§ 1. Рандейский договор. Начало династии Аршакуни
После прекращения династии Арташесян борьба между Римом и Парфией за обладание Арменией разгорелась с новой силой. Армения имела важное стратегическое значение для обеих держав. Если Армения выступала на стороне Парфии, создавалась реальная угроза потери римских восточных провинций, если же Армения оставалась под римским контролем, Парфия реальной угрозы для римских владений не представляла.
Почти вековая борьба между Парфией и Римом за обладание Арменией не выявила победителя. Ни одна из сторон так и не смогла добиться окончательного успеха, так как этому мешала борьба армянского народа за свою независимость. Все ставленники Рима или Парфии в Армении правили недолго — их либо изгоняли, либо они «неожиданно погибали». В конце концов Парфия первой отказалась от стремления покорить Армению и начала проводить политику с учётом интересов армян. В 52 г. н. э. в Армении суверенным правителем был провозглашен царь Трдат I — брат царя Парфии. Однако Римская империя не сразу отказалась от захвата Армении. По приказу императора Нерона римские войска под командованием Корбулона захватили и разрушили столицу Армении Арташат. В конце 10-летней войны римская армия была окружена армяно-парфянскими войсками в местечке Рандея и капитулировала.
В 64 г. н. э. был подписан Рандейский договор, по которому Рим признавал Трдата I суверенным царём Армении при условии, что он будет коронован императором в Риме. Таким образом, и Рим и Парфия, не сумев покорить страну, признавали Армению независимым государством, совместно выступая гарантами её суверенитета. С воцарением Трдата I в Армении утвердилась династия Аршакуни.
Трдат I в 66 г. н. э. с 3-тысячной свитой отправился в Рим, где был торжественно коронован Нероном. Император принял Трдата с почестями, в его честь устроил празднества и гладиаторские бои. Трдат преподнёс императору дорогие подарки, продемонстрировал своё мастерство стрельбы из лука, смертельно поразив диких животных в амфитеатре. После коронации Трдата I царём Армении Нерон отпустил его с подарками и отправил с ним опытных строителей для восстановления разрушенного Арташата. Кроме множества зданий, построенных в столице, этими же мастерами был построен небольшой прекрасный храм в крепости Гарни — летней царской резиденции.
§ 2. Государственный строй Древней Армении
Во главе государства стоял царь. Он носил титул «Великий царь», а начиная с правления Тиграна Великого назывался «Царь царей». Кроме того, к царскому титулу прибавлялись часто и такие эпитеты, как: «бог», «добрый», «добродетельный» и др. Все это имело целью возвеличивания института царской власти. Эти и другие титулы встречаются на монетах и надписях царей династии Ервандуни и Арташесян. Власть царя была неограниченной. Только царь имел право основывать города и крепости, объявлять войну и заключать мир.
Царь управлял страной при помощи Двора. Царский Двор состоял из сыновей и братьев царя, приближённых ему представителей знати. Из их числа царь назначал управляющих различными государственными службами. Наиболее важными из этих должностей были следующие:
§ Азарапет (тысяцкий) руководил экономической жизнью государства, ведал сбором налогов, строительством городов, крепостей, дорог, мостов, каналов, чеканом монет;
§ Спарапет командовал вооруженными силами государства, ему подчинялись другие военачальники;
§ Тагадир Аспет не только короновал царя, но и выполнял дипломатические поручения в сношениях с другими государствами;
§ Сенекапет ведал канцелярией царя, а также судебными вопросами;
§ Крмапет (Верховный Жрец) являлся главой коллегии жрецов и ведал религиозной жизнью страны.
Для решения наиболее важных вопросов — о престолонаследии или утверждении новых законов, созывался «Ашхаражогов» — собрание представителей всех слоёв населения. «Ашхаражогов» собирался близ горы Нпат, недалеко от религиозного центра Багаван.
Территория Армении была разделена на 120 стратегий — военно-административных единиц. Во главе их царь назначал своих приближённых или представителей местной знати.
Численность армянской армии при Тигране Великом достигала 300 тысяч человек. Из этого числа только 1/3 состояла из армян, остальной контингент представляли подвластные цари и правители.
§ 3. Экономика Древней Армении: сельское хозяйство, ремесло, торговля
Основу экономики Армении составляло сельское хозяйство. Были высоко развиты земледелие и скотоводство. Развивались также виноградарство и садоводство. Коневодство было одной из наиболее развитых отраслей. Армянские кони были знамениты во всём регионе ещё со времён Ахеменидской империи. Коней выводили в основном для военных нужд. Высокие боевые качества армянской конницы отмечали ещё античные авторы.
Сельское население жило общинами и было свободным. Община являлась податной единицей и низшим административным звеном государства. Общиной руководил выборный староста, а важнейшие вопросы решались на общем собрании общинников. Принадлежащая общине земля периодически подвергалась перераспределению между большими патриархальными семействами. Община обеспечивала контингент для службы в армии.
Наряду с сельскими общинами в Армении в период правления Арташесянов начали возникать частные хозяйства — дастакерты и агараки. Дастакерты принадлежали царю, представителям знати, жречества, военачальникам. Агараки были значительно меньше размером и предоставлялись военным и государственным служащим. На этих землях хозяйство вели с использованием труда военнопленных-рабов. Выращивали зерновые культуры, овощи, фрукты, вели животноводческое хозяйство.
Владетели частных земель стремились расширить свои наделы путём захвата общинных угодий. Государство, исходя из собственных интересов, защищало владения сельских общин. Для этого ещё царь Арташес I поставил специальные каменные межи, разграничив общинные и частные земельные владения.
В экономике Армении значительную роль играли города и городское население. Проживавшие здесь торговцы и ремесленники также были организованы по общинному принципу и имели городское самоуправление. По сравнению с сельскими общинами городское население было более привилегированным, меньше платило налогов и пользовалось большим покровительством государства.
§ 4. Культура Древней Армении
В эллинистический период культура Армении переживала большой подъём. В правление последних царей династии Ервандуни продолжалось традиционное для Армении градостроительство. В этот период были основаны города Багаван, Ервандакерт, Ервандашат и др. В правление Арташеса I были основаны города Арташат, Заришат, Зарехаван, Нахичеван и др. Тигран Великий основал новую столицу Тигранакерт в юго-западной части Армении, на перекрёстке древних торговых путей.
В Тигранакерте и в Арташате были построены величественные дворцы, разбиты сады. В специально построенных театральных зданиях давали представления как местные, так и заезжие театральные группы.
Согласно Плутарху, в 53 г. до н. э. в Арташате Артавазд II и царь Парфии Ород II праздновали свадьбу сестры Артавазда с наследным принцем Парфии Пакором. Участники свадебной церемонии наслаждались театральным представлением знаменитой трагедии Эврипида «Вакханки», когда в зал внесли отрубленную голову побеждённого парфянами римского полководца Марка Красса.
Сам царь Артавазд II, согласно Плутарху, писал трагедии на греческом языке. Это свидетельствует не только о его эллинистической образованности, но и о распространённости греческого языка среди широких слоёв населения Армении. При дворе Тиграна II и Артавазда II жили и творили известные философы, поэты и историки эллинистической культуры.
Цари строили также мощные крепости в стратегически важных местах. Неприступные крепости Артагерс, Олане, Барбюрса и другие впоследствии сыграли важную роль в защите страны от захватчиков.
Наиболее знаменита крепость Гарни, где находилась летняя царская резиденция. Стены крепости были построены из базальтовых глыб и соединены между собой свинцовыми скобами. Стены имели 10 м в высоту и 2 м в толщину. Внутри крепости, близ царского дворца, была построена баня, пол которой был покрыт прекрасной мозаикой. Но самой прекрасной постройкой являлся языческий храм.
Гарнийский храм (ныне восстановленный) был построен в эллинистических традициях, в стиле почти равностороннего греческого периптера из белого известняка на самом краю глубокого ущелья и резко выделялся на темном фоне окружающих гор. Это единственный памятник архитектуры эллинистической эпохи, сохранившийся в Закавказье до наших дней.
Развивалось устное народное творчество. Бродячие певцы, артисты и танцоры исполняли сюжеты из эпических сказаний, песен, мифов. Только малую толику всего этого сохранил в своём труде отец армянской историографии — Мовсес Хоренаци.
В легенде об «Ара Прекрасном» царица Ассирии Шамирам (Семирамида) воспылала страстью к царю Армении Ара Прекрасному. Но Ара отверг её устремления, и тогда Шамирам пошла войною на Армению. В решающей битве Ара был убит. Шамирам поместила его тело на вершину горы, надеясь с помощью своей магии вернуть его к жизни. Не добившись успеха и сожалея о содеянном, Шамирам посадила на трон сына убитого ею Ара.
В сказании об «Арташесе и Сатеник» рассказывается о войне царя Арташеса I против вторгнувшихся в Армению с севера аланов (осетинов). Арташес победил их в бою у берегов реки Куры и захватил в плен аланского царевича. За брата попросить вышла его сестра, царевна Сатеник. Полюбилась она Арташесу, и тот, стремительно переправившись через реку, похитил царевну. Женитьба Арташеса и Сатеник положила конец вражде между двумя народами.
Сохранил Хоренаци также и древнюю сакральную песню о рождении бога Ваагна. В звонком песенном ритме поётся как в муках родовых были земля и небо, и море красное. А в самом море муки родовые переживал и красный тростник. Из жерла его дым выходил, из жерла его огонь выходил, из огня выпрыгнул красноволосый отпрыск. А волосы его были огненные, бородка его отдавала пламенем, а глаза горели, как солнце.
§ 5. Языческая религия
Еще в конце каменного века (VII—IV) у древних армян возникли примитивные религиозные представления. Наскальные изображения VII—V тысячелетий до нашей эры, обнаруженные в горах Армянского нагорья, свидетельствуют о повседневном быте первобытных охотников, о возникновении представлений влияния сверхъестественных сил. Открытая близ села Караундж древняя обсерватория (IV тысячелетие), похожая на английский Стоунхендж, наскальная карта звёздного неба в поселении Мецамор (II тысячелетие) свидетельствуют, что уже существовало определённое представление о влиянии небесных светил на круговорот в земной жизни.
Ещё с доисторических времён был распространён культ «вишапов» (драконов), связанных с водным началом. Их изображения в форме рыбы-камня ставились возле источников и каналов.
В период родоплеменных отношений уже почитались природные силы и стихии. Каждое племя имело своих богов. Но со временем с образованием племенных союзов происходило объединение племенных божеств в единый пантеон.
Верховным божеством древнеармянского пантеона первоначально был «(h)Аайк» — бог охоты, эпоним армян. От его имени происходит само название армян «hай». Впоследствии, когда древнеармянские племена перешли к осёдлому образу жизни, верховным божеством стал Арегак-Арарыч, олицетворяющий животворящее солнце.
Олицетворением стихийных сил природы был бог Торк Ангех. Увядание и воскрешение природы олицетворял бог Ара, богиней любви и плодородия была Астхик.
В период правления Ервандуни, когда Армения долгое время находилась в составе державы Ахеменидов, Армянский пантеон под влиянием иранских верований претерпел значительные изменения. Верховным божеством стал Арамазд, бог неба, бог добрых сил, помогавший людям.
Богиня Ана(h)ит считалась матерью-покровительницей земли Армянской, богиней плодородия и материнства, вдохновительница добрых начинаний. Бог Ва(h)агн почитался как бог войны, грома и молнии. Он являлся защитником земли Армянской, боролся против вишапов, убивая их своими молниями. Богиня любви Астхик была его возлюбленной, к ней возвращался Ва(h)агн после своих тяжёлых побед. Ми(h)р — был богом солнца, Ванатур являлся богом гостеприимства, а Тир — богом знаний письма, Нане — богиня мудрости, хранительница домашнего очага.
В период эллинизма Армянский языческий пантеон был отождествлён с греческим Олимпийским пантеоном: Арамазд — Зевс, Ваагн — Геракл, Астхик — Афродита, Анаит — Гера и др.
Покровительнице Земли Армянской — богине Анаит был посвящен праздник Навасард. Царь, знать, представители городских и сельских жителей из всех концов Армении отмечали праздник сбора урожая и поспевания винограда близ религиозного центра Багаван. Праздник длился около двух недель, в течение которого проводились спортивные состязания и конные ристалища. Победители получали награды и подарки. В день 11-го августа отмечался Аманор — Новый год по армянскому календарю. Царь совершал ритуальную охоту, и завершался праздник всеобщим угощением.
А.Э.Хачикян.
История Армении. Краткий очерк. Эдит Принт, Ереван - 2009