Любая идеология и основывающаяся на ней политическая доктрина имеет свои сущностные особенности, основные положения, которые нацелены на достижение ожидаемого результата, познание которых позволяет определить позитивность или негативность данного явления по отношению к интересам своей страны и народу, их прошлому, настоящему и будущему.
Сторонники пантюркизма за рубежом (в Турции и других тюркоязычных странах) и в самой России нередко отмечают, что пантюркизм не представляет никакой политической угрозы и культурной ущербности для новой демократической России. Пантюркизм, по их мнению, это всего лишь объективная культурно-языковая тяга и близость этнически и духовно-родственных к анатолийским туркам и Турции тюркоязычных народов мира и России (СНГ), в частности. Дело доходит до смешного, что пантюркизм действительно был угрозой для имперской и деспотичной России, а также сталинского СССР, которые порабощали нерусские народы, а вот для современной России нет никакой угрозы.
Об этом, например, отмечали совокупность тюркских авторов одного из номеров альманаха «Асмола», выступивших с критикой монографии Александра Сваранца «Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе», а также ряд других турецких и протурецких исследователей в печати и Интернет-сайтах. Современные пантюркисты нередко заявляют и о том, что идея неоевразийства не может быть полноценной без полноправного политического союза русских с тюркским миром, который в своей совокупности может не только равняться современной численности русского народа, но и превышать его. Попытки известного русского геополитика Александра Дугина придать этой идее новое содержание завершились бесславно, ибо широкий альянс с Турцией несет в себе потенциальные угрозы для будущности России и русского народа.
Тем не менее, следует признать, что любая идеология с приставкой «пан-» (будь то пантюркизм, панславянизм, панарабизм, паниранизм, панатлантизм, панамериканизм и т.д.) несет в себе политическую и претенциозную составляющую, где присутствует своя идеология, своя философия, своя культура, своя политическая и физическая география, а также своя геополитика и геоэкономика. И в этом смысле пантюркизм не исключение.
Понимание сущности идеологии и политики пантюркизма достаточно четко обоснованны в трудах одного из основоположников этой доктрины Зия Гёк Альпа и Моиса Кохена (соответственно в книгах «Основы тюркизма» и «Туран»). Согласно Зия Гёк Альпу пантюркизм включает в себе три взаимосвязанных составляющих:
1. Тюркизм в самой Турции, суть которого сводится к:
– созданию мощного и моноэтнического тюркского государства через политику естественной и насильственной (то есть геноцид) ассимиляции нетюркских народов в Турции;
– формированию базового турецкого языка путем проведения активной лингвистической реформы с целью избавления от арабских, персидских и иных заимствований;
– созданию турецкой национальной культуры (литературы и истории);
– отделению религии ислама от государства и превращению идеи Турана в своеобразную политическую философию турецкой национальной элиты.
Тюркизм есть основа внутренней политики Турции, за прошедшие десятилетия с момента создания Турецкой Республики в этой стране подверглись естественной ассимиляции и насильственной депортации и уничтожению многие коренные народы (в том числе, армяне, арабы, славяне, греки и курды). Согласно статье 66 Конституции Турции 1982 года «Каждый, кто связан узами гражданства с турецким государством, – турок», а статья 134 той же Конституции обязывает проводить исследования лишь турецкой истории языка и культуры.
В 1920–1930-х гг. в Турции были созданы лингвистическое и историческое общества, которые с тех пор провели масштабную работу по реформе языка и написанию новой национальной истории с элементами фальсификации. Турецкие общества «Тюрк юрду» и «Тюрк оджагы», созданные в 1911 году младотурками, продолжают свою деятельность и по сей день. Они являются важнейшими системными элементами пропаганды пантюркизма, тюркского национализма внутри и вовне Турции.
Идея лаицизма, то есть отделения ислама от государства, предложенная основателем республиканской Турции Кемалем Ататюрком, по-прежнему сохраняет светские устои турецкого общества и их ориентированность на сильный Запад. Однако в Турции ислам всегда сочетается с пантюркизмом, а ведущие политические партии пантюркизма (Партия националистического движения) и ислама (Партия справедливости и развития) сохраняют политическую общность и партнерство. Не случайно религиозный орден «Нурджулар» получает в Турции поддержку правительства и пантюркистов.
2. Пантюркизм или огузианизм, суть которого сводится к объединению стран, населенных потомками огузского племени, то есть наиболее близких по происхождению, ментальности и географии народов Турции и Азербайджана (в том числе русского и персидского Азербайджана). Фактически, это первый этап внешнеполитической стратегии пантюркизма, нацеленный на обеспечение геостратегического выхода Турции в Южный Кавказ, к берегам Каспийского моря, откуда возможно инициирование широкого интеграционного процесса в большом тюркском мире – Туркестане, современной Центральной Азии.
Иными словами, огузианизм означает не только и не столько идею объединения двух родственных народов Турции и Азербайджана, а скорее решение важнейшей геополитической задачи проникновения в пространство Кавказа и Северного Ирана, что позволит обеспечить прочный выход в Туркестан. «Идея Огузистана, – отмечает Кристофер Уокер, – идея создания того обширного турецкого государства, которое должно было простираться от Анатолии до западных и южных границ Каспийского моря».
Именно для реализации этой идеи, а также учитывая большую территориальную разорванность бывшей Османской империи и современной Турецкой Республики от остального тюркского мира и была предпринята в 1918 и 1920 годах турецкая аннексия части Закавказья, а точнее Восточной (Русской) Армении для провозглашения Азербайджанской Республики и установления территориальной связи с ним через армянские территории Карса, Нахичевана, Зангезура и Нагорного Карабаха.
Турецкие националисты в момент развала Османской империи по итогам Первой мировой войны, отказываясь от Сирии, Месопотамии и Западной Фракии, сконцентрировали свое внимание, прежде всего, на недопущении образования в Армянском Нагорье независимого армянского государства согласно Арбитражному решению президента США Вудро Вильсона, которая получала бы выход в Черное море, территории большей части Западной (Турецкой) Армении и Восточной (Русской) Армении (более 170 тыс. кв. км). Такая Армения серьезно и надолго подорвала бы возможность реализации самой идеи пантюркизма в перспективе.
В современных условиях стратегия пантюркизма в политике Турции в отношении тюркских стран СНГ добилась наиболее ощутимых результатов и восприятия только в Азербайджане, поскольку само образование этой республики в Восточном Закавказье в 1918 году явилось результатом турецкой военной агрессии на Кавказ, а без Азербайджана – нет пространственного выхода в Туркестан (Центральную Азию). Да и в самом азербайджанском обществе сохраняется особое отношение к Турции и надежда на ее помощь в решении хронических внутренних и внешних проблем Азербайджанской Республики (включая и в Карабахском вопросе).
3. Пантуранизм выступает завершающим этапом доктрины пантюркизма, который предполагает объединение всех тюркоязычных и других туранских народов в так называемый Великий Туран, в общую туранскую федерацию и политический союз под эгидой Турции. Иными словами речь идет об образовании новой тюрко-туранской империи от берегов Стамбула до Алтая и пустыни Синьцзян (Великой Китайской Стены).
Пантуранизм более широкое понятие, чем антюркизм. К туранской группе сторонники пантюркизма относят и народы нетюркского происхождения, но принявшие ислам в составе Османской империи (например, боснийские сербы, часть болгар). Современные политические и экспертно-аналитические группы Турции нередко применительно к пантуранизму развивают новую стратегию «неоосманизма», пытаясь оказать выгодное воздействие на те народы и страны, которые ранее входили в состав оттоманского государства. Таким образом, пантюркизм включает в себя внутреннюю и внешнюю политику Турции, которая нацелена на создание мощного, моноэтнического и базового турецкого государства, откуда начнется реализация масштабной стратегии по интеграции тюркских и туранских народов под властью Турции и против интересов ведущих государств Евразии – России, Ирана и Китая. В этом и заключается сущность пантюркизма, в этом и его потенциальная опасность для интересов нашей страны, как равно и наших партнеров (прежде всего, Армении и Украины).
В ХХ веке происходила эволюция пантюркизма с учетом конъюнктуры международных глобальных и региональных отношений, соотношения сил и возможностей Турции, укрепления или ослабления российского государства. Но неизменным оставалась сама сущность пантюркизма и его антироссийская стратегия.
Основные угрозы интересам Российской Федерации от идеологии и политики пантюркизма (внешние и внутренние аспекты). Александр Сваранц. Журнал «Регион и мир». 2010, 1.