Военное устройство Киликии зиждилось на средневековой военно‑ленной системе. Все бароны, как крупные, так и мелкие, а также рыцари обязаны были служить царю. Отказ от службы или самовольный уход вассала считались изменой царю и карались по закону. Земельные пожалования царей феодалам и особенно рыцарям были обусловлены военной службой последних. Независимо от формы земельного владения (вотчина или поместье), все армянские феодалы должны были, как правило, объединять свои вооруженные силы для выполнения ими как внутренних, так и внешних задач. Внутри страны вооруженные силы нужны были феодалам не только для подавления сопротивления крестьян и ремесленников, как главной их функции, но и для подавления сепаратистских стремлений греков и крестоносцев, проживавших в Киликии. В руках государства в лице царя армия была важнейшим орудием для удержания в покорности армянских феодалов и подавления центробежных, оппозиционных сил страны. Сильная армия нужна была также для отпора многочисленным внешним врагам Киликии. С этой целью при Левоне II на границах страны были построены новые крепости и поставлены постоянные гарнизоны. Армия необходимa была и для грабительских походов за захват чужой территорий и пленных, которых, как правило, превращали в рабов...
История Киликийский Армении насыщена почти непрерывными ' военными столкновениями с иноземными государствами. Это обстоятельство сделало военное сословие влиятельным слоем Киликийского армянского общества.
В обязанность вассалов царя входило сохранение важнейших крепостей страны в годности и боевой готовности.
Кроме царя, в своем распоряжении военные отряды имели также владетельные князья и особенно те из них, которым была поручена защита границ.
Верховным главнокомандующим всех вооруженных сил страны был царь. Главнокомандующим войсками был спарапет – гундстабль. Двумя его непосредственными помощниками были: мараджахт (маршал), возглавлявший интендантскую службу и спасалар‑командующий Конницей. Ядро армии в Киликии составляла конница. Постоянная армия комплектовалась, главным образом, из дворян, а также из других лиц, проходивших известную военную подготовку и получавших звание «дзиавора», т.е. рыцаря. В военном деле вообще и в деле подготовки ‑военных специалистов были введены военное обучение, форменная одежда, воинские чины и звания. Подобно рыцарским орденам крестоносцев, у киликийских армян были установлены определенные ступени обучения и достижения звания «дзиавора»‑ рыцаря. Армяне – «дзиаворы» одевались и снаряжались как крестоносцы.
Кроме конницы, в армию входила также пехота, составлявшая подавляющее большинство войска в военное время. Во время войны призывались также горожане и крестьяне, составлявшие пехоту «рамиков» (простонародья). Тогда армия насчитывала от 80 до 100 тысяч воинов. Существовали специализированные отряды конников, стрелков из лука, колесничьих, вооруженных секирою. Кроме того, имелся и обслуживавший персонал из военных врачей, обозников и др. Для призывников, особенно для азатов, было введено военное обучение.
Со второй половины XIII в. Киликийское армянское государство держало постоянную армию, состоявшую из 12 тысяч кавалеристов и 50 тысяч пехотинцев. В мирное время царская армия расквартировывалась в разных пунктах страны. Для содержания армии с населения взимался специальный налог. Кадровые военнослужащие получали ежегодное жалование: кавалеристы‑в размере 12, а пехотинцы – 3 золотых монет. Как правило, дворяне за военную службу получали «хрог» – «кормление» с населения, прикрепленного к ним. Кроме того, воины присваивали определенную часть военной добычи, как это установлено в Судебнике Смбата (§ 1).
Среди военнослужащих особое место отводилось рыцарям. Возможно, что в Киликии не было армянских рыцарских орденов, поскольку там имелась регулярная армия. Однако имеются сведения, что киликийские армяне, подражая латинянам, ввели у себя институт рыцарства. Посвящение в рыцари производилось с исполнением определенных обрядов и по поводу какого‑либо события, достойного быть отмеченным (например, коронации, праздники, победы, дворцовые торжества и т.д.). Согласно «Инструкции о рыцарстве дошедшей до нас в подлиннике, но о которой говорят хронисты, в рыцари посвящались лица из среды феодалов, достигшие 14‑летнего возраста (у латинян – от 11 до 15‑летнего возраста). Дзиавор‑рыцарь носил одежду синего цвета, с изображениями креста (под цвет золота) и верхового. Рыцарство было двух рангов. В первую категорию входили князья, спарапеты и маршалы, во‑вторую – азаты и чиновники низших степеней. Из среды рыцарей вербовались дипломаты. Рыцари служили также в качестве герольдов (вестников). Рыцарство являлось опорой царей, принимало активное участие в организации дворцовых приемов и торжеств.
А.Г.Сукиасян. История Киликийского армянского государства и права (XI ‑ XIV вв.) Ереван, 1969.