Из краткой записи (январь 1912 г.) вардапета Завена следует, что арендатор Манучар Авагянц начал производственную разработку медного рудника Гандзасарского монастыря. Далее он пишет о целесообразности эксплуатации лесов, принадлежащих монастырям Хутаванк, Гандзасар и Гевондянц (Гондик).
Данные о доходах и расходах Гандзасарского монастыря за 1906—1910 гг. показывают, что самый низкий доход был зарегистрирован в 1906 г., а в последующие годы он увеличился. Из записи (1912 г.) управляющего владениями монастырей Гандзасар и Хутаванк Маркоса Тер-Аствацатуряна следовало, что “можно было погасить кредитные долги прошлых лет и спасти владения от угрозы аукциона”. О потенциально большом интересе медного рудника Гандзасара для международных промышленных кругов свидетельствует письмо П. Тонапетяна, отправленное в январе 1914 г. Католикосу Всех Армян Геворгу V Суренянцу (1911—1930). Попечители армянской епархиальной школы Арцаха в своем заявлении (26 января 1915 г.) извещали Геворга V о том, что в создавшейся тяжелой ситуации существование школы необходимо поддержать всеми способами и просили Католикоса издать указ о том, чтобы ежегодный налоговый взнос (3000 рублей) подрядчика медного рудника Гандзасарского монастыря господина Манучара Авагянца, если не постоянно, то хотя бы временно был отдан в распоряжение епархиальной школы.
Со второй половины XIX в. до 1923 г. султанское, младотурецкое и кемалистское правительства, приводя в исполнение пантюркистскую политику, в Западной Армении, Армянской Киликии — большей части территории Родины армян, а также на других территориях захваченных Османской империей, совершили Геноцид армян, достигший катастрофической кульминации 24 апреля 1915 г. Турция ответственна за Геноцид — преступление против человечества.
Часть спасшихся от Геноцида армян прибыла в Восточную Армению. По поручению Католикоса Всех Армян их забота была вверена епископу Хорену Мурадбекяну. Среди беженцев были также священники. Один из них, священник села Нарек Ахтамарской епархии Маркос Тер-Арутюнян поселился в селе Карачинар, в Арцахской епархии. Глава Арцахской епархии епископ Ваган Тер-Григорян в своем письме (4 декабря 1918 г.) Католикосу Геворгу V писал, что в Арцахе почти остановилась просветительская жизнь, “из более чем 60 школ в селах не осталось ни одной. Только в Шуши (вновь) открылись школа Мариям-Гукасян, а с декабря – епархиальная школа с половиной состава учеников… Нашествия турок и “кавказских татар” разрушили около 35 сел… Монастырь Амарас разрушен”.
Согласно “Записке об Армянском Карабахе” (5 мая 1919 г.): “образовавшееся в Восточном Закaвказье (Прикаспийская низменность и прилегающая территория нижнего бассейна реки Кура) “государственное формирование” присвоило себе название “Азербайджан” 8 и притязает на включение в свои пределы территорию Нагорного Карабаха, которая поныне является исконной собственностью живущего там армянского народа, составляющего большинство населения”.
В документе далее говорится: “Из памятников армянского искусства ныне привлекают внимание два величественных храма, которые на протяжении веков были интеллектуальными и политическими центрами — монастыри Татев и Гандзасар… в то время как на всей территории Нагорного Карабаха невозможно найти ни одного памятника татарской культуры, более или менее привлекающего внимание”.
Согласно данным, опубликованным Российской империей до Первой мировой войны, число армян в Нагорном Карабахе составляло 280 тысяч. Карабахская (Арцахская) епархия имела 224 армянских села, 222 действующие церкви со своими священниками. Разрушенные села не восстанавливались, практически не выделялось никаких средств для деятельности армянских школ. Более того, в декабре 1919 г. министерство сельского хозяйства и госимущества “АзДР” положило свою разбойничью лапу на леса площадью в 60 тыс. десятин (162 тыс. акров), принадлежащие монастырям Гандзасар, Хутаванк и Св. Акоб.
23 марта 1920 г. мусаватистские войска начали агрессию против Арцаха. Силы врага насчитывали десятки тысяч бандитов. Армянские бойцы нанесли врагу ощутимый урон (500 убитых и раненых). Черной кульминацией антиармянской политики “АзДР” явилась резня армянского населения Шуши и уничтожение центрального армянского квартала города в огне пожарищ. Среди многих тысяч погибших армян были Арцахский владыка епископ Ваган Тер-Григорян и принявшие с ним мученическую смерть священники.
В середине апреля 1920 г. было сформировано временное правительство Карабаха (Арцах), которое руководствовалось законами Республики Армения (1918—1920). Отряд, сформированный из сил Капана во главе со славным сыном армянского народа, выдающимся государственным и военным деятелем Гарегином Нжде, разгромил мусаватистское оккупационное войско и вошел в гавар Дизак. 25 апреля 1920 г. IX съезд армян Арцаха провозгласил о воссоединении Нагорного Карабаха с Республикой Армения как ее неотъемлемой части и попросил находящуюся в Москве делегацию Республики Армения уведомить об этом правительство Советской России.
Однако политическая ситуация менялась с советизацией (28 апреля) “Азербайджана” и под давлением поддерживающих его войск Красной армии. В самом Арцахе враг совершал нападения на оборонительные позиции армян. Ситуация еще более осложнилась в окрестностях села Ванк, у подножия горы Гандзасар. 21 мая отряд Красной Армии, с поручением арестовать командира обороны полковника Закара Месяна, напал на село Ванк, однако безуспешно.
Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван, 2009