Странствия Патриархов Армянской Церкви

Армянское патриаршество никогда не заимствовало своего наименования от какой-либо определенной резиденции: оно всегда называлось патриаршеством Всех Армян (Аменайн Айоц). Это именование позволяло ему находиться в средоточии народа, какова бы ни была столица политической власти страны. Эчмиадзин, резиденция первых веков, и современная, ставшая таковой после провозглашения христианства официальной религией в начале IV века, есть та же столица Армении Вагаршапат. После уничтожения царской власти и смут, сопровождавших это событие, один армянский сатрап, Ваган Мамиконян, мирно обосновался в Двине одновременно с патриархом Ованнесом I Мандакуни (484). Вот там-то, у подножия Арарата, недалеко от Эчмиадзина, обосновались патриархи, до Ованнеса V Драсханакертци (899–931).

Политические уступки, дарованные армянам халифами, были далеко не выгодными для народа. Дело в том, что под управлением халифов умножились княжества, главы которых присвоили себе титулы царей Ани, Вана, Карса, Гугарка, что повело ко всевозможным смутам и соперничеству. Более того, основание этих слишком многочисленных княжеств не воспрепятствовало присутствию в них верховных арабских наместников, собиравших дань и наблюдавших за управлением этих царей, по отношению к которым они пользовались правом жизни и смерти.

Мы не хотим вдаваться в подробности относительно дурных последствий, вытекавших из этого ненормального положения. Город Двин, резиденция царей Багратуни до их водворения в Ани, оставался местопребыванием патриархов вплоть до того момента, когда был взят и опустошен наместником Юсуфом. Патриарх Ованнес V, отправившийся к нему в качестве парламентера, был оставлен заложником. Получив свободу ценою выкупа, он долгое время вынужден был скитаться по всей стране, лишенный возможности вернуться в свою резиденцию, к тому же более не существовавшую, так как город был опустошен и разрушен до основания. Только к концу своего патриаршества он решился окончательно поселиться в Ване. Сначала патриарх имел своим местопребыванием монастырь Дзораванк (Салнапат), расположенный вблизи от Вана; затем последовал за царем на остров Ахтамар, ставший, таким образом, резиденцией патриарха.

Здесь патриарх Ованнес, прозванный Патмабан (Историк), окончил свои дни в 931 году, после того как ему пришлось в продолжение тридцати двух лет быть очевидцем тягостных событий. Первые из его преемников Степаннос ІІ (931–932), Теодорос Первый (932–938) и Егише Первый (938–943) имели местопребывание в Ахтамаре, в близости царей Вана. Но Анания Мокаци нашел более удобным покинуть уединенный остров и поселиться в центре страны под покровительством царей Ани. Он избрал временным местопребыванием городок Аргину, близ Ани, до того момента, пока не были построены в самой столице дворец и базилика для патриарха (992). Анания заявил о себе выдающейся деятельностью в религиозных и политических делах страны, и его искусное управление обеспечило Церкви относительное спокойствие.

Наследовавший ему Ваган Сюни (967–969) возбудил против себя подозрения, так как старался ввести разные греческие обряды и отвести первенствующее место началам, выработанным на Халкидонском соборе. Встревоженные его поведением, армянские епископы собрались на собор в Ани и низложили Вагана, назначив вместо него Степанноса ІІІ Севанци (969–971). Этот последний пользовался поддержкой царя Ани, тогда как царь Вана взял сторону Вагана, и из этого конфликта возникли смуты, волновавшие Армению до смерти обоих патриархов, Степанноса и Вагана.

В 971 году был единогласно избран Хачик І Аршаруни (971–992), человек достойный и деятельный. Он успел не только восстановить мир между различными армянскими княжествами, но также успешно защищал своих единоверцев в византийских областях, которых убеждали перейти в лоно Греческой Церкви. Патриарх Хачик І посвятил армянских епископов для тех своих единоверцев, которые населяли греческие епархии. До того времени, согласно обычаям первых веков христианства, полагалось на каждую епархию по одному епископу. Действительно, только с этого времени стало увеличиваться число епископов согласно обрядам и вероисповеданиям. Построив базилику и патриарший дом в Аргине, Хачик приступил к возведению новой патриаршей резиденции, но воспользоваться ею ему не пришлось. Она была освящена его преемником Саркисом І Севанци (992–1019). Однако она недолго была прибежищем патриархов, так как преемник Саркиса Петрос І Гетадарц (1019–1054) вскоре покинул ее, вследствие взятия Ани греками (1046).

Наиболее выдающимся событием в управлении этих двух патриархов была мера, принятая против секты тондракийцев, нечто вроде павликиан, врагов всякого внешнего культа, характерными чертами которых была восторженная экзальтация и смелость. Акоп, епископ Харкский, стал на сторону этой секты и вознамерился управлять Церковью согласно основным положениям этой секты, не порывая, однако, открыто с ортодоксальным исповеданием. Акоп, которого дважды вызывали на епископский собор, имел возможность представить свои оправдания. Но тем временем удалось собрать достоверные доказательства его деяний, и он был осужден и лишен сана патриархом Саркисом.

В Кашэ группа поселян, примкнувших к этой секте, уничтожила большой Крест в селении Хачгюг. Стали искать виновников этого святотатства, и они были задержаны и понесли суровую кару. В этом случае прибегли к телесным наказаниям, которые, строго говоря, не в обычаях Армянской Церкви. Но при подобных обстоятельствах сочли уместным последовать примеру греков, проявлявших необычайную суровость относительно павликиан, дерзкие деяния которых, переходя границы дозволенного, делались преступлениями против обычного права. Взятие Ани и рассеяние династии Багратуни связаны с именем Петроса Гетадарца. Этот последний, приходившийся племянником патриарху Хачику, был назначен при жизни патриарха Саркиса, который добровольно отрекся в 1019 году и умер вскоре после этого (1022). Гагик, царствовавший в Ани, умирая (1020), оставил преемником своего старшего сына, Ованнеса Смбата, человека слабоумного и беспечного, который вознамерился упрочить свое господство, заключив с императором Василием II договор, по которому все царство после смерти царя должно было перейти к Василию. Патриарх Петрос лично отправился в Трапезунд (1022) заключить это соглашение с императором.

По возвращении он поселился в Севасте (1023), где тогда царствовал Сенехерим, который уступил грекам свою территорию Ван в обмен на провинцию Севастии. Из этого города он переехал в Дзораванк в Ване (1020). Вернувшись в Ани, патриарх Петрос был низложен царем и замещен Диоскоросом Санахинци, но духовенство и народ восстали против Диоскороса, и в следующем году (1037) он был изгнан, а Петрос вновь завладел патриаршим престолом, который сохранил за собой еще лет десять.

Так как царь Ованнес Смбат умер, не оставив после себя прямого наследника, то престол перешел к Гагику, сыну его брата Ашота, пятнадцатилетнему мальчику, но его попытались устранить. Петросу было известно Трапезундское соглашение, скрепленное договором, находившимся в руках императора Михаила IV Пафлагона. Вест-Саркис, первый министр покойного царя, старался завладеть престолом. Вахрам Пахлавуни, командовавший армией, стоял за право и национальную независимость. Греки, татары и царь Гугаркский спорили из-за обладания Ани.

Вахраму удалось отразить чередовавшиеся приступы неприятеля и в продолжение нескольких лет противиться их силам и проискам Петроса и Саркиса; но под конец он вынужден был уступить, и город сдался грекам (1046). Вначале патриарх был окружен всевозможным вниманием и почетом со стороны последних, но затем они его выселили в Константинополь, где он пробыл три года. Наконец, он был послан в Севаст, где жил до самой смерти (1054), неся обязанности своего сана, хотя он и взял в помощники своего племянника Хачика, управлявшего патриаршеством во время отлучек Петроса, которому он наследовал после его смерти.

Хачик ІІ из Ани был также призван в Константинополь, где был подвергнут всевозможным испытаниям, не только с тем, чтобы заставить его выдать драгоценности Петроса, но также чтобы обратить его в греческое вероисповедание. Но, несмотря на перенесенные страдания, он остался непоколебим. По истечении трех лет (1054–1057) он был удален в Тавблур, близ Тарантии (Даранде), в Малой Азии, где оставался до самой своей смерти (1060).

Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.

Читать еще по теме

Актуальное

Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/armeniansite.  Там пишем то, что на сайте иногда не публикуем!