Становление армянского народа. Армянские государственные образования

Армения

Формирование армянского народа началось и продолжалось в III-II тысячелетиях до н.э. и заканчивалось в середине первого тысячелетия до н.э., с образованием единого государства.
На территории Армянского нагорья была создана высокая цивилизация, определившая культурное будущее Армении. В древнейших исторических сведениях об Армении и её жителях упоминаются те основные имена, которые были даны армянским названиям: Аратта, Айк, Армании. Эти имена существуют до сих пор как Арарат, Айастан, Армения.
Согласно армянскому историку V века Мовсесу Хоренаци, вождь армянского народа Айк объединил всех армян и стал первым царем Древней Армении. Он очертил границы Армении вокруг трёх озёр: Ван, Урмия, Севан в центре – гора Арарат. Из 8000 рек, городов и деревень, упомянутых в книге по географии известного греческого географа-математика Птолемея (I-II вв. н.э.), 167 принадлежат Армении.
Бэл, правитель Вавилона, решил завоевать молодое царство и вторгся в Армению. Айк победил Бэла в войне и до н.э. 2492 г. заложил основы армянской государственности.
Уже в середине третьего тысячилетия до н.э. населения Армянского нагория достигла стадии создания государственности. В этом регионе с 28 века до нашей эры существовали следующие основные государства:
Аратта (XXVIII–ХХVII вв. до н.э.);
Арманум (XXIII–ХVIII вв. до н.э.);
Арматана (ХVII–ХVI вв. до н.э.);
В процессе их развития формировался армянский народ. Возникли другие армянские государства:
Хайаса (ХV–ХIII вв. до н.э.);
Наири (ХIII–IХ вв. до н.э.);
Урарту (IX–VI в. до н.э.);
Айраратское царство (331–200 гг. до н.э.);
Малая Армения (322 до н.э.–71 г.н.э.);
Софенское царство (III в.– 94 г. до н.э.);
Великая Армения (190 г. до н.э. – 428 г. н.э.);
Коммагенское царство (163 г. до н.э. – 72 г. н.э.).
Аратта – первое армянское государство, упомянутое в шумерской мифологии, которое связано с именами Энмеркара и Лугальбанды, двух ранних (полулегендарных) царей государства Урук, упоминающихся в списке царей Шумера. Урук – в III тысячелетии до н. э. был столицей Шумера. В III веке н.э. был разрушен Сасанидами.
Шумеры верили, что Энки (Бог) находится в Аратте. В Библии сказано, что рай или Эдем был на земле и находился он на Армянском нагорье. В шумерской литературе Аратта описывается как богатое место с большим количеством золота, серебра, лазурита и других ценных материалов, а также множеством мастеров, которые знают, как их обрабатывать. Аратта далеко, до неё трудно добраться. Это дом богини Инанны, которая позже вместо Аратты начинает любить Урука. Аратту завоевал Энмеркар из Урука.
Арманум – страна, упоминаемая в аккадских и элбаитских клинописных источниках. Она существовала еще до XXII века до нашей эры и находилась в районе нынешней Урфы (город в Турции). В одних клинописях говорится: «Вязаное платье восхитительного качества, одно вязанноеи одно разноцветное платье даётся посреднику hajа». Далее там, где речь идёт о раздаче драгоценных изделий, опять говорится: «Одно изделие из 20 сиклей золота даётся hajе». hay – самоназвание (эндоэтноним) армян. После этого В. Иванов пишет: «Особенно интересно, что в этом случае упомянутый человек связывается с областью Арми». Арми есть тот же самый Арманум в клинописях Нарам-Сина.
Большое значение в определении местонахождения Арманума имеет рассказ Нарам-Суэна (XXIII век), внука царя Саргона, о том, что Бог дал ему «Эблан и Арманум, от Серебряных гор до Верхнего моря». Хеттские источники также называют горы Тавр Серебряными горами, а название «Верхнее море» в аккадской клинописи относится к озеру Ван.
Арматана – древнее лувийско-хурритское государственное объединение (царство, XVII–XVI вв. до н. э.) в западной части Армянского нагорья (в аккадский источниках упоминается Аккад). Царство Арматана располагалось в западной части Армянского нагорья, граничила с Мелидом (дом Торгома) на западе, и с Киццувадной (лувийско-хурритское государство) на юго-западе. Сведения об этой стране сохранились в клинописных текстах. Известно, что Хеттский царь Тудхалия III вёл неудачные войны с государством Арматана, которое продвинуло свои границы на юго-западном направлении. Положение хеттов усугублялось тем, что Арматану была союзником Митанни, которое, в свою очередь, было союзным Египту.
Таким образом, в горном районе (Сасунские горы) образовалось ядро будущего армянского народа. Если же учесть тот факт, что первым индоевропейским пластом в этногенезе армян был хетто-лувийский пласт, то становится ясно, что страна Арматана являлась ещё одной родиной древних племён, из которых сформировался армянских народ («Мушское царство Алзи XII—IX вв. до н. э., также можно рассматривать в качестве зачатка армянской государственности, а также, любое хурритское, урартское или лувийское государство на территории Армянского нагорья, созданные людьми, потомки которых влились в армянский народ»).
Государство Хайаса. В середине третьего тысячилетия до н.э. на территории Армянского нагория начинают складываться первые племенные союзы. Протоармянские племена (Хаяса, Арме, Суму, Уруату, Наири и др.) объединялась с другими племенами, населявшими армянское нагорье (лувийцы, хурриты и др.) сохранив при этом основу своего языка и образовавь государство Хайаса.
Урартские (или ванские) племена проживали в центральных, южных и восточных областях Армянского нагорья. Урарты в период формирования армянского этноса перешли на армянский язык и влились в состав этого народа. В образовании армянского народа приняли участие также индоевропейские племена армены, давшие народу его второе имя «армяне», которым называют его другие народы.
Лувийцы – родственные хеттам племена, которые говорили на языке анатолийской ветви индоевропейской языковой семьи. Сохранились письменные памятники, сделанные лувийскими иероглифами и клинописью.
Хурриты создали в Северной Месопотамии и в горах Армянского Тавра государство Митанни, оказывавшее сильное влияние на Хеттское царство.
Государство Хайаса (Hajasa) сыграло огромную роль в формирования армянского народа и армянского языка. «Основным языком Хайасы был армянский и… армянский элемент имел главенствующую роль в хайасском государстве». В хетских источниках указано, что земля армян является самоназванием армян. В переводе с хеттского, Хайаса – страна (х)айев. (Хай /haj/ – самоназвание армян). Хетты жили к западу от Армении в XV-XIII вв. Это был индоевропейский народ, связанный с армянами. Хеттские источники (XV-XIII вв.) сообщают, что союз племен Хайаса граничил с Хеттской империей на востоке.
Хайастан (hajastan) находился между морем, рекой Евфрат и озером Ван, в Армянских горах Тавр. Кумахан был одним из важных центров Хаясы в конце XV века до нашей эры. В начале XIV века до нашей эры Армянское царство на короткое время занимало лидирующие позиции в регионе. От племенного союза Хайаса, помимо прочего, армянский народ унаследовал и своё самоназвание (Хай /haj/).
Расшифруя хеттские надписи и богатейший хеттский архив ученые пришл к выводу что Термин «Хайаса» является наиболее близким к армянскому наименованию Hajastan (Армении), и появляется он в хеттских клинописях с начала II тысячелетия до н.э. Это означает, что армянское государство существует по крайней мере с этого времени.
Страна Наири. Наири – ассирийское название группы племён на территории государства Урарту. После распада централизованного государства Хайаса в начале XIII века до н. э. на его территории образовались многочисленные мелкие княжества под общим названием «страна Наири» (буквально «страна рек»).
Разрушительные и грабительские нашествия ассирийских царей во многом способствовали укреплению союза племен. Чтобы противостоять им, племена Наири выставили против врага значительные общие силы, объединив армии нескольких десятков племён. Большинство населения Наирийского союза составляли армяноязычные племена.
Валерий Брюсов в стихотворении «К армянам» писал:
И уцелел ваш край Наирский
В крушеньях царств, меж мук земли: Вы за оградой монастырской
Свои святыни сберегли.
В то время, когда Вавилон, Сирия, Дамаск и евреи постепенно процветали, Наири сбросил ярмо своих налогов и стал править независимо в течение почти 200 лет.
Подводя итог, можно отметить, что армянский язык и говорящие на нём, отделились от индоевропейской общности и стали самостоятельными в IV-III тысячелетий до н.э. Армянский народ окончательно сформировался в середине II – начале I тыс. до н. э. В его формировании основную роль сыграли 3 племени: урарты, хурриты и лувийцы.
Таким образом, можно сказать, что в течение длительного исторического процесса этногенеза одни племена передали армянскому народу больше свой физический облик, другие – традиции своей материальной или духовной культуры, третьи – преимущественно свой язык.
Государств Урарту – одна из древнейших и сильнейших государств в истории Ближнего Востока, где жили урартцы, армяне, лувийцы, хетты и другие народы. В урартских клинописях сохранились многочисленные индоевропейские заимствования из протоармянского языка. К VI-м столетии до н.э. Урарту пришло к упадку, столкнулись с мощным нашествием иранских племен: мидян, киммерийцев и скифов. Урарту стало основой для создания Великой Айрартское царства и Великой Армении.
Айрартское царство. К VI в. до н.э. Армянское нагорье вошло в состав созданной персидским царем Киром II Ахеменидской империи. На его территории образовалась иранская сатрапия (провинция), во главе которой персидским царем был поставлен местный род Ервандидов (Ервандуни). К IV в. до н.э. в связи с крушением державы Ахеменидов под ударами войск Александра Македонского сатрапия Ервандидов стала независимым государством и, присоединив к себе обширные территории на юге и западе - в Передней и Малой Азии, образовала Айраратское царство. Столицей царства Ервандидов был город Армавир, и поныне стоящий в Армении в плодородной Араратской долине.
Великая Армения. С конца II века до н. э. в состав Айраратского царства включаются и не входившие прежде в него армянские области. Наступает расцвет Великой Армении, которая своего наивысшего рассцвета и могущества достигла при царе Тигране II (95 - 56 гг. до н.э.) Великом. Границы Великой Армении в его правление простирались от Средиземного до Каспийского морей, от реки Куры до Месопотамии, включали в себя бóльшую часть Передней Азии. В этот период армяне проживали также в трех соседних областях: между Евфратом и Верхним Тигром (Софена), между Евфратом и Верхним Ликосом (Малая Армения), а также в Камагене.
Софенское царство (Цопк) – древнеармянское государство, существовавшее 331 г. до н.э. – 94 г. до н.э. Самостоятельным королевство стало после нашествий Александра Македонского; прекратило свое существование, когда Тигран Великий воссоединил его с Великой Арменией.
Малая Армения входила в состав Державы Ахеменидов. Потом была завоёвана Александром Македонским, после его смерти в 322 г. до н. э. она сталa самостоятельным царством. Во II веке до н. э. вошлa в государство царя Понта Митридата VI. После его смерти территория Малой Армении перешла к различным римским правителям, менялись её административные границы.
Коммагена – древнеармянское царство в Малой Азии периода эллинизма. Царство основал в 163 до н. э. Птолемей Коммагенский из армянской династии Ервандуни. Коммагена было одно из поздних хеттских государств с лувийским населением в конце 2-го тысячелетия. В период Ахеменидов Коммагена была частью армянской сатрапии, затем армянского государства Ервандуни. В первой половине III века до нашей эры было создано единое государство Цопк и Коммагене, затем Коммагене восстановило свою независимость. Изобретение армянского алфавита связано с культурными центрами Коммагены. В XI веке территория Коммагены находилась под властью Пиларта Вараджнуни, а до конца 14 века находилась под влиянием армянского государства Киликии.
С начала новой эры две новые могущественные державы Римская империя и Парфия соперничают между собой за влияние в Западной Азии. Во II в. римляне и парфяне в ходе ожесточенных войн между собой захватили владения армянского царства, населенные другими народами. Армянское государство вернулось к своим изначальным пределам, ограниченным этнической территорией армян. Столица его располагалась в городе Нор-Кахак – будущем Вагаршапате.

Краткая история Армении и армянского вопроса с древнейших времен до наших дней. А.Айрапетян. Москва, 2022.

Читать еще по теме