Во все исторические эпохи, и в наше время в особенности, значи­тельным явлением в развитии культуры были встреча и столкновение раз­личных культур, приводящие к сложным процессам их взаимодействия, с одной стороны, к самоопределению и самосознанию каждой из них, с дру­гой. Особый интерес представляет встреча национальных культур, во мно­гом предопределяющая характер взаимодействия их народов-носителей.

Существует ряд ключевых понятий, характеризующих культуру, вы­деление и формулировка которых способствует определению националь­ной культуры и наблюдению за ее встречей с другими культурами.

История человечества складывается из множеств уникальных очагов культуры, которые возможно уложить в определенную историческую зако­номерность, в законы развития, идущего по восходящей линии, но, тем не менее, именно многообразие этих неповторимых культурно-исторических целостностей составляет самую суть истории. Без этого, по словам В. Гумбольдта, история предстала бы «мертвым часовым механизмом, который следует непреложным законам и приводится в действие механическими силами». Показательно, что даже Гегель, внесший в принцип историзма идею логизма, полагал все же, что действительная история осуществлена в тех конкретных образованиях, для каждого из которых характерна своя «определенность» (т.е. качественное своеобразие) в духовной сфере – в «объективном и абсолютном духе», а именно «она является общей отличи­тельной чертой его религии, его политического строя, его нравственности, его правовой системы, его нравов, а также его науки, искусства и техниче­ского умения». Для обозначения этого единства во всем многообразии проявлений данной культуры Гегель использовал термин «дух народа», явно связывая его с народом-носителем. Гегелевская типология исто­рии и, соответственно, культуры (восточный, греческий, римский, герман­ский миры) является схематичной с точки зрения современной философии культуры, но остается бесспорной сама мысль о целостности всякой культуры, к какому бы типу она ни принадлежала, целостности, которая харак­теризует ее единство и ее неповторимость.

Глубокая сущность целостности как характеристики культуры прояв­ляется предметно в ее «языке», в ее «символике». В этой связи возникает еще одна проблема – проблема понимания иной культуры, которая превра­щается в задачу постижения ее языка, ее символики и т. д.

Известно, что формы культуры – это есть формы, в которых проте­кает жизнь народа, и поэтому они составляют важнейшее содержание исторической памяти народа. В формах культуры (и в их памятниках) – в языке, искусстве, нравственно – правовых установках, в религии, науке и отложилось своеобразное, присущее каждому народу, мировосприятие и миропонимание. Функционирование каждой из этих форм и составля­ет внутреннюю жизнь народа, а рефлексия над ними – его историческую память.

Одно и то же культурное явление выступает в исторической памяти в самых разнообразных, порой неожиданных формах: в языке (именах, названиях, словосочетаниях), в литературе и искусстве, в школах и уни­верситетах, в искусстве письма, в особенностях организации обществен­ной жизни, в «правилах» торговли и ремесла и т.д. Отметим, что формы культуры - это формы, внутри которых существует и осуществляется об­щественная жизнь; общественное бытие народа - в языке, мифе, религии, нравственности, праве, искусстве, науке, философии. Человек объективи­рует свое общественное сознание в этих формах.

Важным элементом рассматриваемой проблемы является наследова­ние культуры – функционирование культурной традиции данного народа или приобщение, обогащение себя достижениями иных культур.

В истории народа наследование культуры – это глубоко внутренний процесс. Механизм наследования культуры – это механизм преемствен­ности: функционирования культурной традиции, воссоздания и обнов­ления культурой самой себя. То есть наследование культурной традиции при освоении новых форм культуры, наследование культурных ценностей, естественно включающихся в предметы и произведения, идеи и образы культуры, создаваемой в новых общественно – исторических условиях, на новой почве достижений общечеловеческой культуры. Культура наследуется через созидание культуры и только при условии, если культурные ценности становятся составной частью материальной и духовной жизни народа, вернее, если в них протекает его общественная жизнь.

История народа, например, армянского, засвидетельствована не про­сто сведениями из исторических источников, но, прежде всего, материаль­ной и духовной культурой, созданной за тысячелетия на территории своей исторической родины. Родина культуры – та необходимая, созданная народом, среда проживания, в которой только возможно существование именно данной – неповторимой – культуры. Предметы, составляющие эту природ­ную и искусственную среду, являются памятниками истории и культуры народа.

Таким образом, только историческая память народа, создавшего их, может придать историко–культурный ценностный смысл, и только она мо­жет приобщить их к духовному наследию человечества. Лишившись своих носителей, они безвозвратно теряются для всего культурного человечества.

Нетрудно предположить, что среда проживания, привязанная к дан­ной культуре, может быть воспроизведена в чужеродном окружении – в колониях, поселениях, - в «малой родине». Тому пример – немецкие колонии в Закавказье, армянские колонии во Львове, в Крыму, на Дону, в Астрахани и т.д. Создание «малой родины», своей особой среды проживания, явля­лось необходимым условием для функционирования данной культуры. И, наоборот, без этого условия дальнейшее функционирование данной куль­туры становится затруднительным – искусственным, если даже действуют остальные культурные механизмы этнозащиты и этносуществования.

Историческая судьба армянского народа сложилась так, что он вы­нужден был на протяжении многих веков создавать свои материальные и духовные ценности не только на своей этнической территории, но и за ее пределами. Армянская диаспора образовалась как результат националь­ного и религиозного преследования, массовых гонений и насильственных переселений армян из Армении в связи с непрерывными войнами. Важную роль в миграции армян также сыграли социально-экономические и куль­турные (религиозные) факторы.

К числу стран, где армяне получили возможность мирной жизни и созидательной деятельности, относится Россия, на территории которой в разные исторические периоды были созданы армянские колонии: на дан­ном этапе на основе существующих источников изучены колонии диаспо­ры Дона и Степного Предкавказья, основанные именно армянами (Новая Нахичевань, Армавир, Святой Крест). Определены основные этапы пе­реселения армян в те регионы на территории России, которые в дальней­шем стали основой для складывания армянских диаспорных объединений.

На основе проведенного исследования можно утверждать, что ста­новление хозяйственной жизни в армянских поселениях происходило под влиянием как традиционных, исторически сложившихся экономических норм, так и вновь приобретенных в соответствии с российскими экономи­ческими условиями и обстоятельствами.

Русско-армянские культурные связи уходят в далекое прошлое, но особенно они окрепли в XIX – начале XX в. Видными очагами армянской культуры стали Москва, Петербург, Астрахань, Кизляр, Моздок, Новая На­хичевань, Армавир, Святой Крест.

Важное значение в процессе интеграции армянского населения диас­поры в российское культурное пространство имело образование. Во всех трех колониях: Новой Нахичевани, Армавире, Святом Кресте большое внимание уделялось просвещению, основой которого первоначально слу­жили церкви и монастыри. Были открыты приходские школы, училища, духовные семинарии, гимназии, ремесленное училище (Новая Нахиче­вань) и т.д.

Итак, основной целью армянских колоний являлось сохранение или возрождение армянского светского и духовного образования, что счита­лось важным в рамках развития национальной культуры на территории России.

Одной из важных проблем, волновавших армянскую общественность колоний диаспоры, являлось сохранение самоуправления. Автономия считалась гарантом национальной культуры. В армянских поселениях действовали различного рода организации, целью которых было поддержание национальной культуры, языка, религии: благотворительные общества, союзы, комитеты, попечительства. Центром армянского просвещения яв­лялась церковь – как единственный проводник национальной культуры.

Важную роль в сохранении национальной культуры и ее пропаганде в русской среде сыграла армянская колония Дона – Новая Нахичевань. Ново-нахичеванская колония поддерживала живую связь с родиной и другими армянскими колониями. Армянские колонии в рамках своих возможностей укрепляли межэтнические связи, принимая участие в главных событиях русской истории, являясь частью российского государства и в то же время продолжая оставаться самобытными армянскими колониями.

Армянским поселениям, основанным в России начиная с конца XVIII в., первоначально предоставлялись значительные льготы, что способство­вало быстрому экономическому и культурному росту. Результатом льгот и

благоприятных жизненных условий явилось установление во всех коло­ниях национальной автономии, что привело к сохранению национальных черт во всех сферах жизнедеятельности общества.

Интенсивное развитие экономики в армянских поселениях было свя­зано как с традиционными историческими формами хозяйствования (зем­леделие, ремесло), так и вновь приобретенными (торговля, предпринима­тельская деятельность). Для всех колоний армянской диаспоры изучаемого региона были характерны определенные черты: во всех колониях получи­ли развитие как земледелие, так и ремесло, торговля, промышлен­ность; максимальное развитие в поселениях армянской диаспоры России изучаемого региона получила внутренняя и внешняя торговля, которая была взаимосвязана с производством и в значительной степени влияла и направляла ее; развитие сельского хозяйства в изучаемых колониях Дона и Степного Предкавказья было обусловлено государственной политикой; в пореформенный период интенсивно развивалась промышленность, об­рабатывающая сельскохозяйственную продукцию. Распространение полу­чило среднее и мелкое товарное производство, что так же несло на себе влияние торговли.

В результате исследования было установлено, что занятость корен­ных армян колоний в традиционных формах хозяйствования – в земледе­лии, ремесле постепенно уменьшается, и наоборот, большая часть была задействована в торговле и промышленности. Причинами смены форм хозяйственной деятельности являются также и исторически сложившиеся обстоятельства вынужденных переходов армян на другие территории. В процессе развития истории, у армян диаспоры выработались определен­ные механизмы выживания, охватывающие все сферы их жизнедеятельно­сти. Исходя из этого, получили распространение те экономические направ­ления, которые в большей степени были выгодны и прибыльны.

Общины армянской диаспоры, как местные самоуправляющие ор­ганизации, стали стабильными и жизнеспособными. Их устойчивость в большей мере обеспечивало предоставленное им еще со дня основания колонии право руководствоваться и пользоваться национальным языком, обычаями и традициями. Наличие этих факторов делало жизнь армян­ских поселений самобытной и замкнутой. Эта замкнутая система, являв­шаяся непосредственным отражением самоуправления, оказала сильное влияние на сохранение в колониях национальных привычек и народных обычаев.

Процесс интеграции армян диаспоры в российское культурное про­странство проходил постепенно. Проникновение русского влияния парал­лельно сопровождалось целенаправленной деятельностью в колониях по сохранению национальных и духовных традиций армян (открытие армянских школ, различных союзов, благотворительных обществ и др.).

В длительном процессе экономического и культурного развития ко­лоний армянской диаспоры Юга России сформировалось совершенно особенное сообщество армян, имевших своеобразную культуру, включа­ющую в себя элементы армянской и русской культуры. Одним из уни­кальных субэтнических образований является культура черкесо-гаев – горских армян, сочетавшая в себе армянскую – исконную, черкесскую и русскую – вновь приобретенные в процессе взаимопроникновения культур, что определяет их как российских черкесо-гаев. Специфика культуры российских армян представляет собой сочетание традицион­ных этнических культурных форм, что объясняется, с одной стороны, естественным желанием сохранить национальную культуру вдали от исторической родины (результатом чего являлась замкнутость колоний), и высокой адаптивной способностью (в дальнейшем), с другой стороны. Совмещение двух указанных факторов привело к сочетанию традици­онной армянской и русской культуры в одном историческом этническом типе российских армян.

Армянские колонии сыграли заметную роль в социально-экономи­ческом и культурном становлении и развитии Юга России. Изначально процесс их переселения являлся необходимым для России фактором за­селения и развития южных районов империи (Дона и Степного Предкав­казья), что способствовало их органичному включению в единое целое России.

Данные поселения были основаны армянами и стали частью соци­ально-экономического и культурного центра всей диаспоры. Основные позиции занимала Новая Нахичевань, как самостоятельное поселение крымских армян, ставшее национальным культурным центром армянской диаспоры указанного региона.

Почти все вышеуказанные процессы и тенденции были характерны и для Армавира, основанного в 1839 г. в качестве аула черкесских армян.

Таким образом, армянские колонии в России сыграли исключитель­ную роль в исторических судьбах своего народа. Народ, вынужденно по­кинувший родную землю, нашел в России вторую родину. Армяне полу­чили право и возможность участия в экономической жизни страны – в ее промышленности, сельском хозяйстве, ремеслах и торговле. В колониях начало развиваться просвещение, были организованы армянские школы. Фактором исключительной важности явилось развитие армянской печати. Многие колонии имели свои типографии, армянские периодические изда­ния и книги печатались в городах России.

Геворгян Гаяне Аршалуйсовна – кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского государственного педагогического университета (г. Армавир).

"Армавир в трех столетиях истории России: XIX - XX - XXI вв. (к 180-летнему юбилею города)". Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.