В связи с мифической «азербайджанской общиной» уместно коснуться прав и свобод национальных меньшинств в самом Азербайджане и задаться вопросом: почему же «цивилизованная» Европа и американские «радетели» прав человека закрывают глаза на подавление элементарных прав меньшинств в Азербайджане? Почему азербайджанские власти не соблюдают у себя в стране гражданские и политические права, которыми пользуются национальные меньшинства в любом демократическом обществе?
Если уж руководство Азербайджана проявляет такую заботу об «общинной» организации азербайджанских беженцев, которых пытаются вернуть в НКР, почему бы Баку не заняться обустройством общинной жизни с представлением им всех гражданских прав хотя бы компактно проживающим лезгинам и аварцам на севере страны и талышам — на юге? Напротив, в течение десятилетий советские власти Азербайджана проводили целенаправленную политику насильственной азербайджанизации лезгин, аварцев, ираноязычных талышей. Их численность постоянно сокращалась, поскольку в ходе переписи населения представителей этих народов причисляли к азерам, да к тому же запрещали им обучение на родном языке, издание газет, создание культурно-просветительских организаций, подвергали уголовному преследованию всех, кто выступал в защиту своих гражданских прав.
Возьмем, к примеру, талышей, проживающих компактно в Лерикскском, Ленкораньском, Масальском районах Азербайджана. Ведь талыши проживали в этой части Южного Кавказа задолго до прихода туда диких кочевых тюркских племен. Они — совсем другой народ, не имеют никакого отношения к азерам и отличаются от них и по языку, и по культуре, и по обычаям, и по истории. После каждой переписи официальная азербайджанская статистика целенаправленно сокращала численность талышского населения. Начиная с 1935 г. само существование талышей вообще отрицалось, их просто записывали «азербайджанцами». В последние годы наступило некоторое послабление. По данным переписи 1999 г., в Азербайджане официально насчитывается около 80 тыс. талышей. (По всесоюзной же переписи 1989 г. их, оказывается, было всего лишь 21 тыс. человек.) «Прогресс» в подсчете объясняется, надо полагать, провозглашением в 1992 г. в Ленкоране Талыш-Муганской республики. Хотя она и была вскоре подавлена, но привлекла к себе внимание мирового сообщества и, как следствие, численность талышей увеличилась в четыре раза! Азербайджанским ассимиляторам стало труднее заниматься жульничеством во время переписи! Но, по данным американских исследователей, опубликованным в изданном в Баку в 2002 г. двухтомнике «Studies in langueges of Azerbayjan», в республике насчитывается около 500 тысяч талышей.
Признают ли власти Азербайджана существование талышской общины со всеми правами, признаваемыми международными конвенциями за национальными меньшинствами? Один из лидеров талышского народа Фахраддин Абосзода заявляет, что политика нынешних азербайджанских властей ставит целью вытеснить всеми возможными методами талышей из мест их компактного проживания на юге Республики и дальнейшую ассимиляцию. Район проживания талышей — один из самых депрессивных в «процветающем» Азербайджане, а это способствует постоянному исходу населения в поисках лучшей доли. Экономическая деградация — это традиционная для азербайджанских национал-шовинистов политика в отношении компактно проживающих национальных меньшинств. Она десятилетиями проводилась в отношении армян в Нагорно-Карабахской автономной области и Северной части Карабаха.
«Мы хотим быть талышами, говорить на своем языке, учиться в талышских школах, быть хозяевами на своей земле, — заявил информационному агентству «Росбалт» Фахраддин Абосзода. — Главное — это сохранение языка и народа. У нас отняли все — нашу историю, культуру, обычаи, музыку. Все приписывается туркам», (т. е. азерам).
Против подавления их гражданских прав, тюркизации всех сфер общественной жизни и в защиту сохранения самобытности культуры как национальной общины выступают не только талыши, но и лезгины, аварцы, таты и другие национальные меньшинства. Но в ответ на них обрушиваются лишь репрессии — дискриминация, запугивание, переселение или, наоборот, вселение азеров и курдов в места компактного проживания этих меньшинств (чтобы «разбавить» национальный состав), наряду с созданием для коренного населения невыносимых социальных и экономических условий и, наконец, аресты «строптивых». Лезгины, аварцы и другие дагестанцы лишены не только гражданских прав, которыми обладают все национальные меньшинства в любой цивилизованной стране, но даже элементарных прав человека. Они лишены всех атрибутов национального меньшинства — обучения, теле- и радиовещания, газет на родном языке, национального театра.
Закатальский и Белоканский районы Азербайджана, являющиеся исторической родиной аварцев, усиленно заселялись турками-месхетинцами, которые теперь считаются «азерскими беженцами». Аварцы же превратились в меньшинство на своих исконных землях. Такое произошло в древнем аварском селе Катих Белоканского района. По такому же сценарию тюркизировали большое аварское село Къабахчол. На промышленных предприятиях в округе почти сплошь работают азербайджанцы; аварцам работа не предоставляется. По свидетельству дагестанской прессы, процесс интенсивной тюркизации аварских сел проходил в 90-е г.: почти полностью заселены азербайджанцами, покинувшими Нагорный Карабах, и турками-месхетинцами аварские в прошлом селе Сумайлу, поселки Казангюль, Узун-Газмалар и Фындыкли. Сейчас азербайджанцами активно заселяются села Чугак, Верхняя Тала, Нижний Чардах, Кацбина, Казма, Ханапи, Гарагал и другие.
Это и есть «дружба народов» и «демократия» по-азербайджански. Бакинские власти не признают за этими национальными меньшинствами статуса «общины» с необходимыми правами, поскольку такой подход противоречит государственной политике Азербайджана. Азербайджанцам внушают, и они этому верят, что Дербент — «исконно-азербайджанская земля», которую они рано или поздно освободят «от захватчиков».
«Нагорный Карабах в международном праве и мировой политике». Комментарии к документам. Том II / Д. ю. н., проф. Ю.Г. Барсегов, Москва, 2009