счастье и горе, о страданиях народа и попрании захватчиками земли армянской. Его стихи являются непосредственной реакцией на происходящие политические события.

Армянская архитектура переживает в этот период некоторый упадок. В раздираемой войнами Армении практически мало строили церквей. Лучшие постройки архитектуры возводились в армянских колониях вне Армении. В самой Армении строили мосты, прекрасные экземпляры которых сохранились и действуют до сих пор. Церкви и монастыри окружались крепостными стенами из-за участившихся набегов кочевников, строились подземные ходы. 

Многие армянские архитекторы работали в других странах. Например, Синан был известным дворцовым архитектором в Турции. Он построил здесь дворец Селима I, мечеть наследника, новый дворец и т. д. Начиная с 17 века, должность дворцового архитектора занимали представители семейства Палян. В самой Армении развивалось в основном прикладное искусство. Мастера создавали шедевры армянского ковроткачества — богато орнаментированные ковры, в рисунке которых использовались не только прямые линии, но и змеевидные узоры. Такие ковры назывались «Вишапагорг».

Продолжала развиваться книжная миниатюра. Лучшие экземпляры армянской миниатюры ныне хранятся в Матенадаране. Существовали знаменитые школы миниатюры в Новой Джуге, в Крыму, в Карине, в Васпуракане.

А.Э.Хачикян.

История Армении. Краткий очерк. Эдит Принт, Ереван - 2009