Между горными хребтами Тавра и Аманоса, на северо‑восточном берегу Средиземного моря в 1080 г. возникло новое армянское государство.

Возникновение этого армянского государства вдали от центров Великой Армении было закономерным явлением. Киликия с давних времен привлекала к себе внимание армян. Можно предположить, что армяне имели связи с Киликией еще до нашей эры. По мнению Иенсена, хиттиты‑аборигены, Киликии, а хаи (армяне) – это те же хиттйты‑хатты. По этой теории пребывание предков армян в Киликии можно отнести к глубокой древности. Предки армян‑хиттиты имели в свое время крупнейшую империю в Малой и Передней Азии и во многом влияли на культуру Древней Греции.

Если эта точка зрения требует дополнительного изучения и доказательств, неоспоримым следует считать то обстоятельство, что Киликия и Хайаса – колыбель армян – до XIII века до н.э. входили в состав Хеттского государства. Далее, известно, что армянские племена жили по соседству с киликийцами, с которыми они имели много общего по своему этническому составу, языку и племенной принадлежности, были близки в указанном смысле друг к другу среди других народов Малой Азии. Впоследствии, когда возникли армянские политические единицы, Малая Армения и Цопк (Софена) были близкими соседями Киликии. Во всяком случае, не исключена возможность, что западные армяне, особенно при Селевкидах, поддерживали с киликийцами торговые и иные связи. Поэтому, возможно, что уже тогда армяне имели поселения в этой стране.

Как сказано выше, Тигран II в I в. до н.э., вместе с Сирией и Финикией, захватил восточную часть Киликии, так что связи армян с этой страной укрепились. Известно также, что в VII в. н.э. при преемниках Юстиниана произошло большое переселение армян в двух направлениях:

1) к Черному морю, где они остановились на берегах моря в Синопе, Фазисе и других городах,

2) к Средиземному морю, в Киликию. «Таким путем подготовлялся тот этнический пласт, на котором возникла позднее самостоятельная политическая жизнь под властью одной из ветвей Баградитов, именуемой Рубенидской».

Из достоверных источников мы знаем, что еще в VI в. н.э. большое число армян жило в Сирии. Можно предполагать, что эмиграция армян в Сирию и Киликию началась с момента падения Аршакидов, т.е. с момента утраты Арменией своей государственной самостоятельности. В доказательство сказанного можно сослаться на латинского писателя IV в. н. з. Аммиана Марцелла, сообщающего, что Исский залив (ныне Александретский) одно время назывался «Армянским заливом». Можно сослаться также на Иоанна Златоуста, сообщающего в начале V века в письме, написанном им из восточной Киликии, что он живет в армянской деревне и что собственником округа армянский князь. Известно также, что арабы угнали множество армянских пленных из Двина, т.е. из Араратской долины, в Дамаск. Число этих армян в Сирии и Киликии было так велико, что католикос‑патриарх Хачик в 972 г. послал в Антиохию, Тарс и другие местности Сирии и Киликии ряд епископов для управления созданными там епархиями.

Увеличению числа армянского населения в этих странах содействовала коварная переселенческая политика арабских халифов и византийских императоров, которые насильственным путем заставляли армян покидать родину и поселяться на берегах Черного и Средиземного морей и в других местах. Вследствие этого численность армянского населения в странах западнее Евфрата в течение веков все время увеличивалась.

В период борьбы между Византией и Багдадским халифатом имела место интенсивная эмиграция и насильственное переселение армян из Армении в Малую Азию, главным образом в Каппадокию (VII – IX вв.), в Месопотамию, Киликию и Сирию. Так, например, византийский полководец Лев в 688 г. разорил 25 округов Армении и выселил оттуда в Малую Азию 8000 семейств. В 747 г., в 751 г., в 752 г. армяне были переселены в Малую Азию из Мелитены и Карина (Эрзерума). Переселение армян в Сирию началось еще в V в., но особенно усилилось в период арабского господства в Армении. В X в.

усиливается переселение армян в Киликию. Таким образом, из века в век армянское население Киликии постоянно увеличивалось и усиливалось экономически и политически. Массовый прилив армян в Малую Армению, Каппадокию, северо‑западную Месопотамию, Сирию и Киликию особенно усилился в XI в. вследствие агрессии Византии в Восточной и Южной Армении, и вторжения сельджуков в Малую Азию. Так, например, в 1020 – 1021 гг. император Василий II переселил из Ванской области в Себастию (Малая Азия) 15 тысяч армянских семейств, значительная часть которых перешла в Киликию; в 1045 г., вместе с Гагиком II, большое количество армян переселилось в Малую Азию и многие из них перебрались в Киликию; в 106465 гг., после нашествия Альп‑Арслана, много армян переселилось в Киликию из Араратской долины; наконец, туда пришли армяне из Сасуна и других армянских земель.

Уничтожив в конце X и начале XI в. Васпураканское, Анийское и другие армянские царства, византийские императоры предоставили Багратидам, Арцрунидам и другим армянским царским и княжеским родам новые владения в других районах империи. Так, например, Арцруниды в свое управление получили Себастию, Багратиды – Кесарию, князья Варажнуни и Пахлавуни – области в Месопотамии и Сирии, князь Рубен поселился в Киликии. Более того, византийские императоры поручали управление восточными территориями империи и их защиту армянским князьям. Так, Константин Мономах поручил управление значительной частью Киликии (Тарс, Маместия, Адана, Паперон и Ламброн) князю Абелхарибу Арцруни. Со временем, по мере усиления местных армянских правителей в условиях ослабления Византии, вдоль ее восточных границ возникают армянские княжества в Каппадокии, Месопотамии, Сирии и Киликии.

Армянских феодалов не покидала мысль о возрождении армянской государственности на новых местах поселения. Играя значительную роль в византийской армии, защищая восточные границы империи против арабов в VII – X вв. и сельджуков в XI веке, армянские феодалы и их войска мечтали взамен заручиться согласием Византии на создание армянской государственности за пределами собственно Армении. Византия, безрассудно обезлюдившая почти всю восточную Армению перед самым вторжением сельджуков в Малую Азию и тем самым оставившая беззащитной дальнюю восточную линию обороны империи, вынуждена была пойти на уступки и временно сквозь пальцы смотреть на вожделения армян, поставив перед собой при этом задачу создать вторую оборонную линию против сельджуков. Вторая оборонная линии Византии проходила от юго-восточного угла Черного моря до Исского (Александреттского) залива Средиземного моря по течению реки Евфрат и хребту Тавра.

В результате указанных обстоятельств на этой оборонной линии возник ряд вассальных армянских «царств» и княжеств, а именно:

а) Арцрунидское царство Себастии;

б) Багратидское царство в районе города Пиза;

в) Багратидское царство в Цамндаве;

г) Княжества Арцрунидов, Пахлавуни;

д) Владение Филарета Варажнуни и др.

Арцрунидское царство возникло в районе города Себастии в 1016 – 1020 годах, когда царь Сенекерим: при первых же стычках с сельджуками, во главе 400 000 своих подданных, составлявших одну треть населения

Васпураканской области, переселился в район верхнего течения реки Галис. Это первое вассальное армянское царство, возникшее в Каппадокии. В его состав входило, кроме столицы Себастии, несколько городов и ряд уездов. Северные границы этого царства доходили до Понтийских гор, восточные, возможно, до реки Евфрат. Создав это вассальное царство у восточных ворот Малой Азии, Византия надеялась превратить его в центр, вокруг которого собрались бы армяне для создания мощного барьера против сельджукских орд. Характерно, что Сенекерима армяне величали «царем Армении», между тем как императорское правительство присвоило ему лишь титул «патрика» (одиннадцатый ранг в правительственной иерархии Византии), «полководца» Каппадокии или «дука Месопотамии и стратега Каппадокии». С государственно‑правовой точки зрения это обстоятельство следует толковать как стремление армян сохранить свою самостоятельность и государственность, как свидетельство великодержавной политики византийских императоров по отношению к ним. Царство Сенекерима стало притягательным очагом и для других армянских царей и князей. После смерти Сенекерима в 1026 году при его преемниках пределы этого царства продолжали расширяться до 1080 года, когда оно пало под ударами турок ‑сельджуков.

В Каппадокии в 1045 г. возникло также Багратидское царство, после захвата византийцами в 1044 г. Анийского царства, «взамен» которого Константин Мономах передал Гагику II два незначительных города (скорее – замка) – Пизу и Колонпалат, находившиеся, возможно, близ границ Киликии. В дальнейшем власть Гагика II распространилась и на города Кесария, Цамндав и Хавартанек, которые он получил в качестве приданого, женившись на дочери царя Давида Арцруни (сына Сенекерима). Это вассальное царство прекратило свое существование в 1079 году, когда Гагик II был убит греческими феодалами.

В Каппадокию в 1065 году переехал карсский царь, также Гагик, сын царя Абаса. «Взамен» своего царства он получил ряд городов, в частности

Цамндав и Лариссу, по всей вероятности, отнятые у Гагика II в пользу Гагика Карсского. Эти города стояли на верхнем течении реки Цамндав (бывший Кидн), впадавшей в Средиземное море. Цамндавское царство существовало до 1081 года, когда Гагик Карсский был убит византийцами.

Кроме армянских царей Васпуракана, Ани и Карса в Каппадокию, Киликию, Сирию и Месопотамию переселились многочисленные армянские княжеские роды вместе со своими вассалами и подданными. Эти князья были или вассалами армянских царей, или византийскими чиновниками и вместе с тем феодальными сеньорами. Среди них особое положение занимали крупные военачальники и правители областей – Абелхариб Арцруни, Григорий Пахлавуни (Магистр) и Филарет‑Варажнуни. Абелхариб Арцруни в 1042 г. был назначен Константином Мономахом правителем Тарса, Маместии, Аданы, Паперона и Ламброна, т.е. значительной части Киликии и до конца своей жизни (1080 г.) верно служил Византии. При нем в 1073 г. в Киликию приехал из Гандзака (ныне Кировабад) один из князей армянской области Арцах князь Ошин, который женился на дочери Абелхариба и в качестве приданого получил крепости Паперон и Ламброн с округом, положив начало княжескому роду Ошинидов, сыгравшему впоследствии заметную роль в судьбах Киликийской Армении.

Другим крупным византийским должностным лицом был князь Григорий из рода Пахлавуни, который передал в 1044 году свое родовое имение (Бджни и другие крепости и земли в Айраратской области) Византии и «взамен» получил селения и города в районе между городом Себастия и рекой Евфрат, а также в Месопотамии. Константин Мономах присвоил ему титул магистра и назначил правителем‑дуком Месопотамии, Васпуракана, Тарона, Маназкерта и других областей. Григорий Магистр был не только крупным военным и политическим деятелем верным Византии, но и ученым. Сам он величал себя «господином» Васпуракана, «магистром‑мономаховым», «вестом и дуком». Он был не только грекофилом, но и ярым врагом тондракийцев, восстание которых он подавил огнем и мечом в 1051 или. 1052 г. Восстание это имело не только антифеодальное и антицерковное, но и народно‑освободительное направление. Григорий Магистр умер в 1058 или в 1059 г. Его потомки оставались владетельными князьями в Сирии и Месопотамии, некоторые из них более ста лет занимали армянский патриарший престол.

Среди военных и политических деятелей, игравших важную роль в истории Армении XI века, особое место занимает Филарет из рода Варажнуни, имевшего владения в Васпураканской области по соседству с владениями рода Пахлавуни. Филарет первоначально возглавлял в Коммагене византийскую армию, в которой большинство воинов составляли армяне. Назначенный императором Романом Диогеном полководцем византийской армии района Мелитены и Антиохии, Филарет Варажнуни в 60‑е годы XI века мечтал о создании крепкой федерации армянских княжеств под эгидой империи. Однако, поражение, понесенное Византией в 1071 г. в Маназкерте (на северо‑западе Ванского озера), свидетельствовало о слабости империи. После этого поражения и после того, как Византия уже оказалась отрезанной сельдужками от Сирии, Киликии и Месопотамии, Варажнуни настолько усилился, что создал обширное владение от границ Армении до Восточной Киликии, с центром в Марате, и тем самым временно преградил путь дальнейшему движению к этим областям сельджуков. Византия вынуждена была признать эти завоевания Варажнуни и присвоила ему сперва титул Севаста, а затем провозгласила его «Августом».

Объявив себя независимым от Византии правителем, Филарет Варажнуни вел ожесточенную военную и дипломатическую борьбу не только против византийских и сельджукских, но и армянских феодалов для создания самостоятельного государства. В результате многолетней борьбы он объединил под своей властью княжества Мараша, Кесуна, Эдессы, Андриуна (близ Мараша), Цовка (близ Айнтаба), Пира (близ Эдессы) и другие земли. Став во главе армянских князей Каппадокии, Коммагены, Киликии, Сирии и Месопотамии, он продолжал расширять пределы своих владений, включив в их состав города Антиохию (1077 г.) и Эдессу (1083 г.). У Варажнуни искали приют армянские цари и князья, владения которых были оккупированы в Каппадокии сельджуками в 1079 – 1080 гг. С помощью густо набеленных городов (Харберд, Мелитена, Мараш, Эдесса и Антиохия), в которых армяне составляли подавляющее большинство, Филарету удалось во главе своих армянских, сирийских, греческих и мусульманских вассалов в течение двадцати лет удерживать натиск сельджуков и тем самым спасти империю от неминуемой гибели.

Однако силы были неравными. Прорвав на северном участке вторую оборонную линию империи, сельджуки взялись за ликвидацию южного участка этой линии. Эмир Египта в 1084 г. захватил Антиохию и Киликию. К 1086 г. Варажнуни потерял и остальные части своих владений. В 1087 году он даже принял магометанство, чтобы заручиться поддержкой у султана Мелик‑Шаха (1072 – 1092) и спасти свое государство. Однако добиться своего ему не удалось.

Филарет Варажнуни ушел с политической арены в 1087 г. Дальнейшая его судьба неизвестна. Средневековый хронист мрачными красками рисует личность Филарета Варажнуни, называя его «неверным христианином», «не армянином, не греком», «старшим сыном сатаны» и т.д., из‑за его жестокого обращения с теми армянскими князьями, которые проявляли центробежные устремления, мешали ему создавать сильную и централизованную власть.

Будучи крупным полководцем и незаурядным дипломатом, Варажнуни исходил из того, что вероисповедание не должно становиться помехой на пути выбора правильной ориентации. С этой точки зрения он служил примером для ряда будущих правителей Киликийской Армении. Деятельность Варажнуни не прошла даром. Его вассалы, признавая над собой власть сельджуков, ждали удобного момента объявить себя самостоятельными. Некоторые из них удержали свои владения до появления крестоносцев. Но более важно то обстоятельство, что армянские цари и князья под руководством Варажнуни, в течение длительного времени самостоятельно защищая вторую оборонную линию империи, дождались начала распада державы сельджуков, наступившего после смерти Мелик‑Шаха в 1092 г. Хотя попытка Варажнуни – создать крупное армянское государство от Армении до Антиохии – потерпела неудачу, однако армянам удалось укрепиться в Киликии и осуществить свой план возрождения армянской государственности. Один из полководцев и вассалов Варажнуни‑князь Рубен, которому была поручена защита области Антитавра, в 1080 году положил начало новой армянской династии.

А.Г.Сукиасян. История Киликийского армянского государства и права (XI ‑ XIV вв.) Ереван, 1969.