Касаясь вопроса истории возникновения идеологии и политического движения пантюркизма во второй половине ХIX века, следует отметить, что большую роль в его создании сыграли российские мусульмане, представители тюрко-татарского населения. И в этом нет ничего удивительного, поскольку, как известно, национальное чувство и, в особенности, его разновидность – национализм возникает и развивается раньше всего в народе, лишенном политической самостоятельности.

На первоначальной стадии своего становления пантюркистское движение мало чем отличалось от соответствующего национального движения других народов Российской империи, которое сводилось к самозащите своих этнорелигиозных и культурных особенностей от господствующей в России религии Православия русской культуры. Необходим был период просвещения собственных народов, формирования у них через новую, национально ориентированную литературу (прозу и поэзию) устойчивого национального (тюркского) самосознания с ориентацией на Османскую империю и Халифат – традиционного геополитического противника России.

Сразу выступить с откровенно пантюркистской программой татарские националисты не могли, поскольку не было для этого подходящих условий. Русская государственная власть была тогда, то есть в конце ХIX века, еще сильна, и всякое сепаратистское движение, как отмечает Зареванд, «неминуемо было осуждено на полное крушение».

В то время национальное движение татар в России недостаточно окрепло, чтобы выдвигать политические задачи, необходимо было пробудить среди широких масс национальное самосознание через литературу и прессу, иными словами, через национально-культурное просвещение. Пионерами реформаторского движения российских мусульман и тюркских народов выступали Исмаил Гаспринский (Гаспарлы) и его супруга Захрэ-ханум в Бахчисарае. Они издавали альманах «Терджюман» (Переводчик), со страниц которого воспевали героизм и подвиги «славных» предков туранских народов, некогда господствовавших над Азией и Европой, объединивших туранские племена и создавших Османскую империю. Эти произведения имели целью внушить татарским массам в России чувство национальной гордости и пробудить в них сознание необходимости национального и расового объединения под властью Стамбула.

В 1895 году начинается новый период пантюркистского движения в России, известный под названием «Идельской литературы», где возникает тенденция пропаганды идей политического пантюркизма. Яркими представителями этого литературного течения в прозе являлся Айяз Исхаков, а в поэзии – Токаев. Русская революция 1905 года открыла широкие возможности для пропаганды идей тюрко-татарского национализма, которая велась не только в художественной литературе, но уже и посредством политической публицистики, газет и журналов. В России в этот период возникает ряд периодических изданий на тюркском языке, среди которых особое место играла газета «Ильдыз» под руководством Максудова. Вокруг этой газеты группировались ряд представителей тюрко-татарской интеллигенции России (например, Халимджан Уруев, Мусабеков, Керимов, Гасан Айвазов, Ахмед Орманиев, Юсуф Акчура, Шакир и Закир Рамиевы и др.).

На Кавказе центром пантюркизма становится г. Баку. При материальной поддержке известного нефтяного миллионера Зейнала Тагиева здесь издавалась ежедневная газета «Каспий», которая стала лейб органом азербайджанского национализма. Во главе «Каспия» стояли такие видные представители пантюркизма, как Али Гусейнзаде, Ахмед-бек Агаев и Али Мардан-бек Топчибашев. В Закавказье идеи пантюркизма пользовались большим успехом, поскольку Турция была географически близка.

Сказанное вовсе не означает, что в самой Османской Турции идеи пантюркизма не получили благодатную почву. В условиях системного общеимперского кризиса в ХIX веке, оттоманское государство и общество крайне нуждались в новой государственной идеологии и политики. В этот период при активном участии западных эзотерических организаций и видных мыслителей сионизма (например, Арминиуса Вамбери, Моиска Кохена, Лумли Давида, Оскра Штрауса и др.) возникает идеология и политическая доктрина пантюркизма, которая из всех других альтернатив (в частности, идеологии и политики османизма и панисламизма) стала более привлекательной, и ориентировала экспансию и геополитическое противоборство анатолийских турок на северо-восток, то есть против России и Китая, где проживают многочисленные народы тюрко-туранского происхождения.

С тех пор и до нашего времени пантюркизм становится удобным политическим инструментарием в геополитике Запада для давления на Россию, инициирования тюркского национал-сепаратизма и ослабления русского государства, вытеснения России из стратегически значимых регионов Центральной Азии и Кавказа, Черноморского и Каспийского бассейнов. Организация «Новые османы» и младотурецкая партия «Иттихад ве тераки» (Единение и прогресс) становятся главными политическими институтами движения пантюркизма в самой Турции, а с их приходом к власти в 1908 году – основной идеологией.

Вся история Первой и Второй мировых войн, а также «холодной войны» проходила с участием Турции и ее идеологии пантюркизма, которая в своей основе преследовала задачу отторжения от России или СССР тюрконаселенных регионов нашей страны, либо разжигания тюркского национализма и локальных войн для подрыва территориальной целостности Советского Союза и новой России.

На протяжении ХХ века Турция, будь то османская или республиканская, то и дело оказывалась в союзе с сильным на конкретный исторический период государством Запада (в разное время с кайзеровской и фашистской Германией, англосаксонской Великобританией и США) против России и СССР. И каждый раз в условиях военного или политического кризиса в России, распада государства или участия в войне, когда происходило системное ослабление нашей страны, Турция и пантюркистское движение рассматривали возможность очередного наступления против России, активизировалась разведывательно-подрывная деятельность турецких спецслужб и различных радикальных пантюркистских организаций.

 

Основные угрозы интересам Российской Федерации от идеологии и политики пантюркизма (внешние и внутренние аспекты). Александр Сваранц. Журнал «Регион и мир». 2010, 1.