Общественные организации Нахичевани-на-Дону в конце XIX – начале ХХ в.

Имперский период российской истории не может считаться изученным без осмысления феномена общественных организаций – добровольных, самоуправляющихся и надлежащим образом оформленных объединений, создававшихся на постоянной основе для решения насущных нужд непроизводственного и некоммерческого характера. К началу ХХ в. Количество легальных объединений выросло в сотни раз, и составляли они весьма заметную часть институционной структуры общества.

Самодеятельная активность реализовывалась в таких областях, как совершенствование городской инфраструктуры и коммунальной политики, социальная защита, здравоохранение, физическая культура и спорт, организация досуга, совершенствование духовно-нравственной жизни, образовательно-культурная и художественная деятельность и т.п. Вхождение в российскую жизнь общественных организаций символизировало зарождение нового типа организации социума, приходящего на смену характерным для феодально-сословного строя корпоративным иерархическим институтам, основанным на принципе принудительного участия. Он был ориентирован на равенство возможностей, самофинансирование, выборность, принятие совместных решений в ходе их демократического обсуждения, ротацию должностей, подконтрольность вышестоящих нижестоящим.

В донской «неуниверситетской» провинции, в том числе и в Нахичевани, складывание развитой инфраструктуры добровольных обществ отставало от столичных центров. Более позднее общественное созревание провинции имело под собой объективные причины, которые не сводились лишь к нераспорядительности и безынициативности местных общественных деятелей. Власть относилась к открытию организаций подозрительно, отдавая приоритет столичным центрам. Ввиду немногочисленности в провинции социально активного слоя численность членов обществ была в большинстве своем невелика. В то же время в условиях провинциальной России, где ритм общественной жизни не отличался особым накалом и напряженностью, культурно-просветительская миссия местной нахичеванской общественности по развитию образования, научных знаний и эстетической культуры приобрела особую значимость. Добровольные общества в Нахичевани способствовали также разрушению культурной обособленности российской провинции.

В состав обществ Нахичевани входили представители всех сословий, учредителями и активистами организаций обычно становились представители интеллигенции. Участие интеллигенции в армянских общественных организациях являлось практически единственной законной возможностью выражения гражданской позиции, контакта с массами и просвещения народа. Пестрота социального состава обществ в Нахичевани обусловила и различную политическую ориентацию их членов. Большинство легальных организаций Нахичевани не имело ярко выраженной идеологической окраски, но сам факт их существования (учитывая добровольность членства, выборность руководства, возможность дискуссий, публичность и гласность) способствовал определенной либерализации общества. В целом в общественных организациях Нахичевани революционного периода прослеживается либеральная линия. Она была не такой решительной, ограничивалась преимущественно сферой просветительской и пропагандисткой деятельности.

В Нахичевани действовали научно-просветительские общества – добровольные объединения граждан, созданные с целью распространения просвещения, оказания помощи в получении образования, интеллектуального обогащения и продвижения научных знаний. К таким обществам можно отнести Ростово-Нахичеванское общество народных университетов. Общество «Знание», открытое в Ростове и Нахичевани-на-Дону в 1910 г., ставило своей целью устройство научно-просветительных учреждений и желание дать широкое образование народным массам.

Еще в 1896 г. группой врачей Ростова и Нахичевани-на-Дону в составе 19 человек было создано Общество врачей. Общество было нацелено на улучшение положения здравоохранения в регионе через учреждение лечебниц, санаториев, всеобщего доступа к бесплатному лечению, проведение пропаганды здорового образа жизни. В числе вопросов, имеющих общественное значение, были: вопрос о мерах борьбы с эпидемическими болезнями в Нахичевани и Ростове; вопрос об устройстве лечебницы для приходящих бедных больных. В Обществе состояло 45 человек.

В научно-просветительской области значительной была деятельность Общества истории древностей и природы, учрежденного в 1909 г. изначально как общества, действующего только в Нахичевани, затем распространившего свою деятельность и на Ростов-на-Дону. Целью общества являлось изучение истории и природы Нахичевани и Ростова. Для достижения вышеупомянутых целей Общество собирало материалы по истории, археологии, геологии и нумизматике Нахичевани; устанавливало историю основания Чалтыря, Султан-Салов; разрабатывало данные, касающиеся статистики города; составляло коллекции по геологии, палеонтологии, минералогии, почвоведению, зоологии, ботанике; издавало «Записки» своих трудов. Национально организованная армянская общественность проявляла наибольшую социальную активность в сфере просвещения и образования.

Армянские общества занимались активной просветительской деятельностью. Именно через сплоченные коллективные объединения представители армянского населения решали вопросы образования, учреждая учебные заведения, библиотеки, организовывая лекции, чтения, культурно-эстетические мероприятия, выделяя средства для обучения наиболее нуждающимся учащимся как в пределах своего региона, так и в России. По эффективности реализации запланированных мероприятий можно отметить активно развивающееся в начале ХХ в. Нахичеванское-на-Дону армянское благотворительное общество. В 1905 г. с целью «содействовать умственному, физическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» было открыто «Общество содействия воспитанию детей дошкольного возраста в г. Нахичевани-на-Дону». Учредителями Общества были Е.Г. Яблокова, Г.С. Чахирова, А.К. Мелконова-Езекова, М.Г. Мелконова-Езекова. В 1907 г. насчитывалось 144 члена Общества. Средства Общества складывались из членских взносов, пожертвований, благотворительных вечеров от Нахичеванского городского управления, Церковного попечительства о бедных армянах, Ростовского-на-Дону Общества взаимного кредита. Обществом был открыт детский сад, в конце академического года дети, достигшие школьного возраста, определялись в местные армянские приходские школы.

Армянской общественностью создавались специальные попечительства при церквях. Так, Церковное попечительство о бедных армянах Нахичевани-на-Дону было учреждено 27 октября 1889 г. при Нахичеванской армяно-григорианской соборной церкви для попечения о бедных армянах. Общество имело недвижимое имущество, от которого получало доход до 20 000 руб. в год. Данная армянская общественная организация располагала значительными средствами и оказывала серьезную помощь за счет пожертвований богатых купцов и предпринимателей.

Активно работали в Нахичевани женские армянские благотворительные общества. Нахичеванское армянское женское благотворительное общество попечения было основано в 1882 г. по инициативе армянского епископа и при участии женщин-благотворительниц общества. Общество отличалось немалыми материальными ресурсами, складывающимися в основном из крупных частных пожертвований. По примеру центральных российских городов в Ростове передовая армянская общественность объединялась в культурно-эстетические общества, не только занимавшиеся организацией и проведением досуга, но и стремившиеся наполнить и обогатить повседневную жизнь горожан культурно-эстетическими мероприятиями. Устраивая концерты, спектакли, балы, маскарады, художественные выставки, общества прививали тем самым провинциальному армянскому населению вкус к организованному досугу и потреблению культурных ценностей.

В декабре 1907 г. на базе ликвидированного Ростовского-на-Дону артистического общества было образовано Ростово-Нахичеванское общество изящных искусств. Общество финансировалось в основном Академией художеств, Ростовской-на-Дону городской управой и частными жертвователями. С 1911 по 1919 г. Общество провело 8 художественных выставок-продаж. В выставках приняли участие не только местные художники и скульпторы, среди которых М. Сарьян, но и иногородние – А.И. Куинджи, A.M. Васнецов, Б.М. Кустодиев, И. Левитан и другие. Учредителями Общества любителей драматического искусства в Нахичевани были И. Чарихов, Т. Попов, Г. Чубаров. Объединение занималось организацией увеселительных мероприятий, постановкой спектаклей, концертов, вечеров.

Для российского населения, воспитанного в традициях государственного патернализма, добровольные организации с их самостоятельностью в определении направлений работы, привлечении членов и финансов, способностью к самодисциплине являлись школой гражданской самодеятельности. Они привили вкус к публичной работе, формировали чувство гражданского долга и ответственности, а также иные идеалы и ценности, способствовавшие превращению обывателей, кругозор которых ограничивался заботами о личном существовании, в свободных граждан, мыслящих категориями общественного блага и прогресса.

Превращаясь из редкого элемента социально-культурного ландшафта Нахичевани в его непременный атрибут, добровольные объединения способствовали складыванию в армянском обществе своеобразной культуры ассоциирования.

М.В. Братолюбова.

Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы III Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 30–31 мая 2018 г.

Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.