Во все исторические эпохи, и в наше время в особенности, значительным явлением в развитии культуры были встреча и столкновение различных культур, приводящие к сложным процессам их взаимодействия, с одной стороны, к самоопределению и самосознанию каждой из них, с другой. Особый интерес представляет встреча национальных культур, во многом предопределяющая характер взаимодействия их народов-носителей.
Существует ряд ключевых понятий, характеризующих культуру, выделение и формулировка которых способствует определению национальной культуры и наблюдению за ее встречей с другими культурами.
История человечества складывается из множеств уникальных очагов культуры, которые возможно уложить в определенную историческую закономерность, в законы развития, идущего по восходящей линии, но, тем не менее, именно многообразие этих неповторимых культурно-исторических целостностей составляет самую суть истории. Без этого, по словам В. Гумбольдта, история предстала бы «мертвым часовым механизмом, который следует непреложным законам и приводится в действие механическими силами». Показательно, что даже Гегель, внесший в принцип историзма идею логизма, полагал все же, что действительная история осуществлена в тех конкретных образованиях, для каждого из которых характерна своя «определенность» (т.е. качественное своеобразие) в духовной сфере – в «объективном и абсолютном духе», а именно «она является общей отличительной чертой его религии, его политического строя, его нравственности, его правовой системы, его нравов, а также его науки, искусства и технического умения». Для обозначения этого единства во всем многообразии проявлений данной культуры Гегель использовал термин «дух народа», явно связывая его с народом-носителем. Гегелевская типология истории и, соответственно, культуры (восточный, греческий, римский, германский миры) является схематичной с точки зрения современной философии культуры, но остается бесспорной сама мысль о целостности всякой культуры, к какому бы типу она ни принадлежала, целостности, которая характеризует ее единство и ее неповторимость.
Глубокая сущность целостности как характеристики культуры проявляется предметно в ее «языке», в ее «символике». В этой связи возникает еще одна проблема – проблема понимания иной культуры, которая превращается в задачу постижения ее языка, ее символики и т. д.
Известно, что формы культуры – это есть формы, в которых протекает жизнь народа, и поэтому они составляют важнейшее содержание исторической памяти народа. В формах культуры (и в их памятниках) – в языке, искусстве, нравственно – правовых установках, в религии, науке и отложилось своеобразное, присущее каждому народу, мировосприятие и миропонимание. Функционирование каждой из этих форм и составляет внутреннюю жизнь народа, а рефлексия над ними – его историческую память.
Одно и то же культурное явление выступает в исторической памяти в самых разнообразных, порой неожиданных формах: в языке (именах, названиях, словосочетаниях), в литературе и искусстве, в школах и университетах, в искусстве письма, в особенностях организации общественной жизни, в «правилах» торговли и ремесла и т.д. Отметим, что формы культуры - это формы, внутри которых существует и осуществляется общественная жизнь; общественное бытие народа - в языке, мифе, религии, нравственности, праве, искусстве, науке, философии. Человек объективирует свое общественное сознание в этих формах.
Важным элементом рассматриваемой проблемы является наследование культуры – функционирование культурной традиции данного народа или приобщение, обогащение себя достижениями иных культур.
В истории народа наследование культуры – это глубоко внутренний процесс. Механизм наследования культуры – это механизм преемственности: функционирования культурной традиции, воссоздания и обновления культурой самой себя. То есть наследование культурной традиции при освоении новых форм культуры, наследование культурных ценностей, естественно включающихся в предметы и произведения, идеи и образы культуры, создаваемой в новых общественно – исторических условиях, на новой почве достижений общечеловеческой культуры. Культура наследуется через созидание культуры и только при условии, если культурные ценности становятся составной частью материальной и духовной жизни народа, вернее, если в них протекает его общественная жизнь.
История народа, например, армянского, засвидетельствована не просто сведениями из исторических источников, но, прежде всего, материальной и духовной культурой, созданной за тысячелетия на территории своей исторической родины. Родина культуры – та необходимая, созданная народом, среда проживания, в которой только возможно существование именно данной – неповторимой – культуры. Предметы, составляющие эту природную и искусственную среду, являются памятниками истории и культуры народа.
Таким образом, только историческая память народа, создавшего их, может придать историко–культурный ценностный смысл, и только она может приобщить их к духовному наследию человечества. Лишившись своих носителей, они безвозвратно теряются для всего культурного человечества.
Нетрудно предположить, что среда проживания, привязанная к данной культуре, может быть воспроизведена в чужеродном окружении – в колониях, поселениях, - в «малой родине». Тому пример – немецкие колонии в Закавказье, армянские колонии во Львове, в Крыму, на Дону, в Астрахани и т.д. Создание «малой родины», своей особой среды проживания, являлось необходимым условием для функционирования данной культуры. И, наоборот, без этого условия дальнейшее функционирование данной культуры становится затруднительным – искусственным, если даже действуют остальные культурные механизмы этнозащиты и этносуществования.
Историческая судьба армянского народа сложилась так, что он вынужден был на протяжении многих веков создавать свои материальные и духовные ценности не только на своей этнической территории, но и за ее пределами. Армянская диаспора образовалась как результат национального и религиозного преследования, массовых гонений и насильственных переселений армян из Армении в связи с непрерывными войнами. Важную роль в миграции армян также сыграли социально-экономические и культурные (религиозные) факторы.
К числу стран, где армяне получили возможность мирной жизни и созидательной деятельности, относится Россия, на территории которой в разные исторические периоды были созданы армянские колонии: на данном этапе на основе существующих источников изучены колонии диаспоры Дона и Степного Предкавказья, основанные именно армянами (Новая Нахичевань, Армавир, Святой Крест). Определены основные этапы переселения армян в те регионы на территории России, которые в дальнейшем стали основой для складывания армянских диаспорных объединений.
На основе проведенного исследования можно утверждать, что становление хозяйственной жизни в армянских поселениях происходило под влиянием как традиционных, исторически сложившихся экономических норм, так и вновь приобретенных в соответствии с российскими экономическими условиями и обстоятельствами.
Русско-армянские культурные связи уходят в далекое прошлое, но особенно они окрепли в XIX – начале XX в. Видными очагами армянской культуры стали Москва, Петербург, Астрахань, Кизляр, Моздок, Новая Нахичевань, Армавир, Святой Крест.
Важное значение в процессе интеграции армянского населения диаспоры в российское культурное пространство имело образование. Во всех трех колониях: Новой Нахичевани, Армавире, Святом Кресте большое внимание уделялось просвещению, основой которого первоначально служили церкви и монастыри. Были открыты приходские школы, училища, духовные семинарии, гимназии, ремесленное училище (Новая Нахичевань) и т.д.
Итак, основной целью армянских колоний являлось сохранение или возрождение армянского светского и духовного образования, что считалось важным в рамках развития национальной культуры на территории России.
Одной из важных проблем, волновавших армянскую общественность колоний диаспоры, являлось сохранение самоуправления. Автономия считалась гарантом национальной культуры. В армянских поселениях действовали различного рода организации, целью которых было поддержание национальной культуры, языка, религии: благотворительные общества, союзы, комитеты, попечительства. Центром армянского просвещения являлась церковь – как единственный проводник национальной культуры.
Важную роль в сохранении национальной культуры и ее пропаганде в русской среде сыграла армянская колония Дона – Новая Нахичевань. Ново-нахичеванская колония поддерживала живую связь с родиной и другими армянскими колониями. Армянские колонии в рамках своих возможностей укрепляли межэтнические связи, принимая участие в главных событиях русской истории, являясь частью российского государства и в то же время продолжая оставаться самобытными армянскими колониями.
Армянским поселениям, основанным в России начиная с конца XVIII в., первоначально предоставлялись значительные льготы, что способствовало быстрому экономическому и культурному росту. Результатом льгот и
благоприятных жизненных условий явилось установление во всех колониях национальной автономии, что привело к сохранению национальных черт во всех сферах жизнедеятельности общества.
Интенсивное развитие экономики в армянских поселениях было связано как с традиционными историческими формами хозяйствования (земледелие, ремесло), так и вновь приобретенными (торговля, предпринимательская деятельность). Для всех колоний армянской диаспоры изучаемого региона были характерны определенные черты: во всех колониях получили развитие как земледелие, так и ремесло, торговля, промышленность; максимальное развитие в поселениях армянской диаспоры России изучаемого региона получила внутренняя и внешняя торговля, которая была взаимосвязана с производством и в значительной степени влияла и направляла ее; развитие сельского хозяйства в изучаемых колониях Дона и Степного Предкавказья было обусловлено государственной политикой; в пореформенный период интенсивно развивалась промышленность, обрабатывающая сельскохозяйственную продукцию. Распространение получило среднее и мелкое товарное производство, что так же несло на себе влияние торговли.
В результате исследования было установлено, что занятость коренных армян колоний в традиционных формах хозяйствования – в земледелии, ремесле постепенно уменьшается, и наоборот, большая часть была задействована в торговле и промышленности. Причинами смены форм хозяйственной деятельности являются также и исторически сложившиеся обстоятельства вынужденных переходов армян на другие территории. В процессе развития истории, у армян диаспоры выработались определенные механизмы выживания, охватывающие все сферы их жизнедеятельности. Исходя из этого, получили распространение те экономические направления, которые в большей степени были выгодны и прибыльны.
Общины армянской диаспоры, как местные самоуправляющие организации, стали стабильными и жизнеспособными. Их устойчивость в большей мере обеспечивало предоставленное им еще со дня основания колонии право руководствоваться и пользоваться национальным языком, обычаями и традициями. Наличие этих факторов делало жизнь армянских поселений самобытной и замкнутой. Эта замкнутая система, являвшаяся непосредственным отражением самоуправления, оказала сильное влияние на сохранение в колониях национальных привычек и народных обычаев.
Процесс интеграции армян диаспоры в российское культурное пространство проходил постепенно. Проникновение русского влияния параллельно сопровождалось целенаправленной деятельностью в колониях по сохранению национальных и духовных традиций армян (открытие армянских школ, различных союзов, благотворительных обществ и др.).
В длительном процессе экономического и культурного развития колоний армянской диаспоры Юга России сформировалось совершенно особенное сообщество армян, имевших своеобразную культуру, включающую в себя элементы армянской и русской культуры. Одним из уникальных субэтнических образований является культура черкесо-гаев – горских армян, сочетавшая в себе армянскую – исконную, черкесскую и русскую – вновь приобретенные в процессе взаимопроникновения культур, что определяет их как российских черкесо-гаев. Специфика культуры российских армян представляет собой сочетание традиционных этнических культурных форм, что объясняется, с одной стороны, естественным желанием сохранить национальную культуру вдали от исторической родины (результатом чего являлась замкнутость колоний), и высокой адаптивной способностью (в дальнейшем), с другой стороны. Совмещение двух указанных факторов привело к сочетанию традиционной армянской и русской культуры в одном историческом этническом типе российских армян.
Армянские колонии сыграли заметную роль в социально-экономическом и культурном становлении и развитии Юга России. Изначально процесс их переселения являлся необходимым для России фактором заселения и развития южных районов империи (Дона и Степного Предкавказья), что способствовало их органичному включению в единое целое России.
Данные поселения были основаны армянами и стали частью социально-экономического и культурного центра всей диаспоры. Основные позиции занимала Новая Нахичевань, как самостоятельное поселение крымских армян, ставшее национальным культурным центром армянской диаспоры указанного региона.
Почти все вышеуказанные процессы и тенденции были характерны и для Армавира, основанного в 1839 г. в качестве аула черкесских армян.
Таким образом, армянские колонии в России сыграли исключительную роль в исторических судьбах своего народа. Народ, вынужденно покинувший родную землю, нашел в России вторую родину. Армяне получили право и возможность участия в экономической жизни страны – в ее промышленности, сельском хозяйстве, ремеслах и торговле. В колониях начало развиваться просвещение, были организованы армянские школы. Фактором исключительной важности явилось развитие армянской печати. Многие колонии имели свои типографии, армянские периодические издания и книги печатались в городах России.
Геворгян Гаяне Аршалуйсовна – кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского государственного педагогического университета (г. Армавир).
"Армавир в трех столетиях истории России: XIX - XX - XXI вв. (к 180-летнему юбилею города)". Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.