Для прояснения специфики указанного периода необходимо коротко охарактеризовать его важнейшие черты. Прежде всего, уточним, что Указ Президиума Верховного совета СССР «О введении Особой формы управления в НКАО Азербайджанской ССР» от 12 января 1989 года был принят в условиях полной политической неопределённости в регионе. Это был период, непосредственно последовавший после волны межнациональных столкновений и массового перемещения беженцев, а также совпавшего с ними по времени Спитакского землетрясения 7 декабря 1988 года в Армении.
В организационном плане Движение в Армении было разгромлено, поскольку лидеры были арестованы, а идея Движения была оттенена трагическими последствиями землетрясения. Армения находилась в подавленном состоянии и в тяжелых заботах по преодолению последствий землетрясения. Соответственно, Нагорный Карабах оказался в определённой изоляции.
В такой ситуации указанное решение центральных советских властей являлось в политическом отношении, по сути, методом консервации Движения. В юридическом плане суверенитет Азербайджана, фактически, был деформирован. Полновластным хозяином ситуации стал учрежденный в НКАО центральными советскими властями Комитет с переданным ему в распоряжение воинским контингентом. Понятно, что в таких условиях должен был установиться временный застой в процессах. В Нагорном Карабахе установление Особой формы управления поначалу вызвало всеобщий эффект успокоения. Независимо от оценок новой власти, акт этот воспринимался как определённый успех Движения.
Нас в данной работе будет интересовать качественное влияние этого режима на ситуацию в регионе и на характер Карабахского движения. В связи с этим выделим важнейшие аспекты периода Особой формы управления в НКАО (режим КОУ). Уточним, что нас интересуют комплексные предпосылки развития организационных форм Движения, а также специфика развития политической ситуации.
Наиболее характерными явлениями этого периода следует признать следующие антагонистические тенденции:
1. Режим КОУ временно (до июня 1989 года) стабилизировал систему жизнеобеспечения Нагорного Карабаха и укрепил систему безопасности населения. Акты протеста были прекращены, политическая ситуация стабилизировалась.
2. В период Режима КОУ максимально поощрялось массовое строительство в азербайджанских сёлах НКАО на фоне незначительного объема строительства в армянских сёлах. К данному обстоятельству были наиболее восприимчивы в Нагорном Карабахе. Ярким примером тому является письмо областных руководителей всех рангов, направленное в то время Генсеку ЦК КПСС М.Горбачеву. В нем говорится: «... создается впечатление, что Комитет Особого управления встал на позиции пособничества руководству республики (Азербайджана – М.С.) в интенсивной азербайджанизации области ... происходит целевое выделение средств, и поспешное обустройство азербайджанских сел ...».
3. К маю месяцу 1989 года транспортная блокада области достигла абсолюта. Окончательно закрылась лачинская дорога из Армении в НКАО.
Указанные вторая и третья тенденции поставили под угрозу этническую картину народонаселения Нагорного Карабаха (по крайней мере, такое мнение установилось в общественном сознании). В данный период была проведена перепись населения, согласно которой армянское население НКАО составляло 144 тыс., азербайджанское – 38 тыс. человек.
Указанная ситуация привела к возобновлению акций протеста и, в первую очередь, к возобновлению перманентных массовых забастовок к началу мая. Возобновились митинги и в Армении. Соответственно, было положено начало нового периода напряженности и политической дестабилизации. Вплоть до момента, когда КОУ был упразднён, противостояние в регионе шло по нарастающей. В ответ на массовый разгром в Лачинском районе направлявшихся из Армении в НКАО автомобильных колонн начались нападения на проезжавшие вдоль Степанакерта в город Шуши азербайджанские автоколонны со стройматериалами. Взрывались мосты. К внешней блокаде области прибавилась полная парализация внутренних дорог. В таком парализованном состоянии Комитет Особого управления 28 ноября 1989 года покинул НКАО.
Приведенная выше краткая характеристика периода правления КОУ была призвана создать необходимый фон для понимания тех значимых трансформаций, которым подверглись общественное сознание в Нагорном Карабахе и организационная структура Движения. Если перейти к составлению картины развития организационной структуры Движения, то в первую очередь следует охарактеризовать ситуацию, сложившуюся после упразднения в НКАО властных структур 12 января 1989 года.
Следует напомнить, что к указанному сроку Движение полностью управлялось посредством государственных структур Областного совета и областной партийной организации. Нетрудно представить, какой удар по Движению мог нанести акт роспуска этих структур. Поэтому, вполне логично было ожидать всеобщего стремления восстановить организационную структуру Движения в качественно новой форме.
Первой такой формой стала организация «Миацум». Впервые в НКАО появилась идея дифференциации политических деятелей. Кроме того, впервые организационная структура Движения получила шанс оформиться в орган, не зависимый от государственной структуры. Учредителями организации стали молодые радикалы, обладающие большой популярностью в результате проявления своих способностей в период митингов и забастовок. Членами правления организации стали многие будущие члены президиума Верховного совета НКР Георгий Петросян, Левон Мелик-Шахназарян, Гамлет Григорян, а также ставшие впоследствии известными деятелями Серж Саркисян, Мурад Петросян и др. Координатором организации стал Роберт Кочарян, являвшийся тогда секретарем партийной организации Каршелккомбината. «Миацум» сформулировала свои намерения в форме устава и программы и стала претендовать на лидерство в Движении.
Организация попыталась учредить свой печатный орган, а также зарегистрироваться как общественно-политическая организация. Но реальная деятельность её проявилась в организации очередной волны забастовок и массовых митингов в Степанакерте. Также было развернуто движение за освобождение арестованного лидера комитета «Крунк» Аркадия Манучарова. По своему масштабу это была городская организация, не имевшая влияния в районах области.
Фактически, Движение в Нагорном Карабахе оставалось лишённым единой организационной формы. Это обстоятельство, особенно, в условиях всё более осложнявшейся политической обстановки лета-осени 1989 года, диктовало поиск приемлемой всеобъемлющей структуры. В этот период на митинге 28 июня в Степанакерте Р.Кочарян призвал создать народный фронт Арцаха (Нагорного Карабаха), тем самым ответив на императив времени. Однако, карабахцы были склонны к созданию не независимой общественной структуры, а скорее, некоего единого, более понятного для населения области на фоне прошедшего этапа борьбы органа, включающего в себя и властные структуры. Поиски привели к идее создания Национального совета Нагорного Карабаха – органа, которому могла принадлежать высшая легитимная власть в Нагорном Карабахе.
Национальный совет был учреждён 16 августа 1989 года на съезде полномочных представителей населения Нагорного Карабаха в Степанакерте. Его делегатами были депутаты всех уровней, партийные работники, руководители различных рангов и активисты Движения. Совет состоял из 78 избранных членов и имел президиум с полномочиями осуществления текущей работы. Председателем был избран партийный функционер Вачаган Григорян, к тому времени имевший статус народного депутата СССР. Национальному совету от имени народа Нагорного Карабаха была передана вся полнота власти. Интересно, что на съезд были приглашены представители азербайджанского населения НКАО, которые отказались в нем участвовать.
Очень важным обстоятельством при учреждении Национального совета стала проблема населения Шаумянского района. Впервые при дискуссиях этого периода встал вопрос об участии Шаумянского района в выборах Национального совета. Значимость этого обстоятельства состояла в том, что, хотя армянское население Шаумянского района Азербайджанской ССР участвовало в Движении с самого его начала, но в организационном плане район был больше связан непосредственно с активистами в Ереване. Организационные связи с Движением в НКАО практически отсутствовали. 26 июля 1989 года на внеочередной сессии Шаумянского районного совета народных депутатов было принято решение просить Верховный совет Азербайджанской ССР обсудить вопрос о включении района в состав НКАО.
Будучи сторонниками конституционной борьбы, лидеры Движения в НКАО долгое время остерегались «разбавления» с шаумянцами. Такая позиция послужила причиной тому, что шаумянцам было отказано в участии в мероприятиях по избранию Национального совета Нагорного Карабаха. Этот шаг ясно указывает на крайнюю аморфность политических представлений того периода и недостаточное осознание появляющейся качественно новой формы борьбы.
Здесь необходимо вновь вернуться к рассуждениям об идеологических трансформациях. Специфичность нового органа представляет определённый интерес для целей нашего исследования. Вопрос в том, что его избрание, по своей сути, было первым актом отхода Движения от конституционных норм. Не случайно, что данный шаг сразу же вызвал резкую реакцию центральных советских властей, обвинивших Нагорный Карабах в попытке создать альтернативные структуры власти.
Акт избрания Национального совета выявляет глубокую трансформацию идеи воссоединения в Карабахском движении. Мы впервые встречаемся с проявлением в сознании и деятельности карабахцев идеи независимости в форме деятельного непризнания решений центральных советских властей. Целесообразно подробнее остановиться на развитии идейных основ Движения в Нагорном Карабахе и Армении в течение 1989 года.
Как было сказано выше, идея воссоединения, оказавшаяся способной в короткий срок обрести общенациональный характер, уже с первых же дней Движения пришла в соприкосновение с идеями другого характера, немногочисленные носители которых стремились утвердить их в среде Движения. Основными такими идеями в Армении являлись: идея демократических преобразований (Перестройки), а также периодически всплывающая на митингах идея государственной независимости. Сама форма Движения, изначально названная конституционной борьбой, позволяла легко совместить идею воссоединения с идеей демократических преобразований. Это проявилось в проведении массовых мероприятий под лозунгами «Перестройки», и наиболее яркой формулой являлась «Карабах – испытание перестройки». Подобная форма борьбы в корне отвергала борьбу против устоев советского государства, а Карабахскую проблему представляла как наследие ошибок прошлого, в унисон проповедуемым лозунгам перестройки.
Однако, довольно скоро, с развитием демократического движения в Армении, появилась тенденция некоторого противопоставления идеи воссоединения доминировавшим стремлениям к демократическим (социальным) реформам в Армении. Можно утверждать, что конфликт в руководстве Движения и появление новых членов в комитете «Карабах» весной 1988 года, в некоторой степени, был и результатом начавшегося доминирования идеи социальных преобразований в руководстве Движения.
Совершенно иная ситуация сложилась во взаимоотношениях идей воссоединения и независимости. В указанный период эти идеи открыто противопоставлялись. Лидеры Движения в лице членов комитета «Карабах» квалифицировали пропаганду идеи независимости как провокацию, способную вызвать репрессии против Движения.
Однако, к 1989 году в недрах самой идеи воссоединения стала наблюдаться некоторая дифференциация. В Нагорном Карабахе идея воссоединения всё более выливалась в идею силового сопротивления. В Армении же, в период ареста членов комитета «Карабах», уже весной 1989 года началась открытая пропаганда идеи независимости сторонниками объединения «Национальное самоопределение». Активным пропагандистом этой идеи в тот период был Мовсес Горгисян.
Начавшиеся в Нагорном Карабахе силовые действия окончательно утвердили идею силового сопротивления как первую фазу идеи вооруженного сопротивления. Надо отметить, что первым актом силовых действий в истории Движения стало нападение толпы азербайджанцев из города Агдам на поселок Аскеран на следующий же день (21 февраля 1988 года) после решения сессии Облсовета НКАО о воссоединении с Арменией. Уже в этот день было объявлено о жертвах.
Далее курс на силовое давление утвердился в позиции азербайджанской стороны в дни резни армян в городе Сумгаит 27-29 февраля 1988 года. Данный курс стимулировал все нарастающую волну межнациональных столкновений, которая в конце года вызвала массовые перемещения населения в регионе. Со временем силовое давление дополнилось действиями войск МВД СССР в регионе.
Однако, в Нагорном Карабахе долгое время население отказывалось от силовых действий. Лишь постепенный отход Движения от форм конституционной борьбы в 1989 году превращал Движение в процесс открытого сопротивления властям СССР. Такая ситуация создала условия для интенсивного проникновения в Движение как идеи военного сопротивления, так и идеи независимости (пока лишь в аморфной форме).
Тем не менее, совместное решение Верховного совета Армянской ССР и Национального совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года о воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией стало триумфом идеи воссоединения. Но – недолгим. Уже в тот период к данному решению существовала серьезная оппозиция в руководстве Движения. Но сложная политическая ситуация и открытая угроза безопасности Нагорного Карабаха заставили Армению пойти на столь спорный политический шаг. Такое решение стало неминуемым после указа Верховного совета СССР от 28 ноября 1989 года, упразднившего режим Особого управления в НКАО, и установления в области власти Азербайджана.
Но, весь «смак» этого решения был в том, что, фактически, вслед за Нагорным Карабахом Армения также отошла от действий в рамках Конституции СССР. По сути, указанный акт стал «лебединой песней» идеи воссоединения, поскольку поощрял пути открытого противостояния армянского народа с центральными советскими властями. Появление вышеуказанного постановления было реакцией центральных советских властей на обоюдные протесты конфликтующих сторон. Согласно постановлению, предполагалось упразднить Комитет Особого Управления (КОУ), создать на паритетных с НКАО началах республиканский оргкомитет и восстановить деятельность Областного совета НКАО. Также предполагалось сохранить контингент войск МВД СССР в НКАО с подчинением их создаваемой Союзной контрольно-наблюдательной комиссии.
Данный указ ознаменовал собой установление нового периода в Карабахском движении, приведший к кардинальному пересмотру его идеологических и тактических основ. Поскольку с указанного момента началось становление вооруженного сопротивления в Нагорном Карабахе и утверждение идеи независимости в Армении; поскольку с этого момента обозначился выход АРФ Дашнакцутюн на политическую арену, нам стоит тщательно разобраться в сути политической ситуации начала 1990 – середины 1991 годов. Мы склонны утверждать, что указанный период внес качественные изменения в систему мировоззрения армянского народа и впервые заставил пересмотреть свое отношение к ценностям государства, в котором он проживал.

Манвел Саркисян. Нагорный Карабах: война и политика (1990-1993 гг.), АЦСНИ, Ереван, 2010 г.